Государственная Дума Федерального собрания РФ
.RU

Государственная Дума Федерального собрания РФ



Государственная Дума Федерального собрания РФ Стенограмма заседания 10 апреля 2012 г
Здание Государственной Думы. Большой зал. 10 апреля 2012 года. 10 часов. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков

Коллеги, у нас два вопроса — 15-й и 16-й — докладывает официальный представитель правительства заместитель министра здравоохранения и социального развития Вероника Игоревна Скворцова. Это два связанных вопроса — закон "О донорстве крови и её компонентов" и внесение изменений в некоторые законодательные акты в связи с этим законом, поэтому один доклад прозвучит. Правильно я понимаю?

Пожалуйста, Вероника Игоревна.

^ Скворцова В. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О донорстве крови и её компонентов" разработан в целях совершенствования законодательства в сфере организации заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности и клинического использования донорской крови и её компонентов, а также охраны здоровья доноров и реципиентов.

С момента принятия действующего закона прошло девятнадцать лет, отечественная экономика и система исполнительной власти претерпели значительные изменения, произошло разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления. В связи с произошедшими изменениями в сфере регуляции донорства крови и её компонентов за последние годы было принято большое количество поправок в действующий закон и подзаконных нормативных актов, но, несмотря на это, в действующем законодательстве имеется целый ряд правовых пробелов, которые требуют выработки новых подходов и принципов к регулированию указанных вопросов. Это не может быть обеспечено корректировкой отдельных положений действующего закона и нуждается в комплексной актуализации. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке нового законодательного акта, который бы, с одной стороны, обеспечил преемственность ранее принятых и не утративших актуальности положений и, с другой стороны, включал бы новеллы.

Одной из несомненных новелл проекта закона является предусмотренный им обширный понятийный аппарат, который определяет субъекты сферы донорства крови и её компонентов, а также содержание видов деятельности в указанной сфере.

Впервые также проектом закона установлены правовые основы для объединения всей деятельности по заготовке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности и клиническому использованию донорской крови и её компонентов в единую систему службы крови. Согласованность действий этой системы будет обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с закреплёнными в законе полномочиями. Чётко определены пределы государственного регулирования отношений в указанной сфере. Данное регулирование будет происходить путём лицензирования медицинской деятельности, включая указанные работы, установления в техническом регламенте требований к безопасности донорской крови и компонентов, ведения единой базы данных, а также государственного надзора и контроля.

Проект закона чётко разграничивает полномочия в сфере обращения донорской крови и её компонентов между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для органов местного самоуправления также предусмотрена возможность осуществления мероприятий в указанной сфере.

Для каждого вида деятельности, осуществляемого в сфере донорства крови и её компонентов, проектом закона определены организационные основы, включающие перечень организаций, осуществляющих тот или иной вид деятельности, необходимые условия её осуществления и ограничения в виде чётко сформулированных запретов. Большая значимость видится в объединении норм, характеризующих права и обязанности донора и реципиента, в отдельные статьи проекта закона.

В проекте федерального закона отражена, как нам представляется, наиболее взвешенная и оптимальная позиция относительно статуса донорства с учётом сегодняшних реалий. В настоящее время в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации, не менее 11—13 процентов граждан, пополняющих банки крови, являются платными донорами. Платные донации преимущественно осуществляются определёнными категориями доноров с редкими группами крови, иммунными донорами, у которых взятию крови предшествует специфическая иммунизация и лабораторный контроль за выработкой иммунитета, а также донорами клеток при заготовке тромбоконцентрата автоматическим методом. Проект закона наделяет донора правом выбрать сдачу крови или её компонентов — безвозмездно или за плату, в чём видится определённый морально-этический аспект. Следует подчеркнуть, что в действующем законе отсутствует какое-либо упоминание о донорах, сдающих кровь за плату, несмотря на фактическое их наличие, прежде всего доноров из указанных групп специальных.

Проект закона определяет прохождение обязательного бесплатного медицинского обследования как обязанности любого донора — и платного, и бесплатного, что должно играть немаловажную роль в обеспечении охраны здоровья как донора, так и реципиента. В то же время концепция проекта закона, отражённая в основных принципах донорства крови и её компонентов, исходит из необходимости поощрения и поддержки именно безвозмездного донорства крови, что соответствует международным тенденциям. В связи с этим для доноров, сдающих кровь безвозмездно, в проекте закона детально отражены их дополнительные права (по сравнению с платными донорами) в виде мер социальной поддержки. Такой подход установлен и действующим законом, а также подтверждён определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 2002 и 2003 годов, подчеркнувшими социальную значимость безвозмездного донорства, так как совершение гражданином акта донорства происходит добровольно с риском для его жизни и в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а следовательно, в интересах государства и общества в целом.

Обеспечение бесплатным питанием донора в день сдачи им крови уже предусмотрено действующим законом, вместе с тем новый проект закона предлагает конкретные механизмы установления органом исполнительной власти субъектов рациона бесплатного питания. С учётом роста числа и распространённости мобильных комплексов службы крови и высоких показателей заготовки крови и её компонентов в них проект закона дополнен положением, допускающим замену полагающегося донору бесплатного питания денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости примерного рациона питания донора. Указанное решение может быть принято федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сохраняются меры социальной поддержки, уже имеющиеся в действующем законодательстве, такие как право на первоочередное обеспечение льготными путёвками на санаторно-курортное лечение тех доноров, которые в течение года сдали кровь в объёме, равном двум максимально допустимым дозам, а также сохранено положение о приравнивании инвалидности донора к инвалидности, наступившей в связи с выполнением трудовых функций.

Важнейшую роль в обеспечении контроля в сфере обращения донорской крови должно сыграть внедрение единой базы данных, создание и ведение которой предусматривается проектом закона. Так, планируется, что указанная база данных в любой момент времени будет обеспечивать возможность установления личности донора и личности реципиента, идентификации донорской крови и её компонентов. Составной её частью определён федеральный регистр доноров, в который включается информация о доноре, выполнившем свою донорскую функцию. Порядок ведения единой базы данных, включая указанный регистр, будет определён Правительством Российской Федерации.

В ходе подготовки и рассмотрения проекта закона перед его внесением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был поставлен ряд вопросов, требующих отдельного разъяснения. Так, согласно положениям законопроекта в службу крови входят муниципальные организации здравоохранения, соответствующие подразделения которых были созданы не позднее 1 января 2006 года. Следует напомнить, что в результате разграничения полномочий, проведённого федеральным законом номер 258, вопросы сферы донорства были отнесены к полномочиям государственных организаций здравоохранения, однако, учитывая, что указанными вопросами в большей степени занимались муниципальные образования, с 1 января 2007 года было сохранено право заниматься ими за теми муниципальными образованиями, структурные подразделения которых были созданы не позже 1 января 2006 года. Данная норма воспроизведена и в предлагаемом к рассмотрению законопроекте, так как этот проект закона создавался согласно установленным нормативам Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 1993 года. В то же время в связи с принятием нового закона — № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" — предусматривается корректировка полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления и пересмотр множества законодательных актов, включая и представляемый сегодня законопроект. В связи с этим положения рассматриваемого законопроекта также будут соответствующим образом откорректированы после его принятия в первом чтении в рамках поправок ко второму чтению.

В проекте закона установлен отложенный срок его вступления в силу — на три месяца, что позволит субъектам обращения донорской крови и её компонентов и гражданам (донорам и реципиентам) адаптироваться к положениям нового федерального закона. Кроме того, указанный срок позволит сформировать необходимую нормативно-правовую базу. Потребуется принятие десяти постановлений правительства и семи приказов Минздравсоцразвития. Часть из указанных актов уже принята и действует, поэтому, возможно, потребуется только их минимальная корректировка.

Что касается вытекающих из проекта закона новых актов, то их подготовку планируется осуществить предположительно ко второму чтению в случае принятия проекта федерального закона в первом чтении. Реализация положений проекта закона потребовала подготовить ряд изменений, которые должны быть внесены в отдельные законодательные акты параллельно с принятием закона. Это 131-й и 184-й законы, законы "О статусе военнослужащих", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и "О персональных данных". Указанные изменения носят преимущественно технический характер. Они обобщены в проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О донорстве крови и её компонентов".

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Вероника Игоревна.

Содоклад председателя Комитета по охране здоровья Сергея Вячеславовича Калашникова. Тоже один будет содоклад?

Пожалуйста.

Калашников С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья концептуально поддерживает данный законопроект, считая его актуальным и важным. Я не буду повторять все новеллы, которые достаточно подробно были изложены Вероникой Игоревной, когда она докладывала о содержании этого законопроекта, но остановлюсь на некоторых вопросах, которые, на наш взгляд, представляются достаточно важными.

Первое — это то, что данный закон действительно не является во всех своих частях законом прямого действия и требует реализации, в частности, через постановления правительства, которые Вероника Игоревна назвала, их десять. У нас несколько другая цифра, но цифры близки.

Коллеги, есть одно постановление, которое вызывает у нас сомнения, — о техническом регламенте о требованиях безопасности крови. Ряд статей, порядка четырёх, соотносятся с этим техническим регламентом, и если он не будет принят за три месяца, которые отданы на вступление в силу данного закона, то весь закон, вернее, не весь закон, но большая его часть просто-напросто провисает. Есть большое сомнение по поводу того, что этот технический регламент может быть принят правительством в течение трёх месяцев, я прошу обратить на это внимание.

Кроме того, в данном законопроекте есть ряд неурегулированных вопросов, которые можно поправить во втором чтении, но это потребует дополнительной работы. В частности, необходимо расширение и уточнение понятийного аппарата, который является, по сути дела, основой данного законопроекта. Требуют уточнения вопросы разграничения полномочий, в частности вопросы, связанные с обеспечением ряда функций, которые устанавливаются для муниципальных организаций здравоохранения.

Проблемы, которые на сегодняшний день есть, вполне могут быть урегулированы во втором чтении, однако есть некоторые положения, которые вызывают недоумение. В частности, в статье 13 предусмотрен временный отвод от донорства, а механизма возврата в донорский контингент нет. К определению "донорство крови" в статье 2 следует добавить тезис о том, что положения настоящего закона не распространяются на донорство собственной (аутологичной) крови и донорство стволовых клеток крови. В определение субъектов обращения донорской крови не вошли клиники, переливающие кровь. Вызывает сомнение отсутствие определения безвозмездной донации и сочетание с понятием "безвозмездно" отгулов, выплат за питание и так далее. Кроме того, непонятно, чем кабинеты отличаются от отделений.

И ещё один пассаж, о котором я не могу не упомянуть. В действующем законе 1993 года правительству предписано установить порядок обмена донорской кровью и её компонентами с зарубежными организациями. До сих пор, за девятнадцать лет, правительство этого не сделало, не выполнило закон, но в новый закон внесли ту же самую норму. То есть вместо того, чтобы выполнить старый закон, её вводят в новый.

С точки зрения юридико-технической и лингвистической тоже есть замечания по данному законопроекту, но, я думаю, они все могут быть учтены во втором чтении.

Комитет по охране здоровья предлагает концептуально, в первом чтении данный законопроект принять.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Есть ли вопросы к докладчикам? Есть.

Включите запись на вопросы.

Покажите список.

Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.

Локоть А. Е. Уважаемая Вероника Игоревна, мы воспитаны в традициях безвозмездного донорства и помним, как, вообще говоря, это всячески пропагандировалось в стране, и было очень большое движение. Сейчас данным законопроектом фактически вводится понятие "донорство за плату". Какие риски здесь, на ваш взгляд, существуют? Не исчезнет ли вообще безвозмездное донорство? Не приведёт ли такое узаконивание, вот подобная мера к торговле человеческими органами?

Спасибо.

Скворцова В. И. Глубокоуважаемый Анатолий Евгеньевич, платное донорство не вводится данным законом, оно уже существует в настоящее время, особенно для тех функций, которые невозможно удовлетворить с помощью бесплатного донорства. Я уже упоминала эти три специфические группы. Это доноры с редкими группами крови, которые постоянно востребованы, и при этом их количество ограниченное. Это иммунные доноры, которых специально готовят к сдаче иммунной крови, вакцинируя их, иммунизируя и отслеживая, проводя многочисленные лабораторные тесты. И кроме того, это доноры клеток крови, когда проводится трудоёмкая процедура специализированным автоматизированным способом. Донация крови этими категориями во всех странах мира, в том числе в Евросоюзе, в Америке, в Австралии, оплачивается, и в нашей стране это происходит точно так же. В настоящее время в нашей стране 11 процентов платных доноров. В действующем законе это вообще не упоминается, как будто этого факта нет, и мы фактически просто приводим законодательную базу в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.

Наряду с этим основным принципом, прописанным в законе, не менее важным является принцип безвозмездного донорства, и так же, как это было в Советском Союзе и на протяжении всей нашей истории, государство будет всячески поощрять безвозмездное донорство. Вот именно поэтому введены те права бесплатных доноров, безвозмездных, которых нет у платных доноров, и я в своём выступлении их отметила.

Председательствующий. Дегтярёв Михаил Владимирович.

Диденко А. Н., фракция ЛДПР.

Диденко Алексей по карточке Дегтярёва.

Вопрос к Веронике Игоревне.

Вот позавчера я вернулся из командировки в Республику Татарстан. На встрече с избирателями в городе Набережные Челны — а мы все знаем, какой это специфический район в плане экологической безопасности граждан, — один пенсионер задал такой вопрос. Он является почётным донором и на встречу пришёл после получения пенсии вместе со своей супругой, тоже пенсионером. И вот он сказал, что заявленное повышение, о чём много говорили, размера пенсии его жены, которая получает общую пенсию по достижении возраста, было намного выше, чем у него, несмотря на его специальный статус. Поэтому у меня вопрос такой: может, вы проясните, существуют ли или планируется вводить какие-то дополнительные социальные гарантии для лиц, которые являются почётными донорами?

Спасибо.

Скворцова В. И. Спасибо за вопрос.

Положение о почётных донорах специально прописано в нескольких статьях законопроекта. К ним относятся люди, которые сдали более сорока раз кровь или более шестидесяти раз плазму крови. Специальной статьёй установлено денежное вознаграждение в размере 9 тысяч 959 рублей. Это ежегодная выплата, которая индексируется согласно индексу-дефлятору в январе каждого следующего года. Каких-то других финансовых мер поддержки не предусмотрено, однако предусмотрено внеочередное оказание медицинской помощи любого профиля, для работающих граждан — определённые льготы при выделении путёвок на санаторно-курортное лечение, а также предоставление отпуска в тот период, когда предпочитает работающий гражданин.

Председательствующий. Нилов Ярослав Евгеньевич.

Нилов Я. Е., фракция ЛДПР.

Уважаемая Вероника Игоревна, вот к вашему законопроекту приложено финансово-экономическое обоснование, которое говорит о том, что не потребуется дополнительных затрат из госбюджета в случае принятия данного закона. Однако вы этим законом наделяете органы МСУ возможностью создания донорских центров, которые будут заниматься забором крови, а также наделяете полномочиями по пропаганде донорства в нашей стране. Не кажется ли вам, что в тех органах МСУ, в которых не будет достаточно средств для решения насущных проблем, тема донорства в принципе просто будет похоронена, потому что она уйдёт на второй план с учётом нерешённости иных проблем, которые волнуют граждан больше, чем вопрос донорства?

Спасибо.

Скворцова В. И. Глубокоуважаемый Ярослав Евгеньевич, нам так не кажется, потому что данный закон не создаёт новой инфраструктуры. Она уже создана, она создана в каждом субъекте Российской Федерации, и в неё погружены все государственные и муниципальные медицинские организации. Кроме того, за последние три года с помощью национального проекта "Здоровье" была уже создана информационная база данных, которая всего лишь актуализируется представленным законопроектом. Дополнительных денег на её поддержание не потребуется, это уже отлажено за последние три года.

Председательствующий. Савельев Дмитрий Иванович.

Савельев Д. И. Уважаемая Вероника Игоревна, вот в законопроекте вводится понятие трансфузиологических кабинетов, однако неясно, в чём отличие подобных кабинетов от станций и отделений переливания крови. Общеизвестно, что сегодня работники отделений переливания крови имеют особые пенсионные права, надбавки за вредность и другие привилегии. Предлагаемая реорганизация, должным образом не прописанная в законе, может привести к тому, что понятия будут размыты и действующие сегодня специалисты могут лишиться своих льгот.

Спасибо.

Скворцова В. И. Дмитрий Иванович, спасибо за данный комментарий, мы его обязательно учтём при подготовке подзаконных актов, потому что различия между данными образованиями — отделениями трансфузиологии, переливания крови и станциями, которые обеспечивают весь спектр, от заготовки, хранения, транспортировки и так далее, — существенны, и это будет учтено в том числе и в функциональных обязанностях сотрудников, которые работают в этих подразделениях.

Председательствующий. Плетнёва Тамара Васильевна.

Плетнёва Т. В. Спасибо.

У меня вопрос к Веронике Игоревне.

Я позволю себе не согласиться, что основой закона является понятийный аппарат. Я всегда считала, что основа закона — это то, чего от нас ждут. В данном случае чтобы эта кровь была в любом уголке страны, где это необходимо, чтобы эта кровь была безопасной и нельзя было заразиться, а такое часто бывает в нашей жизни, чтобы хранение было достойное. И всё это зависит от статуса донора, который мы пытаемся в этом законе определить, и новое заключается примерно в этом, всё остальное — это хорошо забытое старое.

Скажите, пожалуйста, Вероника Игоревна, разве можно заменять рацион питания денежным вознаграждением? К вам пойдут асоциальные элементы, пьяницы и другие люди, которые будут получать копейки и за углом их пропивать. Скажите, пожалуйста, возможно ли это? И сколько стоит вообще этот законопроект, если по-настоящему статус донора прописывать, так, как это положено, чтобы люди шли, люди нормальные, те, кто... (Микрофон отключён.)

Скворцова В. И. Глубокоуважаемая Тамара Васильевна, прежде всего, хотела бы с вами согласиться, что понятийный аппарат не является основой закона, а является его новеллой, о чём и было сказано в моём выступлении.

Второй момент. Донором крови может быть любой здоровый гражданин, который прошёл обязательное медицинское обследование по очень жёсткому регламенту, включая все необходимые исследования на носительство вирусов, на токсины, на бактериальное носительство и так далее, и в отношении которого принято решение, что он может быть донором, при этом этот акт является добровольным. В этой связи социально неблагополучные элементы по определению донорами быть не могут.

Следующий момент — в отношении возможности замены питания денежным эквивалентом. На наш взгляд, это единственная возможная мера при применении мобильных установок для переливания крови и для забора крови. И опыт нашей страны свидетельствует о том, что обеспечить удалённые районы и районы сельские часто можно только вот таким образом, поэтому мера нам представляется адекватной.

Председательствующий. Зелинский Ян Викторович.

Зелинский Я. В., фракция ЛДПР.

Вероника Игоревна, в нашей стране большая нехватка донорской крови. Скажите, пожалуйста, предусмотрены ли данным проектом закона какие-то стимулы именно для граждан, которые хотят стать донорами? Я имею в виду не те минимальные денежные средства, которые выплачиваются при сдаче крови или плазмы. А также скажите, пожалуйста, существует ли какая-то охрана, какое-то обеспечение безопасности донорской крови, потому что в нашей стране очень большое количество хищений донорской крови? Какой-то проект обеспечения безопасности процесса существует или нет?

Скворцова В. И. Глубокоуважаемый Ян Викторович, спасибо большое за два очень важных вопроса.

Что касается первого вопроса. Безусловно, самым важным стимулом развития безвозмездного донорства является морально-нравственный стимул, и именно к этому и призывает вся система, и само понятие "донорство" сопряжено не только с пропагандой, но и с большой системой воспитательных мер, начиная с детского возраста, хотя донором человек может стать с восемнадцати лет.

Что касается вашего второго вопроса, о безопасности, о хищении. Минздравсоцразвития вместе с Федеральной службой безопасности разрабатывали систему мер по хранению и транспортировке крови, с тем чтобы невозможно было изъять донорскую кровь где-то на траектории её движения. Более того, законом специально введена статья об ответственности за любые нарушения, включая так называемое неклиническое применение донорской крови, то есть применение, не связанное с переливанием крови реципиенту по медицинским показаниям. Это будет наказываться и административно, и уголовно.

Председательствующий. Глубоковская Эльмира Гусейновна, пожалуйста.

Глубоковская Э. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемая Вероника Игоревна, сегодняшняя инициатива — это ещё один очень важный шаг в формировании законодательной базы, которая необходима для реформ, проводимых Минздравсоцразвития. Работа по совершенствованию донорской помощи уже ведётся в практическом плане в рамках нацпроекта "Здоровье", поэтому законодательная инициатива и актуальна, и своевременна, особенно учитывая, что она нацелена на создание стратегического, стабильного запаса крови, который нужен не только для практического здравоохранения, но и для ситуаций, что сегодня очень важно, связанных с различными природными катаклизмами, техногенными катастрофами. Законопроект ориентирован на обеспечение безопасности продукции крови. И очень важная позиция — это то, что он содействует формированию безвозмездного донорства.

Но поскольку первое чтение, у меня вопрос. Донор — это лицо, которое проходит медицинское обследование, добровольно на это соглашается, но не указано... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте тридцать секунд.

Глубоковская Э. Г. Не является ли вот такая формулировка, согласно которой нет необходимости донору иметь гражданство российское, фактором, повышающим риски для здоровья реципиентов?

Скворцова В. И. Спасибо большое, Эльмира Гусейновна, и за оценку своевременности принятия законопроекта, и за ваш вопрос.

Донором может являться любой гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, решивший пойти на донорство добровольно, практически здоровый, то есть прошедший обязательное медицинское обследование, поэтому речь идёт именно о гражданах страны.

Председательствующий. Спасибо.

Коллеги, список записавшихся на вопросы исчерпан. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Один желающий, два. Запишитесь, пожалуйста.

Включите режим записи.

Покажите список.

Четыре человека записались. Они будут выступать уже в 16.00.

Спасибо, коллеги. Перерыв до 16.00.

(После перерыва)

Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин

Председательствующий. Коллеги, добрый день! 16.00, давайте продолжим работу. Прошу приготовиться к регистрации.

Прошу включить режим регистрации.

Покажите, пожалуйста, результаты регистрации.

^ Результаты регистрации (16 час. 01 мин. 12 сек.)

Присутствует 440 чел. 97,8 %

Отсутствует 10 чел. 2,2 %

Всего депутатов 450 чел.

Не зарегистрировано 10 чел. 2,2 %

Результат: кворум есть

^ Кворум имеется.

Продолжаем работу по вопросам 15 и 16, которые рассматриваются одновременно, и переходим к обсуждению доклада. Татьяна Владимировна Яковлева, пожалуйста.

Яковлева Т. В. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект в первом чтении. И так как донорской крови никогда не бывает много, и этот законопроект касается практически каждого человека, и очень велика потребность именно в безвозмездном донорстве, пропаганде донорства, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает провести общественные слушания данного законопроекта до второго чтения. Мы выступаем за принятие данного законопроекта в первом чтении.

Председательствующий. Спасибо.

Дмитрий Иванович Савельев.

Савельев Д. И. Данный законопроект, без сомнения, важен и нужен, его надо, конечно же, принимать, но тем не менее он требует существенной доработки. Вот один момент, который хотел бы озвучить.

Представленный законопроект несёт в себе отголоски советской юриспруденции и не учитывает сложившиеся реалии. Я имею в виду сохранение и разделение в законопроекте понятий возмездной и безвозмездной донации. Во-первых, непонятно, как сочетаются с понятием "безвозмездно" предоставление донору отгулов и выплата денег за питание. Во-вторых, ещё с советских времён сохранился этот атавизм: всё, что делается безвозмездно, — хорошо, всё, что делается за деньги, — плохо. Ну какая нам разница, даром или на возмездной основе сдаёт человек свою кровь? Главное — результат. Вот у нас в стране общее число доноров только за 2010 год снизилось на 8 процентов по сравнению с 2009 годом, это минус сто пятьдесят тысяч доноров. Нам необходимо в 8—10 раз увеличить в стране число доноров крови и её компонентов, чтобы покрыть внутренние потребности нашего здравоохранения, а мы всё делим доноров на разные категории!

Поэтому всё-таки предлагается решить проблему кардинально, приравняв возмездное донорство к безвозмездному. Тогда доноры, сдающие кровь за деньги, будут иметь те же самые социальные льготы и привилегии, вплоть до права на присвоение звания "Почётный донор России". Этим шагом мы стимулируем людей к более активной сдаче крови и её компонентов. Вот выступала замминистра, она сказала, что это, вообще-то, определённый риск для жизни. Ну да, понятно, тут бесплатное питание доноров и какие-то прочие льготы, но так он в семью ещё принесёт деньги, палку колбасы купит, булку хлеба, семью накормит.

Председательствующий. Спасибо.

Сергей Иванович Фургал.

Микрофон включите, пожалуйста.

^ Фургал С. И., фракция ЛДПР.

Уважаемые коллеги, данный законопроект является социально значимым, поэтому фракция ЛДПР в полном составе будет его поддерживать. Но несмотря на то что мы будем поддерживать данный законопроект, нам хотелось бы сказать о некоторых моментах, которые, с нашей точки зрения, необходимо исправить.

Отдельные разделы рассматриваемого законопроекта требуют доработки, например, необходимо расширение и уточнение вопросов о разграничении полномочий и наделение муниципальных организаций здравоохранения не правами, а реальными обязанностями по осуществлению ими всех функций, указанных в данном законопроекте. Повторяю, несмотря на то что мы полностью поддерживаем концепцию законопроекта, мы предлагаем внести некоторые изменения.

Первое. В статье 4 "Основные принципы донорства крови и её компонентов" указано, что донорство крови и её компонентов основывается на пяти принципах. Мы предлагаем в статью 4 добавить шестой принцип — принцип рационального использования крови, основной целью которого является экономное расходование крови и её компонентов, недопущение списывания невыданных эритроцитов, некарантизированной плазмы, брака на основе ложноположительных результатов скрининга. Также мы считаем, что в статью 4 законопроекта можно было бы внести ещё один пункт, который касается пропаганды донорства крови и её компонентов, это будет информировать общество о социальной значимости донорства.

Второе. Пункт 2 статьи 11 "Права органов местного самоуправления в сфере обращения донорской крови и её компонентов" мы хотели бы расширить. Мы считаем, что в этой статье установлена декларативная норма о том, что органы местного самоуправления вправе создавать на территории муниципального образования условия для развития службы крови и реализации региональных программ развития службы крови, так как содержание данного права не раскрывается, потому что нет ссылок на иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В этой связи мы считаем, что можно было бы к этой статье применить положения статьи 17 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", содержание данного права может раскрываться в законах субъектов Российской Федерации в этой части.

Кроме этого, у нас есть вопрос по безвозмездной донации. Мы не совсем понимаем, как безвозмездная донация сочетается с отгулами и выплатой денег за питание. Также необходимо внести изменения в статью 12 "Донор, его права и обязанности". В этой статье — она очень важная — говорится, что донор обязан сообщать известные ему сведения о перенесённых инфекционных заболеваниях, контактах с инфекционными больными, пребывании на территориях, неблагополучных по инфекционным заболеваниям, а также об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, о вакцинации, хирургических вмешательствах и профессиональной вредности, однако здесь не учитываются особенности сексуального поведения этого человека, которые могут быть причиной инфицирования его как потенциального донора. Я считаю, что этот момент тоже необходимо отразить.

Статья 14, где определены права реципиента, в том числе на добровольное согласие или отказ от переливания крови или её компонентов, в своей основе повторяет положения законодательства об охране здоровья и может быть исключена как излишняя.

Кроме этого, в статье 22, имеющей название "Меры социальной поддержки, предоставляемые донору, сдавшему кровь или её компоненты безвозмездно", предусмотрена замена бесплатного питания денежным эквивалентом стоимости обеда — это касается мобильного комплекса, однако практика показывает, что в больницах, особенно в районных больницах, где есть станции и кабинеты переливания крови, выполнить, так сказать, функцию бесплатного обеда не всегда представляется возможным, поэтому, я думаю, здесь можно было бы добавить, что не только в условиях мобильных комплексов, но и в стационарных условиях, где нет такой возможности.

Тут у меня есть ещё несколько поправок, но об этих поправках уже говорил содокладчик, поэтому я хотел бы остановиться только на тех, о которых сказал.

И в заключение своего выступления я хотел бы сказать, что фракция ЛДПР будет голосовать за данный законопроект в полном составе, но необходимо ко второму чтению всё-таки внести изменения.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Иванович.

Пожалуйста, Олег Анатольевич Куликов.

^ Куликов О. А., фракция КПРФ.

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Актуальность, необходимость внесения законопроекта "О донорстве крови и её компонентов" не вызывает сомнений, вместе с тем законопроект вводит совершенно новые нормы в существующую практику, которые не соответствуют ни сложившимся в стране традициям, ни международным подходам. О достоинствах законопроекта было сказано уже много, хочу сделать некоторые замечания и внести предложения к законопроекту.

Законопроект впервые вводит понятие платного донорства. В предыдущем законе, 93-го года, платное донорство не было предусмотрено, и эта позиция отстаивалась экспертами как наиболее прогрессивная: торговля органами и тканями человека безнравственна. Но законопроектом предполагается, что кровь и её компоненты, полученные за плату, будут использоваться в клинических целях — такая позиция противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, которая настаивает на развитии безвозмездного донорства. Платное донорство является исключением в развитых странах мира, например, в Соединённых Штатах Америки.

Платное донорство ведёт к значительному повышению риска распространения в обществе трансмиссивных инфекций, таких как ВИЧ и гепатиты, так как платный донор нацелен на скрытие риска передачи такой инфекции. Это наркоманы, жрицы любви, гомосексуалисты, бомжи и прочие, имеющие высокий риск носительства таких инфекций и обычно стремящиеся сдать кровь за деньги. Иное дело — заготовка компонентов крови для её промышленного использования, предусматривающего её противовирусную обработку. Здесь, как правило, и используется платный забор компонентов крови как сырья для технологической переработки и получения лекарственных средств.

Законопроект вводит институт торговли донорской кровью и её компонентами. Ни кровь, ни её компоненты, получаемые у донора с целью клинического применения, товаром не являются и не могут являться. Введение понятия продажи донорской крови и её компонентов рассматривается многими как кощунство, так как безвозмездный донор, придя на донорский пункт для сдачи крови, совершает гражданский благотворительный акт, а в случае если он будет знать, что этот акт направлен на получение прибыли, донор сдавать кровь бесплатно не будет. Таким образом уничтожается само понятие безвозмездного донорства. Довод о том, что сейчас донорская кровь, её компоненты продаются для технического применения, является демонстрацией беспорядка в нашей системе здравоохранения. Торговля кровью и её компонентами будет иметь разрушительные последствия для службы крови и в конечном счёте для национальной безопасности страны.

В статье 18 говорится о безвозмездной передаче донорской крови и её компонентов организациям, находящимся за пределами нашей страны. Неясно, зачем такая передача необходима, каким организациям будут передаваться кровь и её компоненты. Вкупе с разрешением продажи крови это означает создание механизма торговли донорской кровью с другими странами.

Законопроектом вводится и очевидная дискриминация медицинских организаций, различающихся по своему статусу. Так, организации муниципального, субъектового подчинения и часть организаций федерального подчинения получают кровь и её компоненты безвозмездно, а медицинские организации академии наук, Центробанка, "Газпрома", РАО "РЖД" и другие — за плату. В этом отношении данные организации приравниваются к организациям частной системы здравоохранения, о чём прямо говорится в пункте 3 статьи 17. Законом "Об обязательном медицинском страховании..." установлены равные возможности для участия медицинских организаций всех форм собственности и административного подчинения в оказании помощи по ОМС, но данный законопроект дискриминирует часть организаций, так как в соответствии с его нормами они не смогут оказывать помощь в рамках единых тарифов на оказание медицинских услуг.

Инородной смотрится в законопроекте статья 14 "Права реципиента". Это фактически единственная статья, посвящённая клиническому применению донорской крови, — очевидно, что этого недостаточно. Кроме того, концепция законопроекта — это заготовка, переработка и хранение крови, а не её использование. Появление этой статьи требует внесения изменений в название законопроекта и внесения в законопроект дополнительных статей, касающихся применения донорской крови и её компонентов. Требуется существенное расширение мер социальной поддержки и защиты доноров, включая лекарственное обеспечение, оказание высокотехнологической медицинской помощи в случае необходимости, страхование рисков доноров и дополнительное медицинское страхование.

Фракция КПРФ поддержит законопроект в первом чтении. Мы надеемся, что наши замечания и предложения будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, иначе мы не сможем поддерживать его в дальнейшем.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Полномочные представители президента и правительства не выступают. У докладчика и содокладчика есть желание выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".


3.3 Государственная Дума (первое чтение)

10.04.2012

257-6 ГД

принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия постановления


gosudarstvo-i-pravo-rossijskoj-imperii-v-period-absolyutizma-chast-2.html
gosudarstvo-i-pravo-rossijskoj-imperii-v-period-absolyutizma-chast-7.html
gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-2004-god-noyabr-barnaul-2004.html
gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-bbk-67-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2010-goda.html
gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2003-goda.html
gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-nauchno-pedagogicheskaya-biblioteka-byulleten-novih-postuplenij-2007-goda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/danilchenko-valerij-fedorovich-ukraina.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-po-delam-molodezhi-17-maya-v-14-30-v-mui-dt-koleso-projdet-press-konferenciya-posvyashennaya-zakritiyu-tvorcheskogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/chleni-obshestvennoj-palati-predlagayut-na-baze-skolkovo-sozdat-centr-biologicheskih-kollekcij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-modernizacii-zdravoohraneniya-orlovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi-orlovskaya-oblast-2011-god-stranica-6.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/predmet-i-zadachi-statistiki.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-10.html
  • spur.bystrickaya.ru/literaturno-kriticheskaya-i-nauchnaya-deyatelnost-gazi-kashshafa-10-01-02-literatura-narodov-rossijskoj-federacii-tatarskaya-literatura.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsego-chasov-teoreticheskogo-obucheniya-perechen-obrazovatelnih-programm-specialnostej-realizuemih-v-ramkah-dannogo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskij-kompleks-po-discipline-zoologiya-bespozvonochnih-sostavitel-k-b-n.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gorno-graficheskaya-dokumentaciya.html
  • university.bystrickaya.ru/gol-na-vidumki-hitra-70-i-eshe-5-let-v-stroyu.html
  • education.bystrickaya.ru/4-glavnaya-idealnaya-cel-i-osnovnie-zadachi-professionalnogo-samoopredeleniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-po-viboru-vstrecha-s-grafikami.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-golovu-yamadaeva-rasplatilis-kvartiroj-novosti-12.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-gosudarstvennij-zakazchik-specializirovannaya-organizaciya-5-statya-uchastniki-razmesheniya-zakaza-5-stranica-6.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-moloka-v-selhozorganizaciyah-respubliki-agropromishlennogo-kompleksa-i-selskih-territorij-v.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-teoretiko-prakticheskie-osnovi-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-finansovomu-planu-vvedenie-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-statyu-11-federalnogo-zakona-o-dnyah-voinskoj-slavi-i-pamyatnih-datah-rossii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-literatura.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-ekologo-biologicheskie-posledstviya-chernobilskoj-katastrofi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologiya-razuma-izbrannie-stati-po-antropologii-psihiatrii-i-epistemologii-stranica-22.html
  • learn.bystrickaya.ru/georgij-grachev-igor-melnik-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/konsultantplyus.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-vospitatelnim-processom-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • credit.bystrickaya.ru/perspektivno-tematicheskij-plan-po-predmetu-osnovnie-processi-i-oborudovanie-svarochnogo-proizvodstva-200-chasov-uchebniki.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-nauchno-tehnicheskih-meropriyatij-gou-vpo-shgpu-na-2011-god-versiya-1.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennij-francuzskij-detektiv-stranica-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-12-maya-2006-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/nw2op120088yu0001f1-termini-i-opredeleniya-atomenergoproekt-novovoronezhskaya-aes-2-s.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-kadrovaya-politika-i-rukovodstvo-tekushej-rabotoj-soveta-novosibirsk-izdatelstvo-rif-.html
  • klass.bystrickaya.ru/bank-oao-nomos-bank-sibir-g-novosibirsk-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lot-6-uchebnaya-literatura-dokumentaciya-ob-aukcione-na-postavku-uchebnoj-literaturi-dlya-nuzhd-universiteta-filialov-universiteta.html
  • student.bystrickaya.ru/168-atamanovmg-i-publikacij-na-religiozno-duhovnuyu-tematiku-spisok-hudozhestvennih-proizvedenij-a-takzhe.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-a-s-kazurova-problemi-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-muzikalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.