.RU

Христология ААЦ-и - Учение аац-и о Лике Господа нашего Иисуса Христа


^     Христология ААЦ-и

Свт. Григорий Просветитель пишет: «Бог послал Святого Сына в мир сей и от Девы во Плоти родился, всякую плоть оживотворил и смертных обессмертил бессмертным Духом и восславит Божественною славою. Бог был послан от Бога Духом Святым, Бог-Слово воплотился от Девы стал совершенным человеком, оставаясь совершенной Божественностью, Телом Своим стал сослуживцем людям и от греха избавил плоть человеческую. Сошел в ад и освободил заключенных, был гоним, и изгнал сатану, осудив грех. Поверившим в Его воплощение Он дал познать Свою Божественность, а соблазнившиеся Его Телом отреклись от Его Божественной природы, которая соединилась и стала единой с плотью.

Верующие во Христа приобретут несказанные блага, а ушедшие от веры сей ничего не найдут и падут низко, как и павшие в начале. Тот, Кто недосягаем был словом в Божественном безмолвии, ради нас сошел на наш падший уровень, чтобы нас поднять на Божественную высоту. Взял человеческую плоть и соединил с Собой, погрузив ее в Свою Божественность. Он от Отца рожден прежде всех век, и является первым и вечным порождением от вечного Отца. Также, как и Дух Святой пребывает в вечном исхождении от вечного Отца.

Три Ипостаси имеют единую силу, единую природу, единую сущность и единую славу. И поскольку никто не может исследовать, то верьте Троице и исповедуйте единство. Это истинная вера, ибо Он Свою Божественность соединил с человечеством, бессмертие со смертностью, чтобы сделать человека соучастником Божественной вечности. Когда Единородный Сын Бога, с Телом Своим, воссел одесную Отца, то Он соединил Свою Божественность с нами.

Христос – десница и мышца Отца. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть. Им утверждено все то, что на небе и на земле. Следовательно, наше очищение и обожение происходит только Им, Которым все утверждено через Которого начало все быть и Которым все осветилось. Бог желает, чтобы твари не пропадали, а жили. Ибо Бог послал Свой Дух Святой Деве Марии и Сын Божий от Богоматери взял Плоть, которой истребил зло и той же Плотью осудил грех. Обоженное Тело соединило в себе Божество с покорным человечеством, невидимое с видимым.

Эта истинная вера, основанная на Свт. Писании и Церковных догматах, для нас является руководством на нашем жизненном пути; руководством, которое ведет нас к Богу и которое дано нам Господом нашим Иисусом Христом»140.


Человеческое естество ипостасно, ибо вне ипостаси оно немыслимо, потому что Слово Божие соединилось не с такою плотью, которая бы прежде уже существовала лично сама по себе, но, вселившись в утробу Святой Девы, Оно в Своей собственной Ипостаси из чистых кровей Приснодевы восприняло Себе Плоть, оживленную душою мыслящею и разумною. Восприняв Себе начаток человеческого состава, Само Слово соделалось таким образом для Плоти Ипостасью, став одним Богочеловеческим Лицом Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, одновременно с тем, как образовалась Плоть, она была уже собственной Плотью Бога Слова, и вместе — Плотью одушевленною, мыслящею и разумную, т.е., не безликою. Посему мы и говорим не о человеке Божественном, но о Боге вочеловечившемся. Следовательно, «безипостасное человеческое естество» это всего лишь философское теоретическое измышление. Пренебрегая Богочеловеческим Ликом Христа, т.е., не видя в Нем одной сложной Богочеловеческой Ипостаси, мы невольно вносим несовершенство и небытийность в Его человеческое естество, превращая его в некое воображаемое (докетическое) понятие, тем самым, делая несовершенным и нереальным наше спасение. Если к нетварной Божественной Ипостаси возможно искусственным образом присоединить безликое человеческое естество, заменяя естественное соединение некой искусственной во-ипостасностью, то подобное присоединение нельзя назвать воплощением и вочеловеченьем. Если человеческое естество во Христе не имеет лица, т.е., если Лик Спасителя не Богочеловеческий, то во Христе упраздняется человеческая индивидуальность и самобытность, т.е., происходит антропологическая катастрофа, вследствие чего все люди во Христе распинаются, погребаются, воскресают и садятся одесную Отца вместе с Ним без индивидуального и добровольного участия. Никто не может прийти ко Мне, - говорит Христос, - если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день141(1). 

Очевидно, что одно естество порождает многие ипостаси. Вот так, исповедуя, что естество Божества одно, мы признаем, что Ипостаси у Нее три. И у людей одна природа, хотя по числу ипостаси этой природы многочисленны, — и так и в других случаях. Невозможно, чтобы два естества, сохраняя в отношении числа двоицу и пребывая в разделении, имели одну ипостась. Потому что ипостась в отношении самой себя не имеет никакой ипостасной разности, ибо на нее переносятся разности каждой из входящих в соединение естеств, отличительные свойства которых заключаются в ней (в ипостаси). И это можно удостоверить не только приводя все частные примеры, но и из самоочевидного рассуждения. Ибо если каждая природа получает свое реальное существование в ипостасях, т.е., в индивидуумах, то необходимо, чтобы где два естества в разделении, а не в единстве, как это мы видим в природе человека, было по крайней мере и две ипостаси, в которых эти разделенные двоицей естества получали бы свое существование. Ибо невозможно, чтобы природа существовала сама по себе, не усматриваясь в каком-либо индивидууме. Ведь ипостась это определенный индивид и представляет собой совокупность природы (общего) и случайных особенностей (частного). Т.е., ипостась определяется через природу, ибо она есть природа с особенностями. Поэтому природа и ипостась соотносятся как общее и частное. Следовательно, ипостась можно понимать как некое личное начало, особая реальность в собственной природе, т.е., как онтологически отличная от природы, но имеющая свое существование в нераздельном единстве с ней, в единстве, которое образует индивид, разумную особь. То бишь, ипостась определяет естество с личными свойствами, ибо каждая ипостась имеет и то, что едино общей природе, и то, что собственно личности. Таким образом, мы исповедуем, что через соединение получилась не только одна сложная Ипостась, но и единая (а не одна сложная или только Божественная) Богочеловеческая природа, вне которой Лик Христа немыслим. Естества соединились без изменения, без преобразования, без смешения, то есть Бог остался Богом и Человек - Человеком. «Уже после того, как допущено единение (двух естеств), соединенное больше не разделяется, ибо один Христос и едина Его природа, именно – как Слова воплощенного»141(2).

Естество соединяется с естеством в единой воплощенной природе. Природа проявляется в своей сложной ипостаси, а ипостась имеет бытие и мыслится только в своей природе. Естество не может войти в соединение с ипостасью, ибо природа это понятие отвлеченное, а ипостась – личностное (индивидуальное) и реально существующее, и не мыслится вне своей природы, несмотря на то, что эти два понятия нетождественны. Т.е., ипостась без естества всего лишь пустое название и ничего больше. Ипостась может стать сложной, если ее природа состоит из двух неслитно соединенных естеств, т.е., если она (ипостась) находится одновременно в двух естествах и имеет свое бытие в субстанции состоящей из двух непреложных естеств. Как, например, раскаленный меч, который одновременно находится в двух естествах (огня и железа), и природа которого одновременно состоит из двух неслиянных естеств (огня и железа). Логично, что естество огня соединено с естеством железа, а не с мечом, только потому что он меч. Это произошло бы с любым куском металла. Меч без материала (естества), из которого он изготовлен, всего лишь пустое название, всего лишь слово и не более. Вместо меча мог быть нож, кинжал, серп, молот и т.д., то есть, любой другой предмет, состоящий из железа. Меч раскален не потому что он меч, а потому что он железный, потому что огонь и железо естественно соединены, потому что природа раскаленного меча состоит из двух естеств, потому что меч одновременно находится в двух естествах. Он сечет, потому что железо, и жжет, потому что огонь. Он имеет и то свойство, и то, потому что в природе раскаленного меча различаются два абсолютно разных, но без смешения соединенных естества. Меч преображен и не имеет черноты железа, ибо он раскален, но удельный вес его прежний, ибо он железный. Огонь это железо также преобразил бы, дав ему свои свойства, если бы оно было не мечем, а какой либо другой вещью, но из того же железа. Как видим наименование самой вещи не имеет значения, ибо соединение естественное, природное. Природа огня входит в соединение с природой железа независимо от того, какую вещь представляет собой это железо. Независимо от того, это меч или подкова. Если это меч, то огонь и железо естественно соединены в раскаленной природе меча. Если это подкова, то огонь и железо естественно соединены в природе раскаленной подковы. Но если бы меч был сделан не из железа, а из бумаги, то никакой речи не могло бы быть о природе раскаленного меча, ибо этот меч попросту перестал бы существовать. Следовательно, вещь или лицо не могут мыслиться вне своей природы, потому что вне своей природы они превращаются в пустые названия, а не реально существующие предметы или ипостаси. Также соединены в единой человеческой природе естества души и тела. Без слияния и без смешения они образуют в соединении единую человеческую природу, вне которой человеческая личность не может мыслиться, ибо при отсутствии одного из естеств, разумно-душевной или телесной, мы не увидим истинного человека. Потому что, «в самом деле, - пишет святой Кирилл во втором послании к епископу Сукенсу Диокесарийскому, - единство приписывается не только вещам простым, несложным... но и сложным. Так един человек, состоящий из души и тела... Говорим о таком единстве, не забывая, что единым по сложению вещам присуще различие элементов, из которых составилось единство»141(3). Ибо человеческая ипостась состоит из двух различных естеств тела и души, которые не будучи неипостасными, все же, в то же время, не имеют самостоятельных ипостасей. Они сосущетвуют в единой природе и одной ипостаси человека, имея совместную и взаимосогласованную жизнь. Также одна и Ипостась Христа, Который не только состоит из Бога и Человека, но один и тот же Бог и Человек с неповрежденными в единении естествами, которые образовали через неслитное соединение единую Богочеловеческую природу и одну сложную Ипостась, называемую Христом. Ибо один есть Христос, вместе Бог и Человек, Христос Богочеловек. И имя Христос это название сложной Ипостаси, Которая не мыслится вне Своей Богочеловеческой природы, составившейся из двух нетождественных естеств. Природа, которая эти естества целокупляет в теснейшем сочетании и сводит их в нечто единое и целое, состоящее из собственных частей. Части же суть Его Божество и человечество, из которых Его единая природа, и в которых Он существует. Максим Иповедник говорит, что «к существующему содержанию состовляющих частей (естеств) целое не привносит ровно ничего и не имеет иного природного существования, помимо принадлежащей природе, в Нем существующей»141(4).

Христос – Бог, рожденный от Отца прежде начала времен. Т.е., Ипостась Логоса, которая родилась от Отца прежде всех век, родилась от Матери в свое время, ибо Он не только Бог, но и Человек рожденный от Матери. Следовательно, не Божество родилось от Матери, а Бог-Слово, ибо Божество родить невозможно, но Бога родить можно. Значит, одна и та же Ипостась есть Лицо Бога и Лицо Человека – одно Лицо Богочеловека. Один Он есть, но не так, чтобы естества смешались, но чтобы они образовали единство в неразлучном и неслитном соединении, которое отдаленно напоминает соединение желтка с белком в единой природе яйца. В Божественном, и таинственном, и превосходящем всякий ум и понимание домостроительстве Сына исповедуем два естества Единого из Святой Троицы Бога Слова и Господа нашего Иисуса Христа - как Божеское, так и человеческое - естественно соединенные в единой природе, т.е., исповедуем единую природу, из двух неслитно, несмешанно и непреложно соединенных естеств, и одну сложную Ипостась, пребывающую в двух нераздельно и неразлучно соединенных естествах. Далее говорим, что два естества и после соединения сохраняются в целости, в единой природе и одной сложной Ипостаси, то есть в Едином Христе, и что они, как и естественные их свойства, существуют поистине, будучи, конечно, соединены неслитно и нераздельно, и различаясь в этом умонепостижимом единстве. Хотя они и соединены, но соединены неслитно; хотя они и проникают друг в друга (перихорезис), но не допускают как изменения, так и превращения одного в другое. Ибо каждое из двух в соединении сохраняет свое естественное свойство неизменяемым. И эти естества Христа, неслитно соединенные в единой Богочеловеческой природе, невозможно назвать одним простым или сложным естеством (а не единой природой), чтобы нам не произвести уничтожения, или слияния, или не существования в действительности их различия. Ибо в этом соединении мы исповедуем различие в единстве и совершенство двух в едином неслитном совершенстве.

Может ли Божественная Ипостась воплотится без своего естества, в котором она пребывает? Можно ли сказать, что воплотилась только Ипостась? Ведь Ипостась не мыслится вне своего естества. Ипостась без естества, в котором Она пребывает вечно, всего лишь пустое название, всего лишь слово и не более, а не сущностная и реальная личность. Ибо, когда мы говорим, что воплотился Логос, то мы, не до воплощения, не во время воплощения, не после воплощения, не можем Его мыслить вне или без Своего Божественного естества, в котором Он пребывает всегда. Мы не можем сказать, что воплотилась только Ипостась без естества, в котором Она имела Свое существование и до воплощения, ибо нет ипостаси вне своей природы. Следовательно, Ипостась Логоса воплотилась естественно, а не искусственно. Человеческое естество не искусственно было присоединено к Ипостаси Слова, т.е., это было не во-ипостазирование, а естественное неслитное соединение. Это субстанция, в которой безраздельно различаются и неразлучно проявляются два естества, в которой Ипостась Логоса стала сложной, в которой Слово стало Плотью, т.е., Ипостась Слова стала одним совершенным Богочеловеческим Лицом. Но опять надо отметить, что слово «стала» показывает не изменение, а естественное соединение. А сложной Ипостась мы называем не потому что Она сложена из двух Лиц, а потому что Она стала такой в воплощении и вочеловечении, в рождении от Матери, и пребывает одновременно в двух естествах, неслитно и несмешанно соединенных в Его единой Богочеловеческой природе, в единой субстанции Христа. Следовательно, одно Богочеловеческое Лицо Господа нашего Иисуса Христа есть одновременно и Лицо Бога и Лицо Человека. И в этом смысле, если мы говорим про одну сложную Ипостась, про один Богочеловеческий Лик Спасителя, то можем сказать про Него, что Он «Один в двух», только если православно будем исповедовать эту единичность Лица и не будем разделять Его на два. А относительно Его единой природы мы можем говорить и «Единый из двух», только если православно будем исповедовать это единство и не будем смешивать естества в одну сложную природу, или разделять это безраздельное единство субстанции Спасителя на два самостоятельных и независимых естества.

«Само Слово сделалось для плоти Ипостасью. Следовательно, одновременно с тем, как образовалась плоть, она была уже плотью Бога — Слова»141(5) , — разъясняет свт. Иоанн Дамаскин. Это значит, что собственное человечество Спасителя ни одного мгновения не существовало до Воплощения, но самое бытие свое получило в Ипостаси Бога Слова воплощенного, став с момента зачатия собственным человечеством Логоса во Плоти, т.е., Христа-Богочеловека. С этого мгновения вся жизнь воспринятого человечества, разумно-душевная и телесная, становится содержанием Богочеловеческой Личности, вочеловечившегося Лица Пресвятой Троицы. Следовательно, во Христе нет отдельной человеческой ипостаси, особого человеческого лица, отличного от Лица Христа. «Христос не обладает некоей (самостоятельной) человеческой ипостасью, которая обособлена подобно нашей. Но Ипостась Слова (воплощенного) является общей, неотделимой как от Его человеческого, так и от Его Божественного естества»141(6). Ибо во Христе Иисусе есть одно Лицо Бога Слова во Плоти, единое Богочеловеческое «Я», единично сознающее Себя в единстве воплощенной природы и в двойстве непреложно соединенных естеств, и управляющее всеми явлениями в жизни Христа-Человека. Иными словами, во Христе есть истинное человеческое естество, включающее и тело, и разумную душу с их естественными свойствами и способностями. Однако Тот, Кто обладает этим естеством как своим собственным, Тот, Кто живет и действует через это естество и осознает Себя через него, есть Бог-Логос - Лицо Пресвятой Троицы – во Плоти, т.е., Христос-Богочеловек. Он был и сознавал Себя именно одним Богочеловеческим Лицом, при естественном внутреннем восприятии в Свою природу человеческого естества. И если мы «ипостась» понимаем в смысле самостоятельного духовного бытия как «личность», как самосознающее «Я», то, следовательно, христология ААЦ-и обязывает нас рассматривать Лицо Христа-Богочеловека как единое «Я» с единым самосознанием. Следовательно, если Ипостась и Лицо есть форма духовной жизни Богочеловека, Его самосознание, Его «Я», то Его природа дает содержание этой жизни, составляет Его сознание, и мы видим, что самосознание гармонично определяется содержанием обеих половин сознания, не только Божественной, но и человеческой. Очевидно, что Христос есть одна сложная Богочеловеческая Ипостась, одно Лицо, единое «Я», ибо один и единственен вочеловечившийся Сын Божий. Следовательно, Бог-Слово во Плоти есть единый Субъект всех действий и состояний Богочеловека, как по Божеству, так и по человечеству. Действительное природное единство достигается при соединении двух полных естеств в одно Богочеловеческое «Я», в одну Личность Христа. Ибо Плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени и не есть отдельная ипостась, а будучи воспринятой и усвоенной в воплощении Бога-Слова Ее Ипостасью, она в Ней существует и имела, и имеет Ее своею. Таким образом, ни Слово не переменилось в Плоть, ни Плоть не переменилось в Слово, ни и то и другое пребывают в одном, и один остается в обеих, не разделяясь различием и не сливаясь смешением, и не так, чтобы иной был от Отца и иной от Матери, но один и Тот же иначе родившийся от Отца прежде всякого начала и иначе от Матери по исполнении времен, для того, чтобы Ему стать Посредником между Богом и людьми, ибо «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим 2:5), в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9).

Одна сложная Ипостась Христа одновременно есть Ипостась Бога и Человека. Ибо в традиционном понимании истинное человеческое естество заключает в себе личностный элемент, в котором и должно проявится совершенство. Посему восприятие в Домостроительстве полного и целого человечества необходимо привносит в соединение и некое человеческое личностное начало (но не чисто человеческую ипостась, личность или лицо), что и обуславливает тем самым сложность Богочеловеческой Ипостаси по воплощении Логоса. Это свидетельствует лишь о том, что человеческое естество в таинстве воплощения не обрело самоактуализации в качестве самобытной и самостоятельной ипостаси, т.е., отдельного человеческого субъекта, но была объективированна в Ипостаси воплощенного Слова, в природном единстве с Божественным естеством, в едином самосознании и жизнепроявлении, т.е., в одной сложной Богочеловеческой Ипостаси Христа. Поэтому было бы не вполне корректно полностью отождествлять Ипостась Слова во Плоти (сложную Богочеловеческую Ипостась Христа) с Ипостасью Слова до воплощения (с простой Божественной Ипостасью, с еще не воплощенным Логосом), несмотря на то, что это одна и Та же Ипостась. Необходимо так же знать, что во Христе нет отдельного человеческого самостоятельного личностного центра (несторианская ересь), отличного от Лица Бога-Слова во Плоти. А единение естеств не является неким физическим соединением, вследствие которого возникает новое естество (монофизитская ересь), качественно отличное от исходных элементов (естеств). Ибо при подобном соединении соединяющиеся естества утратили бы свою самотождественность. Посему мы не можем жертвовать полнотой воспринятого Словом человечества, подобно Леонтию Византийскому или ересиарху Евтихию, ибо человеческое естество во Христе является реальным, полноценным, активным и живым началом. Так что в христологической системе ААЦ-и всегда отсутствует момент ассимиляции (смешения или слияния) человечества с Божеством. Ибо, если Христос Сам не есть истинный Человек и если Его человечество ущербно, то каким образом Он может соделать совершенными приходящих к Нему?


Согласно православному учению ААЦ-и, во Христе имеет место непреложное соединение естеств в единой природе и одной сложной Ипостаси Христа, т.е., происходит природное единство по ипостаси, при котором соединяющиеся начала, полностью сохраняя свою природную самотождественность, теряют независимое, самостоятельное бытие, образуя единое Существо, характеризующееся единством жизни и одним Богочеловеческим Лицом. Наиболее совершенной иллюстрацией подобного соединения свв. отцы считали антропологический пример: в человеке душа и тело, будучи различными естествами, они составляют единую человеческую природу в лице одного человека, т.е., одну особь, одно лицо. Если человек вообще состоит из души и тела, то Спаситель состоит из Божества и человечества. Образ соединения естеств во Христе недоступен нашему пониманию, потому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных (апофатических) терминах. Это четыре термина, - неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, - посредством которых описывается образ соединения Божественного и человеческого естеств в единой природе и одном Лице Христа. Итак:

  1. Неслитно. Природы в результате соединения не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных. Оба естества пребывают в единой природе и одном Лице Спасителя как два различных естества.

  2. ^ Неизменно (непреложно). В результате соединения ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в Божеское, но то и другое остается целым в единой природе и одном Лице Спасителя, сохраняя тождественность своих качественных определений.

  3. Нераздельно. Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую природу и одну сложную Ипостась воплотившегося Бога Слова.

  4. Неразлучно. Соединившись в единую природу и одну сложную Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся. Таким образом, имеет место непрерывное соединение.

Здесь надо отметить, что терминами «неслитно» и «неизменно» совершенно ниспровергается ересь евтихиан-монофизитов, ибо именно эти термины помогают сохранить различие естеств в единой природе Христа. А терминами «нераздельно» и «неразлучно» совершенно ниспровергается ересь несториан-диофизитов, ибо именно эти термины позволяют сохранить в единстве природу Спасителя. Благодаря этой христологической структуре ААЦ-и, одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и Человеком. При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу: «Распяли Господа славы» (1 Кор. 2:8), и «Мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Рим. 5:10). И, наоборот, свойства Божеские приписываются Христу
как Человеку: «^ Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13), и «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:47). В богословии это явление получило наименование «общение свойств» (communicatio idiomatum) в единой воплощенной природе.

Именно естественное соединение обусловливает сложность Христовой Ипостаси, сложность Богочеловеческого Субъекта, ибо каждая из составляющих единую природу и одну сложную Ипостась двух естеств привносит в воплощение соответствующий личностный элемент, который не возможно вынести за пределы природы, т.е., невозможно исказить само понятие природы. Но этот личностный элемент не является сам по себе самостоятельной ипостасью, ибо он всего лишь ее составная часть. Поэтому мы одновременно исповедуем и единичность Субъекта во Христе (против несториан) и сложность Богочеловеческой Ипостаси (против Леонтия Византийского). Подобный подход исключает вопрос о неполноте, а следовательно и о несовершенстве человеческого естества во Христе, ибо человечество во Христе не безлико, потому что человеческая ипостась, как особый онтологический элемент, в данном случае является не чисто человеческой ипостасью, а является единственной и сложной Богочеловеческой Ипостасью Господа нашего Иисуса Христа – Слова вочеловечившегося. Сложная, потому что Логос так воспринял и усвоил человечество, что оно стало Его собственным. Ибо Личность Христа, Личность Бога во Плоти есть результат естественного соединения Бога и Человека во Христе. Следовательно, Ипостась Иисуса Христа есть сложная Богочеловеческая Ипостась, Которая стала сложной в следствии сочетания воедино Божества и человечества. Это единство, в котором Бог-Сын дал себя в Посредники между Богом и человеком. О служении Господа Иисуса Христа как о служении посредническом говорит ап. Павел: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками Человек Иисус Христос» (1Тим. 2:5). Иисус Христос как Посредник не был заново воспринят в Троицу, ибо Он вечно продолжает существовать в неразрывном единстве с Богом-Отцом и Св. Духом. И Божество Сына не претерпело в этом соединении никакого истощения в Божественном Домостроительстве, открывшемся в Посреднике. Следовательно, Субъект в Еммануеле есть Личность Логоса воплощенного и вочеловеченного, Личность Спасителя, Который есть один из Троицы – Бог во Плоти. «…соединная нераздельным соединением Слово Бога Отца с Его Плотью,… исповедуем, что один Христос и Сын. И как один Сын, так и Личность только одна141(7)… соединенного никоим образом не разделяют»141(8)


Как Человек Иисус Христос есть не отдельная человеческая личность, а Личность Богочеловеческая, т.е., Личность, в Которой непреложно и нераздельно сочетаются Божественное и человеческое, в Которой единое Богочеловеческое самосознание, так и Бог Логос во Плоти есть уже не чисто Божественная Личность, а Личность Богочеловеческая, о Которой после воплощения уже говорим как о Христе. Ибо Сын до воплощения был отличен от Сына происшедшего от семени Давидова, но все же мы исповедуем не двух сыновей, а одного и Того же, - до воплощения Бога без плоти, а по воплощению Бога во Плоти, Логоса рожденного от Девы. Поэтому после воплощения Слова уместней говорить об одной сложной Богочеловеческой Ипостаси Христа, нежели о простой Божественной ипостаси Логоса, Которая была до воплощения. Ибо Ипостась Христа тождественна не просто Слову, а Слову воплощенному и вочеловечившемуся. Ибо до воплощения Он назывался не Христом, а только Словом Бога Отца. Свт. Кирилл говорит, что «…ни Слово, рожденное от Бога, без человечества, ни храм, рожденный от Жены, но не соединенный со Словом, не должно называть Иисусом Христом. Ибо под Христом разумеется Слово Божие, неизреченно сочетанное с человечеством путем положенного в планах Домостроительства соединения»141(9).


Здесь полнота человеческого естества в таинстве воплощения не отвергается, ибо Христово человечество не ограничено отдельными элементами деструктивного человеческого естества, как это сделано в философии Леонтия Византийского. В такой христологической структуре антропологический минимализм исключаен, ибо с совершенным Богом соединился совершенный Человек, но не на двух сынов рассекаемый, а один и Тот же Бог во Плоти, Логос вочеловечившийся, Бог и Человек в одном Лице, т.е., один Христос Богочеловек. Посему мы во Христе исповедуем одного Бога во Плоти, одного Логоса вочеловечевшегося, единую природу в непреложном соединении, два совершенных естества в едином совершенстве и одно Богочеловеческое Лицо, Которое одноременно является Лицом истинного Бога и Лицом истинного Человека. Во втором послании к епископу Сукенсу Диокесарийскому свт. Кирилл написал: «Поистине есть единое естество Слова воплощенного. Ибо если один Сын – по естеству и истинно происходящий от Бога-Отца Логос, неизреченно рожденный, и если Он именно, принявший Плоть, не бездушную, но одушевленную разумной душой, стал Человеком, происшедшим от Жены, то Он не должен быть разделяем вследствии этого восприятия на два лица или два сына, но пребыл единым, только уже не бесплотным и не вне тела, но усвоивши его в силу нераздельного соединения… Он по неизреченному и непостижимому единению показал нам единую Сыновнюю природу, только уже воплощенную»141(10).


Он есть один единственный как на небе так и на земле, видимый и невидимый, Тот же Сын Божий прежде всех веков, Который потом, по исполнению времен, обитал среди людей. Слово не облачено в Плоть, а сам Логос стал Плотью, при этом не изменив и не преобразовав ничего из своего Божества. Поклоняемся Иисусу Христу в едином поклонении, как одному предвечному Богу, Который сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечился. Исповедуем единую воплощенную природу Бога-Слова, из двух неслитно и непреложно соединенных естеств. Единую, потому что эти естества состоят в неразлучно и нераздельно соединенном единстве, и принадлежат одному и Тому же Богу во Плоти, Христу-Богочеловеку, Ипостась Которого не мыслится вне Своей природы. Посему, когда нас спрашивают: «Кто страдал?», то мы отвечаем: «Бог во Плоти». Но когда спрашивают: «Чем страдал?», то мы отвечаем: «Своим человечеством». Ибо не бесстрастное и неизменное Божественное естество изменилось для участия в страдании, а страдало Его человечество, которое пребывало в единстве с Божеством. Т.е., Богом совершено страдание во Плоти, которою Он родился от Богоматери. Стало быть страдал Христос-Богочеловек, страдания Которого относятся не к Божественному естеству, а к Личности Христа, то есть, к Его Богочеловеческой Ипостаси. Следовательно, страдал не обоженный человек, а Богом совершено страдание во Плоти. И ни Отец, ни Дух Святой никоим образом не принимали участия в Его страданиях. Христос и удобостраждущ, потому что Он Человек, и бесстрастен, потому что Он Бог141(11).


Отцы ААЦ-и всегда проводили аналитическое различие Божеского и человеческого в качестве локально действующих естественных элементов. И хотя природа во Христе едина, но не по тождеству естеств, а по их сочетанию. Ибо человеческое естество не заботится о том, что свойственно ему самому, а добровольно исполняет то, что хочет Бог. И хотя Его единая природа из двух непреложно соединенных естеств, как в человеке душа и тело, и хотя Христос и истинный Бог и истинный Человек, но не два сына, не два Бога, не два лица и не две ипостаси, а один и Тот же Бог во Плоти, один и Тот же Христос-Богочеловек, Бог с обоженным человечеством, одновременно Сын Божий и Сын Человеческий, Помазующий и Помазанник. В четвертом слове о богословии Григория Назианзина читаем: «Христос – значит Помазанник, а следствием сего помазания то, что Помазующий именуется человеком и помазуемое делается Богом»141(12).


Итак, мы исповедуем единую (а не одну простую Божественную или сложную) природу, потому что Богочеловеческий Лик Христа не мыслится вне Своей природы, в которой безраздельно и неслитно соединены естества, т.е., не мыслится вне субстанции, которая из двух естеств состоялась и неслитно пребывает во веки веков. Следовательно, если мы исповедуем естественное соединение, то никакой речи о безликом человеческом естестве во Христе быть не может. Ибо мы исповедуем не соединение лиц, не искусственное во-ипостазирование человечества в Ипостаси Слова и не слияние естеств в одну сложную природу, а естественное, природное соединение, которое по сути своей безраздельно, т.е., едино, и которое неслитно, т.е., в котором различимы, но не разделимы, два естества, ибо Ипостась не есть начало разделения и разграничения, как философствует Леонтий Византийский. Следовательно, как соединение двух лиц, так и во-ипостазирование безликого естества в другом лице – нереально, и приводит к разделению и раздвоению. И подобное соединение, вернее присоединение, можно назвать искусственным, ибо оно всего лишь философское измышление, уводящее нашу мысль от Истины. Потому что каждая вещь соединяется только и только в своей природе, а не за ее пределами, как огонь с железом и душа с плотью. И это единство природы находится в безраздельном и неслитном соединении, ибо также нереально образование одной сложной природы, которая не единосущна ни Божеству ни нам, ни огню ни металу, ни душе ни телу. «И поелику, - пишет Григорий Богослов, - чрез преступное вкушение пал целый Адам; то, по человеческим и вместе не человеческим законам, воплотившись в честной утробе Жены, не познавшей брака (о, чудо невероятное для немощнейших!), пришел Бог и вместе смертный, сочетавший воедино два естества - одно сокровенное и другое видимое для людей, и из которых одно было Бог, а другое родилось для нас в последок дней. В двух естествах единый есть Бог - мой Царь и Христос; потому что соединен с Божеством и из Божества стал человек, чтобы, явившись среди земнородных другим, новым Адамом, уврачевать прежнего Адама»141(13).


Если мы говорим про Спасителя, то должны знать, что Божество и человечество естественно соединены в единой воплощенной природе Логоса. Здесь воплощенная природа является дифференцированным соотношением двух неизменно соединенных естеств, и речь должна идти только и только о Богочеловеческом Лике Христа. О Лике, Который является сложной Богочеловеческой Ипостасью. О Лике, Который одновременно является Лицом Сына Божиего и Лицом Сына Человеческого, т.е., Лицом Христа-Богочеловека. И если мы допустим мысль, что соединение не естественное, то автоматически исключим из Его единой воплощенной природы одно из естеств, в котором пребывает Его Богочеловеческий Лик и вне которого не может мыслится Его Богочеловеческая Личность. Если мы разделим это безраздельное соединение и исключим из Его единой природы человеческое естество, то вся Его земная жизнь превратится в нереальный миф. А если исключим Божественное естество, то впадем в человекопоклонение. «Сына Божия, - пишет свт. Григорий в послании к Кледонию, - рожденного от Отца и потом от Святой Девы Марии, свожу воедино и не именую двумя сынами, но поклоняюсь единому и тому же в нераздельном Божестве и нераздельной чести»141(14)

Если к Божественной Ипостаси присоединяется (во-ипостазируется) человеческое естество, то такой подход уже в корне не верен, ибо естество не может быть присоединено к ипостаси, потому что таким утверждением, мы поставим ипостась в зависимость от природы, тогда как они не отождествляются, но естество может войти в неслитное соединение, т.е., стать единым с другим естеством в одной сложной ипостаси, которая в свою очередь стала сложной благодаря именно этому естественному несмешанному соединению, именно этому природному единству, которое подобно соединенным во едино огню и железу, душе и телу. Если мы не будем видеть в Личности Христа Человека, если мы не будем исповедовать Бога вочеловечившегося, то и надежда на наше спасение будет тщетной, ибо «Он весь воспринял всего меня и весь соединился со всем, чтобы даровать спасение целому человеку. Иначе то, что не было бы принято, осталось бы неисцеленным»142(1).


Может ли безликое человеческое естество быть целым и истинным человеком? Если мы по недоразумению станем сторонниками подобных взглядов, и будем отрицать во Христе Богочеловеческую Личность, т.е., если мы обезличим Его человечество и превратим его в некое докетическое, абстрактное и безликое человеческое естество, то тогда человечество во Христе будет несвободным и слитным с Божеством, а наше спасение - нереальным. Безликое человеческое естество, в этом случае, небытийно и является всего лишь теоретическим понятием, которое только в общей сложности и в общих чертах характеризует человечество. «…чту, - восклицает свт. Григорий, - таинственно соединившееся со мной всецелое Слово, единого богочеловека Спасителя!»142(2). Если Логос после воплощения не имеет Богочеловеческой Личности, т.е., если Его человечество абстрактно и безлико, то Он определенно не человек - это человеческий минимализм, а Его человечество всего лишь одно из Божественных «чудес». Подобная структура содержит в себе нарушение спасительного идеала, ибо если Христос как совершенный Человек не действует свободным и самостоятельным образом, т.е., добровольно, то тогда спасение становится для человека «сверхъестественным явлением». Но мы не утверждаем о двух ипостасях во Христе как Несторий, а исповедуем одну сложную Богочеловеческую Ипостась, одно Лицо, одну Личность Христа, которая одновременно является Божественной и человеческой, в которой одновременно мы видим Сына Божиего и Сына Человеческого, не разделяя Христа на два, а исповедуя в Нем естественное и безраздельное соединение, ибо Он есть Бог во Плоти; Бог, Который воспринял истинное и полное человеческое естество; Бог, Который вочеловечился и стал совершенным Человеком. И когда мы говорим, что Бог стал Плотью, то имеем в виду не набор эмпирических характеристик, а - полного, целого и совершенного Человека, т.е., плоть, разумную душу и дух, которые определяют человека как личность. И если мы пренебрежем Богочеловеческой Личностью Христа, исключив тем самым Человека из Его единой Личности, то, безусловно, мы автоматически исключим и наличие одного из самых важнейших и определяющих элементов человеческой личности – наличие разумного духа, т.е., впадем в заблуждение Аполлинария.


Два естества во Христе соединились между собой без превращения и изменения, так что ни Божеское не лишилось свойственного Ему естества, ни человеческое — как не превратилось в Божеское естество, так и не перешло в небытие, равным образом и из двух не составилось одного сложного естества. Ибо сложное естество, сделавшись иным, как сложенное из разных естеств, уже не может быть единосущным ни которому из тех естеств, из каких оно сложилось. Поэтому, если Христос, после соединения естеств, стал одного сложного естества, как полагают еретики-монофизиты, — то Он из простого естества превратился в сложное и уже не единосущен ни Отцу, Коего естество просто, ни Матери, ибо Она не состояла из Божества и человечества. В таком случае и Христос не обладал бы ни Божеством, ни человечеством и не мог бы называться ни Богом, ни человеком, а только Христом, да и самое имя — Христос — согласно их мнению — было бы именем не Лица Богочеловека, которое не мыслится вне Своей единой воплощенной природы, а одного сложного естества, которое подобно разбавленному водой вину. Мы же исповедуем, что Христос — не из сложного естества, и не так, что из разных естеств произошло нечто иное, ибо Он состоит из разных естеств, остающихся теми же самыми в со

kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-o-zadachah-v-2-dejstviya-i-ih-osobennostyah.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-algebre-dlya-8-klassa-na-2006-2007-uchebnij-god.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-algebre-v-8-klasse.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-anglijskomu-yaziku-8a-klass.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-anglijskomu-yaziku-so-2-po-11-klassi-na-2009-2010-uch-god-stranica-6.html
kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-anglijskomu-yaziku-v-5-klasse.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tankovij-ekipazh-valkirii-stranica-14.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-otraslevoj-analiz-otchet-ob-ocenke-stoimosti-dejstvuyushego-predpriyatiya-oao-mashinostroitelnij-zavod.html
  • bystrickaya.ru/veksel-vid-cennoj-bumagi-kak-obekt-grazhdanskih-prav-chast-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/inercionnost-ustanovki--gosudarstvennie-normativi-v-oblasti-arhitekturi-gradostroitelstva-i-stroitelstva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-yu-voronin-zam-ministra-energetiki-rf-k-e-n-docent.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-produkcii-nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii-chast-pervaya-ot-31-iyulya-1998-g-n-146-fz-i-chast-vtoraya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-snova-v-plenu-opisivaemaya-v-etoj-knige-chelovecheskaya-zhizn-udivit-zapadnih-chitatelej-tem-chto-v-nej-vazhnuyu.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-p-adlikova-gorno-altajsk.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-7-klass.html
  • teacher.bystrickaya.ru/funkcionalnij-informacionnij-potencial-intellektualnaya-nasledstvennost-intellektualnaya-missiya-chelovechestva.html
  • literature.bystrickaya.ru/biblioteka-verhovnogo-suda-respubliki-kazahstan.html
  • turn.bystrickaya.ru/operativnaya-diagnostika-sostoyaniya-dinamicheskogo-obekta-s-primeneniem-nejronnih-setej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervichnaya-obrabotka-georadarnih-signalov.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-etoj-knigi-dat-pravoslavnomu-chitatelyu-osnovnie-svedeniya-o-tom-kak-kem-i-kogda-pisalis-knigi-svyashennogo-pisaniya-a-takzhe-vkratce-izlozhit-ih-soderzhani-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/3-7-obrazovanie-i-pedagogicheskaya-misl-v-rossii-v-konce-xix-nachale-xx-vv.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-arheologiya-cikl-ds.html
  • report.bystrickaya.ru/i-m-busigina-busigina-irina-markovna-kandidat-ekonomicheskih-nauk-professor-mgimo-universitet-mid-rossii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-19-osobennosti-regulirovaniya-truda-otdelnih-kategorij-rabotnikov.html
  • learn.bystrickaya.ru/gibel-teplohoda-svanetiya-lenin.html
  • turn.bystrickaya.ru/oushilar-tke-tairipta-tlgen-formulalar-men-teoriyali-erezhelerd-eske-tsred.html
  • klass.bystrickaya.ru/54-sovremennie-izmeneniya-klimata-centralnaya-aerologicheskaya-observatoriya-rosgidromet-141700-g-dolgoprudnij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organizaciya-i-regulirovanie-birzhevoj-deyatelnosti.html
  • turn.bystrickaya.ru/pianistov-koncertmejsterov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-integrirovannomu-kursu-osnovi-pravoslavnoj-kulturi-g-kostroma-2010-5-klass.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shestaya-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-studentov-i-molodih-uchenih-energiya-molodih-ekonomike-rossii-provoditsya-s-19-po-22-aprelya-2005-goda-v-tomske.html
  • books.bystrickaya.ru/chislennij-raschet-parametrov-ravnovesiya-processa-chistogo-izgiba-balki-iz-plastichnih-i-hrupkih-razuprochnyayushihsya-materialov.html
  • control.bystrickaya.ru/chastyu-drevnego-goroda-on-zayavil-chto-oni-udivitelno-napominali-hudozhnik-yu-d-fedichkin-nepomnyashij-n-n.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transkripcii-i-perelozheniya-proizvedenij-razlichnih-avtorov-spravochnik-sostavitel-p-nazarevskij-vsesoyuznoe-izdatelstvo.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansirovanie-zdravoohraneniya-analiz-sostoyaniya-zdorovya-naseleniya-oblasti-demograficheskaya-situaciya-v-oblasti-2009-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-zakon-rf-ot-10-07-1992-n-3266-1.html
  • letter.bystrickaya.ru/neprivodimie-predstavleniya-gruppi-translyacij-simmetriya-molekul-i-kristallov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rastirushi-f-k-aa-oitushi-krpzhanova-a-o.html
  • literature.bystrickaya.ru/edmaev-problemi-normativno-pravovogo-obespecheniya-obrasheniya-s-othodami-proizvodstva-i-potrebleniya-v-rossijskoj-federacii.html
  • education.bystrickaya.ru/12-rol-intellektualnoj-sobstvennosti-v-ekonomicheskom-razvitii-intellektualnaya-sobstvennost.html
  • credit.bystrickaya.ru/operativno-profilakticheskaya-operaciya-lekar-v-udmurtii-provoditsya-vpervie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.