.RU

Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного я и призвания человека - страница 9



Таблица 3. Факторный анализ свойств темперамента и характера (n = 116)

Параметры

Факторы после вращения

1

2

3

4

ЭРМ

0.20963

0.31992

0.22311

0.45322*

ЭРИ

-0.03374

-0.05184

0.69141*

0.08503

ЭРК

-0.19516

0.71957*

-0.20482

-0.00993

ПМ

0.27559

-0.03007

0.42417

0.00642

ПИ

-0.23907

0.10612

0.11802

0.33355

ПК

-0.11316

0.70093*

-0.23951

0.05145

СМ

-0.26178

0.57110*

0.24274

0.27982

СИ

-0.30582

0.26309

0.61736*

0.13855

СК

-0.05805

0.66696*

0.11027

-0.27202

ЭМ

0.57764*

-0.19266

0.2678

0.19303

ЭИ

0.73775*

-0.12184

0.11314

0.01336

ЭК

0.50724*

-0.0256

0.06865

-0.02258

Гип.

0.11837

0.67018*

0.17982

0.32932

Зас.

-0.01135

0.22595

0.27191

0.58543*

Эмо.

0.73738*

0.12543

0.36489

-0.20234

Пед.

0.46036

-0.09601

0.08528

0.63494*

Тре.

0.65809*

0.22129

0.14712

0.07734

Цик.

0.70762*

-0.04231

-0.29932

-0.09843

Дем.

0.10885

0.65244*

0.22644

0.07657

Воз.

-0.16106

0.01359

-0.66886*

0.20874

Дис.

0.13937

-0.63190*

0.10801

0.40412

Экз.

0.80678*

0.12064

0.03216

-0.06077

Примечание. Полное название параметров приведено в табл. !.(*)- значимые веса.

Отрицательная связь была выявлена между данной чертой характера и интеллектуальной скоростью (r = -. 191, p = .02), положительная - с психомоторной эргичностью (r = .218, p = .01) и всеми тремя эмоциональными характеристиками темперамента (r = .305, .450, 314; во всех случаях p = .00). В более обобщенном виде результаты сопоставления черт характера и свойств темперамента представлены в табл. 3, в которой приведены результаты факторного анализа общей матрицы интеркорреляций темперамента и характера. Использовался метод главных компонент с вращением факторов по методу Varimax.

Извлеченные четыре фактора из общей матрицы интеркорреляций описывали около 70% общей дисперсии матрицы. Первый фактор объединил эмоциональные характеристики темперамента и четыре черты характера: эмотивную, тревожную, циклотимную и экзальтированную. Второй фактор составили коммуникативные признаки темперамента (эргичность, пластичность, скорость в коммуникативной сфере) и три черты характера: гипертимная, демонстративная и дистимная (с обратным знаком). В третий фактор со значимыми весами вошли две интеллектуальные характеристики темперамента и одна черта характера (с отрицательным знаком) - возбудимость. Четвертый фактор составили один признак темперамента - эргичность психомоторная (тенденция, факторный вес равен .4532) и две черты характера: застревание и педантичность.

Таким образом, каждой черте характера соответствует определенное сочетание свойств темперамента, с которыми она находится в определенных корреляционных отношениях. Одни коэффициенты корреляции являются значимо положительными, другие - значимо отрицательными. В некоторых случаях значимые корреляции отсутствуют.

Полученные результаты соответствуют высказанной нами гипотезе о трех видах взаимоотношения темперамента и характера. В случае положительных корреляций можно, по-видимому, говорить, о том, что конкретная черта характера сформировалась как "продолжение", усиление конкретного темпераментального свойства. В случае же отрицательных корреляций, данная черта характера выступает как компенсаторное образование по отношению к конкретным свойствам темперамента. Отсутствие значимых корреляций говорит, по-видимому, о том, что рассматриваемые черта характера и аспект темперамента развиваются независимо друг от друга.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что гипертимами скорее становятся индивиды, обладающие более высокими значениями эргичности и скорости во всех сферах поведения - психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной, а также более высокими значениями пластичности в коммуникативной сфере. Следовательно, гипертимную черту характера можно рассматривать как усиление (под влиянием социальных факторов) сангвино-холерических свойств темперамента.

Что касается черты застревания, то полученные факты свидетельствуют о том, что в ее формировании решающая роль принадлежит, по-видимому, социальным факторам: застревающий характер возникает как компенсация скорее у флегматиков и меланхоликов, у которых заторможена коммуникативная активность.

Полученные данные также указывают на то, что эмотивная черта характера базируется, во-первых, на высоких показателях эмоциональности, и, во-вторых, формируется по принципу усиления у холериков, обладающих высокими значениями коммуникативной эргичности и психомоторной пластичности.

Формирование черты педантичности происходит, вероятно, как по принципу усиления, так и по принципу компенсации определенных свойств темперамента. Педанты (люди с более высокими

стр. 70



значениями по шкале педантичности) - это скорее всего меланхолики с высоким уровнем эмоциональности, медленными речевыми процессами, но с хорошей психомоторной выносливостью.

Такая черта характера, как тревожность, по сравнению с другими чертами испытывает на себе, по всей вероятности, наибольшее влияние темперамента. Тревожный характер формируется, по нашим данным, или как усиление одних свойств темперамента или в качестве компенсации других. Тревожный характер, возникает, видимо, у меланхоликов, т.е. индивидов прежде всего высоко эмоциональных, отличающихся низкой коммуникативной выносливостью, повышенной ригидностью и медлительностью в интеллектуальной и коммуникативных сферах поведения. Однако следует особо отметить, что тревожные индивиды не являются "чистыми" меланхоликами, они обладают высокими значениями пластичности (гибкости) в психомоторной сфере.

Циклотимная черта имеет также явную биологическую (темпераментальную) основу. "Циклотимы" (люди с более высокими значениями по шкале циклотимности) - это меланхолики с высокими значениями эмоциональности, низкой выносливостью (эргичностью) в интеллектуальной и коммуникативной сферах и повышенной "заторможенностью" во всех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

Демонстративная, так же как и гипертимная черта характера, формируется под влиянием тех же самых свойств темперамента: высокой эргичности в психомоторной и коммуникативной сферах, высокой пластичности в коммуникативной сфере и высокой скорости во всех сферах поведения. Следовательно, демонстративную черту характера можно также рассматривать как усиление сангвино-холерических свойств темперамента. Однако гипертим и демонстрант отличаются друг от друга: у гипертима по сравнению с демонстрантом отмечается более высокая эргичность в интеллектуальной сфере.

Возбудимая черта характера, как и черта застревания, в процессе формирования испытывает, по-видимому, значительно более мощное влияние со стороны социума, чем темперамента. У возбудимого типа смешанный, противоречивый темперамент. С одной стороны, он сангвино-холерик в коммуникативной сфере поведения, с другой - флегмато-меланхолик в интеллектуальной сфере.

Дистимная черта, являющаяся, по мнению Леонгарда [14], противоположностью гипертимной, как и следовало ожидать, обнаружила значимые коэффициенты корреляции с теми же свойствами темперамента, но с обратным знаком. Действительно, у дистимиков наблюдались менее выраженная коммуникативная эргичность, более низкая коммуникативная пластичность, более низкий психомоторный коммуникативный темп. Однако, у дистимиков и гипертимиков есть и общие признаки: первые, как и вторые, обладают более высокой интеллектуальной эргичностью.

Экзальтанты (люди с более высокими значениями по шкале экзальтированности), так же как и циклотимы, являются высоко эмоциональными индивидами с пониженной скоростью интеллектуальных процессов. На этом, однако, сходство между ними заканчивается. Экзальтанты более выносливы в психомоторной сфере; циклотимы менее выносливы в интеллектуальной и коммуникативной сферах.

Результаты факторного анализа в целом подтверждают данные, полученные с помощью корреляционного анализа связей свойств темперамента и характера. Первый фактор, как указывалось выше, объединил эмоциональные характеристики темперамента и четыре черты характера: эмотивную, тревожную, циклоидную и экзальтированную. Очевидно, что в основе вышеназванных черт характера лежат эмоциональные свойства темперамента. Второй фактор, как уже отмечалось, составили коммуникативные его признаки: эргичность, пластичность, скорость и три черты характера: гипертимность, демонстративность и дистимность (с обратным знаком). Следовательно, вполне естественно допустить, что данные черты характера тесным образом связаны с коммуникативной активностью человека. В третий фактор со значимыми весами вошли два интеллектуальных свойства темперамента и одна черта характера (с отрицательным знаком) - возбудимость. Исходя из этого можно допустить, что такая черта характера, как возбудимость, формируется по компенсаторному типу у индивидов с низким уровнем интеллектуальной активности. Четвертый фактор составили: один признак темперамента - эргичность психомоторная и две черты характера - застревание и педантичность. (По-видимому, эргичность психомоторная является важным фактором в формировании данных свойств характера.)

Результаты проведенного исследования убедительно подтверждают продуктивность разрабатываемого нами подхода в изучении соотношения формально-динамических (темпераментальных) свойств с различными чертами характера [20, 21,22].

Полученные данные еще раз заостряют проблему о природе характера и методах его оценки. Лексикографические и другие эмпирические (описательные) методы оценки характера, получившие весьма широкое распространение в среде психологов, такие как, например, 16-факторный опросник Кеттелла [26], "Большая пятерка фак-

стр. 71



торов личности" МакКрея и Коста [28], имеют два явных недостатка: во-первых, в них отсутствует теоретическое обоснование количества факторов, и, во-вторых, в этих методах без достаточного анализа используются как формально-динамические, так и явно содержательные, социально обусловленные черты поведения. И поэтому, с нашей точки зрения, лексикографическое понимание характера не отражает психологическую сущность и природу тех или иных его черт, поскольку оно не определяет четко границы темперамента, характера и личности.

В соответствии с полученными результатами нашего исследования о соотношении темперамента и характера можно сформулировать следующие представления об их роли в структуре индивидуальности. Темперамент обеспечивает фоновую, базовую, тоническую регуляцию поведения в нормальных условиях жизнедеятельности, имманентно присущую конкретному индивиду: типичный способ и уровень расходования энергии, скорость переключения с одних видов деятельности на другие, темп индивидуального поведения, чувствительность (обратную связь) к ошибкам поведения.

Характер же целесообразно рассматривать как видоизмененный, защитный темперамент, формирующийся как система устойчивых поведенческих стратегий, опирающийся на позитивный или негативный личный опыт индивида в преодолении новых, экстремальных, стрессовых, психотравмирующих и тому подобных ситуаций.

На основании полученных результатов можно предложить следующее определение черты характера: это - устойчивое свойство индивидуального поведения, сформированное на базе формально-динамических свойств индивида (выносливости, пластичности, скорости, способов эмоционального реагирования) с целью достижения максимально адекватного эффекта с минимальными потерями энергоресурсов в процессе взаимодействия индивида с социумом (устойчивые мотивационные стратегии, типы мышления, стили деятельности и общения, способы преодоления стрессов и т.д.) в конкретных культурно-исторических условиях жизнедеятельности.

Таким образом, характер как совокупность черт, с нашей точки зрения, является постоянно развивающимся психическим образованием, обеспечивающим не только адекватную, всестороннюю адаптацию индивида к меняющимся условиям среды, но и формирующим также предпосылки к активной творческой деятельности субъекта. В процессе формирования характера субъект испытывает все возможные комбинации черт, "примеряет" их на себе в типичных жизненных ситуациях и выбирает наиболее устойчивые и успешные комбинации, исходя как из своих биологических возможностей (темперамента), так и социальных требований.

Темперамент как совокупность формально-динамических свойств, необходим человеку для регуляции адаптационных механизмов в обычных, повседневных условиях. В экстремальных же ситуациях, сопровождающихся дезадаптацией, например, в связи с отсутствием опыта, болезнью и т.д., на первое место выступают содержательные свойства психики субъекта и прежде всего, характер как устойчивый поведенческий регулятор, обеспечивающий данному субъекту наиболее эффективную реализацию жизненных программ и стратегий поведения.

ВЫВОДЫ

1. Гипотеза о трех возможных типах взаимосвязи между конкретными чертами характера и определенными аспектами темперамента получила лишь частичное подтверждение. Не было выявлено ни одной черты характера, которая бы не коррелировала достоверно с тем или иным свойством темперамента. Одни черты характера (например, демонстративность) являются прямым продолжением (усилением) свойств темперамента, о чем свидетельствуют положительные корреляции между исследуемыми подуровнями индивидуальности. Другие черты (например, возбудимость) формируются как компенсация определенных свойств темперамента. В этом случае между характером и темпераментом наблюдаются отрицательные корреляции.

2. Уровень и направление связей между характером и темпераментом зависят от черты характера и свойства темперамента.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 18 - 43.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

3. Батаршев А. В. Типология характера и личности. Ростов-на-Дону, 1997.

4. Бороздина Л. В. Психология характера. М.: МГУ, 1997.

5. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994.

6. Бурлачу к Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию М., 1997.

8. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М.: ПИ РАО, 1993.

9. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л., 1957. Т. 1.

стр. 72



10. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1930.

11. Индивидуальные различия и проблема индивидуальности // Материалы международной научно-практической конференции 16 - 18 октября 2003 г. М.: Уникум-Центр, 2003.

12. Лазурский А. Ф. Классификация личности. Петроград, 1921.

13. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.

14. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1997.

15. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

16. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

17. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы. М.: Просвещение, 1966.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1999.

19. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

20. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психол. журн. 1986. N 4. С. 23 - 35.

21. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Методическое пособие. М., 1997.

22. Русалов В. М., Манолова О. Н. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В). М., 2003.

23. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961.

24. Хагеман К. Л. Что такое характер? СПб, 1982.

25. Allport G.W., Odbert H.S. Trait-names: A psycho-lexical study // Psychol. Monographs. 1936. V. 47.

26. Cattel R.B., Kline P. The scientific analysis of personality and motivation. N.Y.: Acad. Press, 1977.

27. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences. N.Y.: Plenum Press, 1985.

28. McCrae R., Costa P.T. Validation of the five-factor model of personality across the instruments and observers //J. Pers. and Soc. Psychol. 1987. V. 52. P. 81 - 90.

^ CHARACTER AND TEMPERAMENT ON THE INTERRELATIONSHIP BETWEEN IN THE STRUCTURE OF INDIVIDUALITY

V. M. Rousalov, O. N. Manolova

*Doctor sci. (psychology), leading researcher, IPRAS, Moscow **Researcher, IPRAS, Moscow

A comparison of character traits with formal-dynamic properties of individual behavior (temperament) was conducted on 116 subjects (students of psychological faculty, 18 - 26 years). Character was estimated in accordance with Leongard's approach using questionnaire of character traits developed in the laboratory of psychology and psychophysiology of individuality. Temperament was measured by questionnaire of formal-dynamic properties of individuality. The correspondence of each studied character trait and specific set of temperamental properties was revealed.

^ Key words: formal-dynamic properties, temperament, character, individuality, personality.

стр. 73

Психофизиология. БОЛЬ И ЦВЕТ

Автор: Г. А. АДАШИНСКАЯ, С. Н. ЕНИКОЛОПОВ, Е. Е. МЕЙЗЕРОВ

iskusstvo-upravlyat-lyudmi-chast-2.html
iskusstvo-v-sisteme-kulturi-1-mesto-kulturologii-v-sisteme-socio-gumanitarnogo-znaniya.html
iskusstvo-vishivki-s-drevnejshih-vremen-shiroko-rasprostraneno-u-vseh-narodov-nashej-strani-priemi-vishivki-virabativalis-mnogimi-pokoleniyami-masterov-berezhno.html
iskusstvo-vozrozhdeniya-v-italii.html
iskusstvo-xx-veka-istoriya-iskusstv-zapadnoevropejskoe-iskusstvo-ilina.html
iskusstvo-zhivopisi-voshodit-k-glubokoj-drevnosti-nachalom-ego-mozhet-schitatsya-krasivaya-legenda-ovidiya-o-korinfskoj-devushke-kotoraya-na-stene-hizhini-risuet-silue-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolnenie-ugolovnogo-nakazaniya-v-vide-lisheniya-svobodi-zaklyucheniya-v-zarubezhnih-stranah.html
  • shkola.bystrickaya.ru/o-vospriyatii-mira-v-kontekste-beskonechno-konechnogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-arhitektura-i-skulptura-kitaya-rabotu.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-zdravstvujte-lord-malfoj-zdravstvujte-professor-snejp-germiona-s-otchayaniem-i-slezami-na-glazah-smotrela.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-mir-spasennij-k-yubileyu-pobedi-nad-fashizmom-materiali-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-29-aprelya-2015-g-kurgan-2015-bbk-74-200.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-pyatoe-neuzheli-vas-privlekli-nashi-uroki-i-vi-nachali-chitat-pervij-urok.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-i-vedeniya-boevih-dokumentov-uchebno-metodicheskoe-posobie-utverzhdeno-nachalnikom-topograficheskoj-sluzhbi-vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dinora-pajnz-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-strahovogo-dela-v-kazahstane-napravleniya-deyatelnosti-strahovih-kompanij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-n-kedrov-glavnij-redaktor-o-l-knipper-chehova-a-d-popov-e-e-severin-n-m-gorchakov-p-a-markov-v-n-prokofev-n-a-abalkin-n-n-chushkin-stranica-33.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kompleksnaya-poetapnaya-programma-reabilitacii-pacientov-perenesshih-ostroe-narushenie-mozgovogo-krovoobrasheniya-povrezhdenie-spinnogo-mozga-a-takzhe-cherepno-mozgovoj-travmu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/differencialnoe-ispolzovanie-resursov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novorossijsk.html
  • essay.bystrickaya.ru/deficit-gosudarstvennogo-byudzheta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-kulturologiya.html
  • school.bystrickaya.ru/blochno-vremennoj-algoritm-filtracii-geolokacionnih-dannih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkaya-svyatost-v-godi-mongolo-tatarskogo-vladichestva-chast-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tatyana-kirillova-5-millionov-detej-otdohnut-za-schet-gosudarstva.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-sistemi-hraneniya-informacii-18-vopros-evolyuciya-metodov-hraneniya-dannih-18.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-d-dubrovo-ot-31-08-200-9-g-obshaya-harakteristika-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vpervie-godi-tak-nazivaemogo-mirnogo-sushestvovaniya-sssr-borolsya-za-ustanovlenie-bolee-ili-menee-priemlemih-diplomaticheskih-otnoshenij-s-kapitalisticheskimi-str.html
  • school.bystrickaya.ru/fortuna-botik.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-20-administrativnie-pravonarusheniya-posyagayushie-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-televideniya-na-formirovanie-duhovno-nravstvennih-cennostej-mladshih-shkolnikov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-discipline-osnovi-menedzhmenta-yaroslavl-2008-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5podacha-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-mirovih-pahotnih-zemel-pod-geneticheski-modificirovannimi-rasteniyami-postanovlenie-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki.html
  • school.bystrickaya.ru/buryatskaya-tamozhnya-peredala-partiyu-odezhdi-detskim-domam-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-38-kompensiruyushego-vida-gorodskogo-okruga-orehovo-zuevo-moskovskoj-oblast.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-specialnost-210303-bitovaya-radioelektronnaya-apparatura.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-podbor-i-priem-na-rabotu-konspekt-lit-spisok-literaturi-page.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-10-subekti-predprinimatelskoj-deyatelnosti-ponyatie-priznaki-vidi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/41-komplekt-zapasnih-chastej-k-buldozeru-informaciya-o-provedenii-otkritogo-aukciona.html
  • testyi.bystrickaya.ru/astana-alasindai-ekspo-2017-haliarali-mamandandirilan-krmesn-tkzu-keznde-klktk-amtamasiz-etu-zhne-ozalisti-jimdastiru-zhnndeg-aparat.html
  • thesis.bystrickaya.ru/process-sukcessii-uchebnik-po-kursu-obshej-ekologii-prednaznachen-dlya-studentov-biologicheskih-fakultetov-pedvuzov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.