.RU

Государственная экологическая экспертиза - «Введение»


^ Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы и направлена на предупреждение возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза призвана способствовать улучшению сферы обитания человека, в том числе:

– достижению в предстоящие годы нормативных показателей чистоты атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов;

– решению проблем с деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

– обеспечению экологически безопасной среды для растительного и животного мира.

Поскольку, по оценкам специалистов, предотвращение загрязнения природной среды обходится дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений, одной из наиболее эффективных мер является государственная экологическая экспертиза, которая осуществляет предупредительный контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Она обеспечивает строгое соблюдение законодательных и нормативных требований по социальным и экологическим проблемам в предплановой и проектной документации.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в области организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Объекты, которые подлежат государственной экологической экспертизе регионального уровня, определены статьей 12 закона № 174 от 23.11.1995 в редакции от 08.05.2009 с изменениями от 17.12.2009 «Об экологической экспертизе».

В таблице 5.5 приведены сравнительные данные количества проведенных государственных экологических экспертиз за последние два года.

Таблица 5.5

Сведения о количестве проведенных государственных экологических экспертиз

Объект экспертизы

2009 г.

2010 г.

Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды

5

1

Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, оказыва­ющих воздействие на окружающую среду

1

3

Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

2

5

Итого

8

9

В 2010 году Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры было организовано и проведено 9 государственных экологических экспертиз.

Наиболее значимые проекты, прошедшие государственную экологическую экспертизу в 2010 году:

1. Материалы, обосновывающие лимиты изъятия объектов животного мира в охотничий сезон 2010-2011 гг. на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Использование охотничьих ресурсов в регионе является одним из основных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера, которые систематически недоосваиваются. В проектных материалах проведена оценка состояния численности охотничьих животных на территории округа в прошедшие сезоны охоты и дан прогноз численности на будущий сезон, определены нормы (лимиты) допустимого изъятия. В выводах экспертная комиссия рекомендует к утверждению лимиты изъятия охотничьих животных на сезон 2010-2011 гг.

2. Проект долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах». Цель программы: улучшение экологической обстановки для обеспечения экологической безопасности автономного округа. В программе дан анализ проблем в области охраны окружающей среды по отдельным ее компонентам и разработан комплекс мероприятий по их решению.

По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия пришла к выводу, что проект программы соответствует требованиям природоохранного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации в области охраны окружающей среды.

3. Проектная документация карьеров для гидромеханизированных работ в районе разведочных скважин на Северо-Ватлорском, Ватлорском и Лунгорском лицензионных участках в границах природного парка «Нумто». На территории парка наряду с охранными зонами установлены зоны, где допускается ведение хозяйства экологически безопасными методами, в том числе работы, связанные с освоением месторождений углеводородного сырья при соблюдении экологически безопасного природопользования. В ходе проведения государственной экологической экспертизы разработчиками были учтены замечания экспертной комиссии, внесены соответствующие корректировки в проектную документацию, направленные на совершенствование приня­тых технических, технологических, организационных и иных решений с целью снижения негативного воздействия объекта на особо охраняемую природную территорию.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является подтверждением гарантий заказчика по обеспечению выполнения им в обосновывающей документации экологических требований законодательства.

Требования к качеству и обоснованности проведения экологических экспертиз постоянно повышаются наряду с ускорением научно-технического прогресса, внедрением в производство новейшей техники и технологии.
^ Экологический мониторинг Экологический мониторинг компонентов природной среды Экологический мониторинг в границах лицензионных участков недр
Система экологического мониторинга организована и функционирует в рамках в исполнения полномочий автономного округа, установленных федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ, по «участию в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации».

Мероприятия по мониторингу окружающей среды составляют отдельный блок целевой окружной программы «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2005-2010 годах», утвержденной Законом автономного округа от 28 января 2005 года № 9-оз.

Территориальную систему экологического мониторинга образуют наблюдательная сеть Росгидромета, трансграничные и транзитные посты вне границ лицензионных участков недр, пункты локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр. Организовано проведение работ по обеспечению оперативной космической информацией дистанционного зондирования для ведения экологического мониторинга. Это позволяет охватывать наблюдениями всю площадь автономного округа, осуществлять усиленный контроль состояния водных объектов и территорий нефтепромыслов, наиболее подверженных техногенному воздействию.

Таблица 5.6

Основные характеристики системы экологического мониторинга автономного округа по состоянию на 01.01.2011 г.

Подсистемы экологического мониторинга

Пункты наблюдения

Кол-во пунктов наблюдения

Кол-во контролируемых параметров

Мониторинг атмосферного воздуха

Стационарные Росгидромета (в населенных пунктах)

7

8

Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр)

754

7

Мониторинг снеговых выпадений

Трансграничные и транзитные (по всей территории округа)

18

14

Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр)

810

13

Мониторинг поверхностных вод

Контрольные створы Росгидромета

12

16

Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр)

1 866

19

Трансграничные и транзитные (вне границ лицензионных участков недр)

91

19

Мониторинг донных отложений

Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр)

1 600

14

Трансграничные и транзитные (вне границ лицензионных участков недр)

91

13

Мониторинг почв

Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр)

1 493

17

Организация наблюдений в границах лицензионных участков недр осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 29 июля 2003 № 302-п «Об утверждении требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Постановление). В соответствии с Постановлением недропользователи обязаны создавать системы регулярных наблюдений на лицензионных участках и предоставлять информацию о результатах наблюдений в единую базу данных. Перед организацией исследований осуществляется разработка проектной документации, которая подлежит обязательному согласованию с исполнительными органами в области охраны окружающей среды. В проектах с учетом индивидуальных особенностей лицензионных участков определяется оптимальное количество и периодичность наблюдений, перечень загрязняющих веществ. В настоящее время разработано и согласовано 242 проектов локального экологического мониторинга, что составляет 92,4% охвата всех эксплуатируемых лицензионных участков недр на территории автономного округа. Для централизованного накопления результаты локального мониторинга в виде электронной отчетности в соответствии с установленными сроками поступают в программный комплекс «Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков».

В настоящее время, в базе данных «Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков» содержится информация с точными географическими координатами по 188 478 измерениям за 2008 год, по 168 463 измерениям за 2009 год, по 102 652 измерениям (результаты предварительные) за 2010 год (таблица 5.7).

Таблица 5.7

Количество измерений, составляющее базу данных экологического мониторинга в 2008-2010 гг.

Год

Атмосфер­ный воздух

Снежный покров

Поверхност­ные воды

Донные отложения

Почвы

Всего

2008

13 430

13 708

115 242

20 181

26 293

188 854

2009

9 652

11 684

98 060

17 275

21 008

157 679

2010

8984

10522

75 212*

5 068*

2 866*

102652*

* – данные предварительные

Действующая система территориального экологического мониторинга решает задачи, связанные с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности:

1. Контроль соблюдения государственных стандартов качества природных сред.

2. Получение объективных исходных данных для разработки программ оздоровления экологической обстановки и предупреждения повышения уровня загрязнения окружающей среды.

3. Информирование населения и органов государственной власти о состоянии окружающей среды.

4. Проведение оценки техногенного воздействия на природные комплексы и эффективности природоохранных мероприятий.
^ Экологический мониторинг вне границ лицензионных участков недр
Проведение работ по ведению экологического мониторинга вне границ лицензионных участков автономного округа осуществляется на основании разработанного в 2006 году проекта «Ведение экологического мониторинга на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Содержанием работ являются систематические измерения качественных и количественных показателей состояния снежного покрова, водных экосистем, их эколого-гидрохимическая оценка. В ходе работ проводится параметрическое покомпонентное определение состояния водных объектов, определение соответствия нормативам качества вод. Перечень определяемых физико-химических и химических показателей качества снеговых выпадений, поверхностных вод и донных отложений определен в соответствии с требованиями к определению исходной загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 29 июля 2003 г. № 302-п.

Вне границ лицензионных участков недр в соответствии с проектом предусмотрен отбор проб снега в 18 пунктах мониторинга, проб воды и донных отложений в 91 пункте мониторинга. Отбор проб снега проводится в период максимального влагозапаса (март-апрель), отбор проб поверхностных вод 2 раза в год в период паводка (май-июнь) и в период летне-осенней межени (август). Обследование водотоков проводится с использованием водного транспорта по трем маршрутам, которые охватывают основные водотоки автономного округа:

– маршрут № 1 отбора проб проходит по Кондинскому и Ханты-Мансийскому районам, от г. Ханты-Мансийска вверх по течению р. Иртыш до устья р. Конда, и далее к ее истоку. Цель маршрута определение качества природных вод на территории Кондинской низменности;

– маршрут № 2 проходит через 4 района: Ханты-Мансийский, Нефтеюганский, Сургутский, Нижневартовский, маршрутом охвачены одни из самых крупных, транзитных водных объектов округа: р. Обь (от Ханты-Мансийска до устья р. Вах), р. Назым, р. Вах (до поселка Ларьяк), р. Юганская Обь, р. Большой Юган, р. Малый Юган, р. Аган, р. Тромъеган, р. Ай-Коликъеган;

– маршрут № 3 проходит через 4 административных района: Ханты-Мансийский, Октябрьский, Белоярский, Березовский. Отбор проб воды осуществляется в водных объектах: р. Обь, р. Большая Обь, р. Малая Обь, р. Казым, р. Северная Сосьва, р. Малая Сосьва, р. Яблынья, р. Ляпин, протоки Ендырская и Лапорская. Основной целью отбора проб является оценка фонового уровня содержания веществ и возможных путей миграции загрязнителей по бассейнам р. Северная Сосьва и р. Ляпин.

При отборе проб снега обследуются участки различных типов – пригородные зоны (зоны разгрузки с территорий городов), зоны разгрузки с территорий лицензионных участков нефтедобычи и условно фоновые участки с целью определения трансграничного переноса загрязняющих веществ и оценки вклада собственных источников в загрязнение атмосферного воздуха и снежного покрова.
^ Мониторинг пресных подземных вод территориального уровня
Опорные участки территориальной системы государственного мониторинга подземных вод расположены в Ханты-Мансийском, Нижневартовском и Советском административных районах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Основой ведения мониторинга подземных вод территориального уровня является действующая сеть наблюдательных пунктов.

Вся территориальная наблюдательная сеть мониторинга сконцентрирована на 4-х опорных участках, которые соответствуют площадям Нижневартовского и Ханты-Мансийского полигонов, Горноправдинского и Советского гидрогеологических постов.

Всего в системе наблюдений территориального уровня находится 73 скважины, по которым в оперативном режиме осуществляется мониторинг водоносных горизонтов зоны пресных подземных вод (четвертичного, новомихайловского, атлымского и тавдинского) из которых осуществляется питьевое, хозяйственно-бытовое и техническое водоснабжение округа.

На опорных участках проводится контроль за уровнем ВГ, образованием деформаций горизонтов (образование депрессионной воронки), за загрязнением питьевых подземных вод.

Объектный мониторинг в зоне пресных подземных вод (верхний гидрогеологический этаж) ведется на участках недр с групповыми и одиночными водозаборами. На указанных объектах недроводопользования требования к порядку ведения мониторинга определяются условиями лицензионных соглашений.

Для групповых водозаборов, как правило, первоочередным условием проведения мониторинга является разработка соответствующих программ, включающих как создание системы мониторинга подземных вод, так и, при необходимости, оценку (переоценку) эксплуатационных запасов подземных вод.

На одиночных водозаборах система мониторинговых наблюдений включает систематические наблюдения за водоотбором подземных вод, положением динамического уровня, качеством добываемых подземных вод, техническим состоянием скважин и санитарным состоянием зон санитарной охраны. Регламент таких наблюдений, как уже указывалось выше, определяется лицензионными соглашениями. Отчетность недропользователей в настоящее время осуществляется с передачей данных мониторинга в Нижнеобское БВУ по ХМАО и формам 2-ТП (водхоз).

gou-vpo-saratovskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-n-g-chernishevskogo-institut-istorii-i-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
gou-vpo-vgtu-centr-sodejstviya-zanyatosti-uchashejsya-molodezhi-i-trudoustrojstva-vipusknikov.html
gouvpo-chelyabinskij-gosudarstvennij-universitet-obyazuetsya-postavit-tovar-ukazannij-v-p-nastoyashego-kontrakta.html
govene-a-s-pushkin-natale-nikolaevne-i-ivanu-aleksandrovichu.html
govorenie-kak-vid-rechevoj-deyatelnosti-na-sovremennoi-anglijskom-yazike.html
govori-mne-o-lyubvi-dom-narodnogo-tvorchestva-sbornik-scenariev-i-metodicheskih-materialov-dlya-organizacii-dosuga.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-nauchnij-rukovoditel-i-ego-obyazannosti-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-diplomnoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/18-narechie-kak-chr-morfologicheskie-i-sintaksicheskie-priznaki-narechij-razryadi-narechij-po-znacheniyu-stepeni-sravneniya-kachestvennih-narechij-produktivnie-sposobi-obrazovaniya-narechij-stranica-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhivopis-pered-pervoj-mirovoj-vojnoj-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-montazh-i-ekspluataciya-vremennih-elektrosetej-i-elektrooborudovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-diskursiya-i-chelovecheskoe-bitie-mishel-fuko-slova-i-veshi-arheologiya-gumanitarnih-nauk.html
  • education.bystrickaya.ru/152-ustrojstvo-pozicionirovaniya-petli-instrukciya-dlya-naladchika-shvejnogo-avtomata-3650-ev.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-politiko-pravovie-doktrini.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-arhivnoj-sluzhbi-astrahanskoj-oblasti-vipusk-9-yanvar-iyun-2008-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/promishlennih-predpriyatij-za-period-2004-2009gg-centr-gigieni-i-epidemiologii-v-chechenskoj-respublike.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cajtnot-vpishi-sam.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-kto-pomogal-gitleru-http-www-fourthreich-info-forum.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnoe-upravlenie-1885-1920-uroki-amerikanskogo-menedzhmenta.html
  • student.bystrickaya.ru/-52-superpozicii-i-formuli-pridnestrovskij-gosudarstvennij-universitet-im-t-g-shevchenko-inzhenerno-tehnicheskij.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-pyatnici-do-pyatnici-29-yanvarya-2012-goda-v-moskve-sostoyalos-obshee-sobranie-uchastnikov-regionalnogo-blagotvoritelnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urozhaj-u-izbrannih-sobranie-privetstvie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchetnij-doklad-ispolkoma-pkr.html
  • desk.bystrickaya.ru/paradoks-poznavaemosti-i-krizis-antirealizma-chast-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semestrovij-plan-grupp-vihodnogo-dnya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroka-obem-konusa.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovaniya-filosofii-problemi-ponyatiya-principi-stranica-16.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-suevernost-i-professionalizm-reformirovanie-kotoroe-nachalos-v-rossii-na-rubezhe-dvuh-stoletij-zatronulo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/selekcionno-geneticheskaya-harakteristika-ishodnogo-materiala-capsicum-l-po-osnovnim-hozyajstvenno-cennim-priznakam.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-sozdanii-nauchno-spravochnogo-apparata-i-ispolzovanii-arhivnih-dokumentov-nacionalnogo-arhiva-respubliki-kareliya-1995-2005-gg-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-i-napravleniya-deyatelnosti.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-radio-gosduma-rf-monitoring-smi-29-yanvarya-2008-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/dvorci-dlya-slug-naroda-uzhe-pochti-gotovi-1-rieltori-7-stagnaciya-nablyudaemaya-segodnya-na-moskovskom-rinke-kardinalno.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-farmakologii-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-tezisi-dokladov-56-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • education.bystrickaya.ru/10-metodicheskie-ukazaniya-dlya-prepodavatelej-po-discipline-modulyu-kursu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-programm-himioterapii-razlichnoj-intensivnosti-v-lechenii-ostrogo-limfoblastnogo-lejkoza-u-detej-14-01-08-pediatriya-14-01-21-gematologiya-i-perelivanie-krovi-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/10-iyunya-v-0900-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-21-672-7-iyunya-2010-g.html
  • education.bystrickaya.ru/1rasskazova-irina-aleksandrovna-uchitel-inostrannogo-yazika-mou-bolsheukovskaya-sosh.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pritcha-o-postupke-sovershyonnom-iz-lyubvi-metodika-raboti-nad-izlozheniyami-s-kompleksnim-analizom-teksta-posobie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svodka-i-grupirovka-dannih-2cel-raboti-i-zadachi-metodika-vipolneniya-raboti-poryadok-vipolneniya-raboti-trebovaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdatelskaya-gruppa-infra-mnorma-moskva-1997.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-vii-praktikum-po-russkomu-yaziku-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.