.RU

И экологичность проектных




Федеральное агентство по образованию


Томский государственный

архитектурно-строительный университет

Институт заочного и дистанционного обучения


БЕЗОПАСНОСТЬ

И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ

РЕШЕНИЙ


Методические указания к дипломному проектированию по разделу «Безопасность и экологичность проектных решений» для студентов строительного факультета


Томск 2005

Безопасность и экологичность проектных решений: Ме­тодические указания / Сост. С.А. Карауш, Л. Н. Цветкова. – Томск. Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного уни­верситета, 2005. – 30 с.

Рецензент Г.И. Ковалев
Редактор Т.С. Володина


Методические указания к дипломному проектированию по разделу «Безопасность и экологичность проектных реше­ний» для студентов строительного факультета дневного и заочного отделений и слушателей ИПК ТГАСУ.

Печатается по решению методического семинара ка­федры «Охрана труда и окружающей среды» N 9 от

22.05.2005 г.

Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В.С. Плевковым


с 01.11.2005

до 01.11.2010


Изд. лиц. № 021253 от 31.10.97. Подписано в печать . . . Формат

60 х 90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс, печать офсет.Уч.-изд.л. Тираж экз. 150 Заказ №


Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

Опечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….…………. 4

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ……………………………….. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА «БЭПР» .... 6

2.1. Общие положения ……………………………………… 6

2.2. Содержание пояснительной записки и графического

материала…………………………………….……………. 6

3. РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ.………… 9

^ 4. РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ ЭКОЛОГИЧНОСТИ

ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ……………………………….. 12

5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ»…………………..…….….…………………… 13

5.1. Санитарно-гигиенические мероприятия .…………….... 13

5.2. Обеспечение безопасности земляных работ …….……... 15

5.3. Обеспечение безопасности при монтажных работах ….. 16

5.4. Обеспечение безопасности труда в технологических процессах ……………………………………..….……... 17

5.5. Обеспечение электробезопасности ..…………………… 18

5.6. Обеспечение безопасности эксплуатации сосудов,

работающих под давлением..…………………………… 18

5.7. Разработка противопожарных мероприятий ……..…… 19

5.8. Обеспечение безопасности объекта в условиях ЧС……..19

5.9. Экологические мероприятия …………………………… 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………...…………………. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ ...…………………………………………….. 30


ВВЕДЕНИЕ


Настоящее пособие предназначено для студентов строительного факультета всех форм обучения.

Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки инженеров-строителей. Основная цель дипломного проектирования – развитие у студентов навыков творческого применения накопленных знаний в своей практической деятельности.

В процессе выполнения раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» («БЭПР») квалификационной работы и затем её защиты выявляются профессиональный уровень подготовки дипломника, степень его готовности к будущей самостоятельной инженерной деятельности в современных условиях, способность принимать и решать технические задачи на инженерном уровне, связанные с вопросами охраны труда, производственной безопасности и экологии.

В пособии даны рекомендации по:

– организации работы над разделом «БЭПР»;

– выполнению выданного преподавателем задания;

– оформлению пояснительной записки и чертежей.

Все рекомендации и положения в пособии нельзя рассматривать как незыблемый стандарт. Они являются примерами и основой для правильного выполнения одного из разделов выпускной квалификационной работы.


^ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ


В первые дни работы над проектом дипломник совместно с руководителем проекта формируют основное задание будущей квалификационной работы, ее тип (дипломный проект или дипломная работа) и составляют календарный график ее выполнения.

После получения основного задания от руководителя проекта студент должен получить на кафедре «Охрана труда и окружающей среды» у своего преподавателя-консультанта (в дальнейшем консультанта) задание на выполнение раздела «БЭПР». Затем совместно они намечают структуру построения раздела, пример её приведен в Приложение, а также определяют необходимость выполнения чертежа (не более 1 листа формата А1). Например, если у студента по технологической части проекта получается много листов чертежей, то допускается ограничиться при написании рассматриваемого раздела проекта только пояснительной запиской. После получения задания студент должен по данному пособию выбрать список литературы по поставленным вопросам.

Содержание задания по разделу «БЭПР» должно соответствовать основной теме квалификационной работы и быть ее составной частью. В порядке исключения разрешается дипломнику самостоятельно или по согласованию с руководителем выбрать второй вопрос (см. Приложение) из главы 5.

Квалификационная работа является самостоятельной творческой работой, поэтому консультант не должен выбирать или подсказывать студенту технические решения, а желательно только ознакомить его с возможными вариантами решений, методами расчета и т.п.

^ Студент является автором проекта и поэтому окончательные решения принимает сам, однако он должен выполнять указания консультанта или руководителя о проведении при необходимости дополнительной разработки определенных вопросов по разделу «БЭПР».

После написания раздела «БЭПР» проверенные студентом пояснительная записка и чертеж (если он есть) подписываются студентом и сдаются на проверку консультанту. Консультант, проверив раздел «БЭПР», подписывает первый лист раздела, титульный лист проекта и чертеж и отдает все это студенту для дальнейшего оформления дипломного проекта.

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА «БЭПР»


2.1. Общие положения


Как было отмечено в главе 1, раздел дипломного проекта «БЭПР» состоит из пояснительной записки и графического материала. Записка по разделу обычно не должна превышать 10…20 страниц текста. Графический материал может включать 0,5…1,0 лист чертежей формата А1, а также графики и рисунки, имеющиеся в записке и поясняющие содержание текста. Графическая часть проекта выполняется карандашом, демонстрационные плакаты могут быть выполнены с использованием туши, гуаши и т.п.

Применение вычислительной техники при работе над разделом является необходимым и обязательным для всех дипломников. Текстовая и графическая часть дипломных проектов с применением вычислительной техники может отличаться от общепринятых форм представления.


^ 2.2. Содержание пояснительной записки

и графического материала


Пояснительная записка по разделу «БЭПР» должна в краткой и четкой форме раскрывать замысел работы по вопросам производственной безопасности и охраны окружающей среды, содержать методы исследований и сами расчеты, анализ полученных результатов и выводы по разделу. Текст должен дополняться иллюстрациями (диаграммами, схемами и т.п.). Раздел проекта следует писать в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 [1]. На первом листе раздела должна быть рамка с основной надписью.

Пояснительная записка должна быть написана грамотно, четко, инженерным языком. Стиль изложения должен быть в утвердительной форме. Все физические положения нужно отражать кратко и понятно. Приводимые расчеты и данные к ним должны сопровождаться краткими пояснениями и ссылками на литературу.

При использовании какого-либо метода расчета формулы приводятся в буквенном выражении, а затем - в цифровом; результаты вычислений указываются с размерностями полученных величин. Многократно повторяющиеся расчеты приводятся только один раз, а результаты должны быть сведены в таблицы.

Разделу «БЭПР» присваивается порядковый номер в соответствии со структурой и содержанием проекта. При наличии подразделов, параграфов и пунктов ставятся двух- и трехкратные номера, разделенные точками. Перенос слов в заголовках не допускается, точку в конце заголовка не ставят.

В пояснительную записку по разделу «БЭПР»

включаются:

  1. Анализ потенциальных опасностей и вредностей.

  2. Второй вопрос – у каждого индивидуальный.

  3. Анализ экологичности проекта;


В описании должно быть показано развитие и состояние рассматриваемых вопросов по безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей среды и обосновываться необходимость их решения и связь с народно-хозяйственными задачами.

В начале раздела в соответствии с поставленными задачами, которые должны быть расшифрованы студентом, следует привести описание объекта, его района размещения и т.п., записать исходные данные, определить требования к планируемым результатам. Желательно дать краткий анализ производственной обстановки.

В основной части раздела «БЭПР» дается характеристика проектируемого объекта с точки зрения возникновения потенциально опасных и вредных производственных факторов в период его сооружения, эксплуатации и обслуживания. С этой целью указывается наличие опасных для работающих факторов, возможные выделения вредных и опасных веществ (газов, аэрозолей) в воздух рабочих помещений и дается оценка их гигиенических и пожаро- и взрывоопасных свойств на основе действующих норм с определением класса опасности и ПДК на вредные вещества и категории пожаро- и взрывоопасности технологического процесса (производственного участка). Более подробно об этом описано ниже в главах 3 и 4.

Правильная характеристика объекта проектирования (гигиеническая, пожарной и взрывной опасности) позволяет вскрыть специфические узловые вопросы охраны труда, решение которых наиболее актуально для обеспечения безопасности работающих в период строительства и эксплуатации.

В выводах в 1–3 пунктах должны быть сформулированы основные результаты (как положительные, так и отрицательные), полученные в ходе выполнения раздела.

^ Список литературы, которую студент использовал при работе над разделом проекта, должен быть приведен в общем списке литературы проекта в конце пояснительной записки строго в соответствии с ГОСТ 7.1-97 [2], аналогично в разделе «Список литературы» данных методических указаний.

Приложения, если они необходимы, включающие в себя математические выводы, громоздкие расчеты, программы, распечатки ЭВМ, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера и т.п., должны быть приведены в конце дипломного проекта.

Оформление графического материала раздела должно быть сделано в соответствии с требованиями существующей нормативно-технической документации. Чертежи и схемы необходимо выполнять в соответствии с правилами ЕСКД: ГОСТ 21.101-93 [3], ГОСТ 21.205-93 [4], ГОСТ 21.206-93 [5], ГОСТ 21.501-93 [6], ГОСТ 21.403-80 [7], ГОСТ 2.784-96 [8]. При выполнении раздела проекта допускаются некоторые отклонения от стандартов, учитывающие особенности учебного процесса.

Чертежи выполняются с предпочтительным размещением основной надписи (углового штампа) параллельно большой стороне листа. Масштаб и степень детализации должны выбираться исходя из их целесообразности. Чертежи должны быть наглядными и помещаться на одном листе. Выполнение чертежей в неестественно крупном масштабе не допускается.

^ Не допускается в пояснительную записку переписывать правила, нормы и инструкции по технике безопасности и эксплуатации машин и механизмов, а также обязанности административно-технического персонала в области охраны труда и окружающей среды.


^ 3. РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ


Многоплановость и многофункциональность профессиональной деятельности инженера-строителя предопределяет тематическое и структурное многообразие выпускной квалификационной работы.

Тематика поставленных для решения вопросов по разрабатываемому разделу «БЭПР» должна отвечать реальному времени, быть актуальной с позиций научно-технических задач и потребностей объектов экономики и отвечать современному уровню развития техники.

В пояснительной части раздела «БЭПР» приводятся инженерные решения, принятые при проектировании объекта, а также требования безопасности, предъявляемые к нему при сооружении и эксплуатации (при работе и обслуживании) в соответствии со строительными нормами и Правилами (СНиП, ТСН, СанПиН, СН и т.п.), утвержденными Госстроем России, Правилами безопасности, утвержденными Госгортехнадзором РФ и Госэнергонадзором РФ.

Рассматриваемые инженерные решения в целом могут не требовать для своего обоснования специальных инженерных расчетов. Они могут приниматься с учетом указаний и требований действующих нормативных документов, правил безопасности и других руководящих материалов, а также на основе полученной выше характеристики проектируемого объекта, отечественного и зарубежного опыта устройства, монтажа, наладки, эксплуатации и обслуживании аналогичных систем. Рассматриваемые технические решения должны отвечать требованиям безопасности труда по устройству, монтажу, наладке и эксплуатации проектируемого объекта. Они не должны увеличивать взрывную и пожарную опасность объекта проектирования, способствовать распространению взрыва, пожара и продуктов сгорания в другие помещения и здания. Промышленные помещения с взрывоопасным процессом должны иметь ряд конструктивно-планировочных решений, направленных на сокращение ущерба от возможного взрыва или пожара.

При проектировании должно быть обеспечено удобство монтажа оборудования систем и безопасность работающих при монтаже и пусконаладочных работах. Инженерные решения в целом должны быть направлены на устранение возможного действия опасных и вредных производственных факторов, специфичных для сооружения, эксплуатации и обслуживании объекта.

^ В расчетной части раздела «БЭПР» отдельные из принятых инженерных решений, отвечающие требованиям безопасности, могут быть обоснованы расчетами. По согласованию с консультантом (или руководителем) расчетному обоснованию подвергаются 1–3 выбранных инженерных решения применительно к той или иной конкретной системе или объекту, разрабатываемым в проекте.

Расчетная часть начинается с общей формулировки задачи, связанной с расчетным обоснованием рассматриваемого инженерного решения. Сформулированная задача решается на основе существующих методик инженерных расчетов общетехнических и специальных дисциплин (механики грунтов, сопротивления материалов, строительной механики, статики и динамики сооружений, тепломассообмена, механики сжимаемой и несжимаемой жидкости, теории горения, электротехники и др.). При этом могут быть выделены стандартные методики, выпущенные в виде нормативных документов, указаний, инструкций, руководств, правил и справочных изданий, а также оригинальные методики, вошедшие в монографии, учебные пособия и научную литературу.

На основе полученных результатов дается гигиеническая, биологическая или техническая (по надежности, прочности, устойчивости и др.) оценка предлагаемого технического решения при сопоставлении его расчетных параметров с действующими нормами. В тех случаях, когда это окажется возможным, расчеты по стандартным методикам (формулам) дополняются расчетами по методикам современных литературных источников, выполненных в оригинальной теоретической постановке. Это позволяет дипломнику не только проявить определенную эрудицию в избранной сфере деятельности, но и в ряде случаев уточнить параметры принимаемого инженерного решения. При этом если расчетные параметры окажутся ниже уровня нормативных требований, целесообразно принятие параметров на нормативном уровне. Если расчетные параметры окажутся выше уровня нормативных параметров, полученных по стандартной методике, целесообразно принятие расчетных параметров.

При проведении инженерных расчетов особое внимание дипломнику следует уделять уяснению физической сущности и защитному действию проектируемого средства коллективной или индивидуальной защиты.

В заключение следует отметить, что профессиональная подготовка дипломника как специалиста, прежде всего, проявляется в умении всесторонне обосновывать принимаемые инженерные решения с использованием не только действующих норм и правил, но и современных расчетных методов и оригинальных подходов к решению инженерных задач.

Перечень тем типовых заданий для проектов по разделу «БЭПР» приведен в главе 5.

^ 4. РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ ЭКОЛОГИЧНОСТИ

ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ


Экологической экспертизе подвергают технические условия на химические вещества, транспортные средства, различные агрегаты, производства, которые в процессе эксплуатации осуществляют загрязнение природной среды отходами, шумом, излучениями и др.

Разрабатывая вопросы охраны окружающей среды при монтаже, работе и обслуживании объекта, следует дать климатическую и геологическую характеристику района размещения предприятия или объекта с учетом розы ветров, состояния окружающей среды и т.п.

При экологической экспертизе производства следует учитывать первичное загрязнение, связанное непосредственно с производством, а также вторичное загрязнение, возникающее в ходе использования продуктов производства (отходы производства), включая их уничтожение после применения или истечения сроков использования.

При рассмотрении вопросов загрязнения окружающей среды от проектируемого объекта следует учитывать химическое и тепловое загрязнение, загрязнение водоемов и почв отходами производства.

В основе всех разрабатываемых проектных решений должны лежать нормативные документы по защите окружающей среды [34–37, 47, 59, 60, 77, 83].


^ 5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ

ПО РАЗДЕЛУ «БЕЗОПАСНОСТЬ

И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ»


5.1. Санитарно-гигиенические мероприятия


1. Обосновать взаимное расположение сооружений на генплане с учетом пожаро- и взрывобезопасных, санитарно-гигиенических требований [11, 14-18, 30, 33, 37, 38].

2. Обеспечение проектируемого объекта санитарно-бытовыми, административными и вспомогательными помещениями: обоснование выбора помещения, расчет количества, площади и объема, оснащение оборудованием [9, 19, 23, 24, 58, 70].

3. Разработать технические решения по обеспечению оптимальных условий производственной среды на рабочем месте____________ (характер труда и степень тяжести, производственные вредности, разработка конкретных рекомендаций) [22, 27, 45, 58, 66, 70, 95, 99].

4. Произвести расчет естественной вентиляции ____ (указывается вид производства, помещения). Дать характеристику источников загрязнения воздуха в помещении, определить избыточные вредности, необходимый воздухообмен и разработать решения по его осуществлению, рассчитать систему вентиляции, подобрать оборудование [12, 39, 41].

5. Произвести расчет механической вентиляции ____ (указывается вид производства, помещения). Дать характеристику источников загрязнения воздуха в помещении, определить избыточные вредности и способы их удаления (местная, общеобменная, смешанная), необходимый воздухообмен и разработать решения по его осуществлению, рассчитать систему вентиляции, подобрать оборудование [12, 23, 24, 39, 40].

6. Разработать инженерные решения по обеспечению оптимальных условий микроклимата в рабочей зоне. Определить характер труда и степень напряженности, количество вредностей, выбрать конструкцию и рассчитать систему вентиляции [12, 32, 39, 41, 42, 44, 92, 99, 102].

7. Выполнить анализ применения средств индивидуальной защиты и обеспечения рабочих спецодеждой [27, 94, 96-99].

8. Разработать и рассчитать защиту от теплового излучения на рабочем месте. Дать характеристику источников теплового излучения [41, 43, 45, 46].

9. Разработать инженерные решения по защите от ионизирующих излучений. Оценить источник излучения, определить вероятность облучения людей, выбрать способы защиты и обосновать их выбор расчетом [45, 46, 50, 52, 55].

10. Разработать защиту от шума ____(указывается тип установки, машины, рабочего места). Дать характеристику источников шума, определить уровни звукового давления на рабочем месте и обосновать мероприятия по снижению уровня шума [31, 46, 48, 49, 51, 77, 102].

11. Разработать конструкцию и рассчитать звукоизолирующую перегородку или звукоизолирующий кожух ______ (указываются шумовые характеристики источника, расчет требуемого снижения уровня шума, подбор звукоизолирующего материала с учетом пожарной безопасности и максимальной эффективности шумоглушения). Определить общий уровень шума и наиболее шумное место [31, 46, 48, 49, 51, 66, 99, 102].

12. Разработать инженерные решения для уменьшения шума в ________ (указывается помещение с источником шума) [31, 46, 48, 49, 51, 66, 102].

13. Разработать инженерные решения по защите от вибрации __________ (указывается источник вибрации и рабочее место). Определить характеристики источников вибрации, уровни колебательной скорости на рабочих местах, разработать мероприятия по снижению вибрации и обосновать их [13, 23, 24, 51, 53, 54, 102].

14. Разработать мероприятия по снижению уровня шума при виброформовании железобетонных изделий [23, 24, 51].

15. Производственная пыль и методы борьбы с ней. Рассчитать допустимый стаж работы при воздействии пыли [44, 94].

16. Рассчитать освещение ________ (указывается место) в темное время суток. Подобрать тип, мощность и число осветительных приборов [20, 21, 23, 24].

17. Эргономическая оценка рабочего места оператора: система управления, средства отображения информации, цветовое оформление, фазы анализа труда. [75, 97, 100, 101].

18. Анализ надежности системы «человек–машина»: распределение функций между человеком и машиной, приспособление машины к человеку [75, 101, 102, 116].

19. Разработать меры безопасности при работе с ПЭВМ [22, 87].


^ 5.2. Обеспечение безопасности выполнения

земляных работ


1. Разработать инженерные мероприятия, обеспечивающие безопасность ведения работ в котлованах и траншеях с вертикальными стенками. Обосновать предельно допустимую высоту разработки вертикальной стенки без крепления, рассчитать активное давление грунта на ограждения, обосновать выбор размеров элементов крепления стенок котлованов и траншей [21, 30, 44, 56].

2. Разработать инженерные решения, обеспечивающие безопасность ведения работ в котлованах и траншеях с откосами, обосновать решения [21, 24, 30, 44, 56].

3. Определить минимальное расстояние от бровки котлована до места установки машин, обеспечивающее безопасность работ [21, 23, 57, 58].

4. Разработать инженерные решения, обеспечивающие безопасность работы крана (трубоукладчика) с учетом устойчивости грунта под опорами, обосновать расчетами [21, 57, 58].


^ 5.3.Обеспечение безопасности при монтажных работах


1. Разработать инженерные решения, обеспечивающие устойчивость конструкций (расчаленных колонн, ферм в процессе подъема) в процессе монтажных работ, обосновать их расчетами [21, 30, 65, 66, 79].

2. Разработать инженерные решения, обеспечивающие безопасность при монтаже высотных сооружений (опор линий электропередач, прожекторных опор, дымовых труб), обосновать расчетами [21, 30, 65, 66].

3. Выбрать и рассчитать такелажную оснастку и устройства (строп, якорей, мачт и т.п.), применяемые при монтаже строительных конструкций [21, 30, 61, 82].

4. Разработать меры, обеспечивающие безопасность работ, и схему организации рабочих мест монтажников, описать условия работы монтажников [21, 30, 61].

5. Рассчитать грузовую (собственную, транспортную, монтажную, демонтажную) устойчивости строительно-дорожной машины [21, 23, 24, 30, 65, 66].

6. Определить опасную зону действия и обеспечить безопасность работ грузоподъемных машин [21, 30, 65, 66].

7. Рассчитать на прочность и выносливость групповое болтовое соединение (напряженное) [21, 80].

8. Рассчитать на прочность средства подмащивания [21, 24, 79].

9. Выполнить расчет на устойчивость сжатых стоек [21, 79].

10. Разработать и обосновать расчетом меры безопасности при работе на высоте [30, 61].


^ 5.4. Обеспечение безопасности труда

в технологических процессах


1. Дать анализ производственного травматизма и заболеваемости при строительстве или реконструкции _________ (указать наименование объекта). Рассчитать коэффициенты частоты, тяжести травматизма и другие [21, 62, 64, 86].

2. Обеспечить безопасность при применении токсичных материалов: работая с бензином, бензолом, с кислотами, щелочами, эпоксидными пастами и другими материалами; оценить эффективность принятых мероприятий [22 – 24, 70, 92].

3. Рассчитать и выполнить проект траверсы для подъема конструкций [23, 24, 66].

4. Оценить время реакции водителя автомобиля. Рассчитать время реакции водителя с учетом реальных дорожных условий [66, 70, 75, 102].

5. Провести анализ безопасности системы ________ (указывается система и «венчающее событие», например, взрыв на стройке) с помощью метода «дерева отказов» [74, 86].


^ 5.5. Обеспечение электробезопасности


1. Разработать мероприятия по защите от поражения электрическим током проектируемой электроустановки, рассчитать величину тока, протекающего через человека при прикосновении его к каждому из номинальных напряжений установки [21, 28, 69].

2. Разработать и обосновать расчетом защитное заземление или защитное зануление для электроустановки [21, 23, 24, 69, 85].

3. Рассчитать сопротивление заземляющего устройства для передвижной электроустановки [21, 69, 84].

4. Обеспечить электробезопасность при выполнении __________ работ (по согласованию с консультантом или руководителем). Помещение или работы охарактеризовать по степени опасности поражения электрическим током, выбрать схемы защитноотключающих устройств и средства индивидуальной защиты, разработать методы контроля изоляции [21, 66, 70, 79, 99].

5. Разработать и обосновать расчетом мероприятия по молниезащите объекта [21, 23, 24, 67].

6. Разработать и обосновать расчетами методы защиты от статического электричества при эксплуатации емкостей с нефтепродуктами, сжатыми горючими газами или при выполнении строительных работ [67, 81, 79].

7. Разработать и обосновать расчетами мероприятия по защите от электромагнитных полей [68, 71, 72, 92].


^ 5.6. Обеспечение безопасности эксплуатации

сосудов, работающих под давлением


1. Рассчитать предохранительные устройства для сосудов, работающих под давлением [21, 25, 30, 46].

2. Выбрать и рассчитать взрывной предохранительный клапан для котла [21, 30, 46].

3. Обеспечить безопасность при эксплуатации и технологическом обслуживании газобаллонных автомобилей: схема заправки, хранение и техническое обслуживание их [21, 25, 29, 66, 70, 99].


^ 5.7. Разработка противопожарных мероприятий


1. Сделать проверку конструкций на огнестойкость, установить категорию помещения по пожарной опасности и разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности [33, 63, 73, 88, 93, 46].

2. Разработать и обосновать расчетами инженерные мероприятия по увеличению пределов огнестойкости конструкции [33, 73, 88].

3. Проверить условия безопасности при вынужденной эвакуации людей при пожаре. Рассчитать рациональные пути движения людских потоков. Разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности [10, 23, 24, 33, 70, 78, 99].

4. Рассчитать площадь взрывных проемов в производственных помещениях взрывоопасных производств и котельных [23, 24, 30].

5. Разработать методы и средства тушения пожаров и возгораний ________(например, в электроустановках [10, 63, 66, 70, 93, 99] или при строительстве и эксплуатации деревянных конструкций [10, 23, 24, 33, 63, 73, 75, 86, 93].


^ 5.8. Обеспечение безопасности объекта в условиях ЧС


1. Выполнить оценку радиационной обстановки на объекте и разработать мероприятия по защите работающих и на селения [81, 90, 97, 103-107].

2. Дать оценку химической обстановки на объекте, разработать мероприятия по защите работающих и населения в условиях ЧС [81, 103-105, 107, 108].

3. Оценить воздействие светового излучения на объекты и население в условиях ЧС. Разработать мероприятия по защите [103, 104, 110].

4. Определить степень воздействия воздушной ударной волны на объекты и людей. Разработать инженерные решения по обеспечению безопасности в условиях ЧС [103-105, 111].

5. Разработать мероприятия по организации жизнеобеспечения населения в условиях ЧС [103-105, 109].

6. Устойчивость работы промышленного предприятия в условиях ЧС, методы ее оценки и повышения [86, 91, 97, 103–106].

7. Разработать мероприятия по обеспечению безопасности объекта при угрозе и в период террористических актов. [107].


^ 5.9. Экологические мероприятия


1. Экологическая экспертиза и экологический паспорт объекта [34–36, 77].

2. Обосновать расчетами степень загрязнения окружающей среды от источников выбросов (АТП, автоперевозок, СДМ, складов топлива и т.п.) [15, 23, 37, 40, 45, 47, 83, 89, 99].

3. Рассчитать выбросы из дымовой трубы и обосновать минимально необходимую ее высоту [23, 60, 83].

4. Разработать мероприятия по очистке выбросов в атмосферу (выбор и расчет фильтров очистки воздуха) [23, 24, 37, 59, 60, 99].

5. Определить количество вредных веществ, выделяющихся при окраске и разработать мероприятия по снижению отрицательного воздействия их [22, 89].

6. Разработать методы очистки производственных сточных вод [38, 47, 59, 60, 76].

7. Разработать схему утилизации вредных жидких стоков от АТП. Обосновать решения расчетами [59, 60, 76, 99].

8. Разработать мероприятия по снижению токсичности выбросов двигателя автомобиля, СДМ (масса и характеристика выбросов, нейтрализатор и т.д.) [37, 40, 59, 70, 83].

9. Разработать инженерные решения и обосновать их расчетами по уменьшению выбросов паров нефтепродуктов от склада жидкого топлива котельной [15, 76].

10. Разработать мероприятия по сохранению поверхности земли и рельефа при строительстве сооружений (рекультивация, озеленение, сохранение растительного слоя и т.п.) [11, 36, 38, 47, 59, 60].

11. Выполнить расчет вредных веществ, выделяющихся при сварке [21, 22]


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам. – М.: Изд-во стандартов, 1996. – 37 с.

2. ГОСТ 7.1-97 Библиографическое описание документа. – М.: Изд-во стандартов, 1997. –72 с.

3. ГОСТ 21.101-93 Основные требования к рабочей документации. – М.: Изд-во стандартов, 1996. – 25 с.

4. ГОСТ 21.205-93 Условные обозначения элементов санитарно-технических систем.–М.: Изд-во стандартов, 1996.–24 с.

5. ГОСТ 21.206-93 Условные обозначения трубопроводов. - М.: Изд-во стандартов, 1995. – 5 с.

6. ГОСТ 21.501-93 Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей.– М.: Изд-во стандартов, 1996. – 41 с.

7. ГОСТ 21.403-80 Обозначения условные графические в схемах. Оборудование энергетическое. – М.: Изд-во стандартов, 1981. – 34 с.

8. ГОСТ 2.784-96 Обозначения условные графические. Элементы трубопроводов.–М.: Изд-во стандартов, 1997. –10 с.

9. СН76-74. Инструкция по проектированию бытовых зданий и помещений строительно-монтажных организаций. – М.: Стройиздат, 1975. – 12 с.

10. СНиП П-01-02-85. Противопожарное нормирование в строительстве.

11. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.– М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 1998.

12. СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование. – М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 2004. –64 с.

13. СН 3044-84. Санитарные нормы вибрации рабочих мест.

14. СНиП 2.04.08-87* Газоснабжение.–М.: ГП ЦПП Минстроя России, 1996. –68 с.

15. СНиП II-106-79. Ч.2. Склады нефти и нефтепродуктов. –М.: Стройиздат, 1980. –25 с.

16. СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. –М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 1997. –128 с.

17. СНиП 2.04.01-85* Внутренний газопровод, водопровод и канализация зданий. –М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 1998.

18. СНиП 2.04.03-85* Канализация. Наружные сети и сооружения. –М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 1998. –72 с.

19. СНиП 11-92-76 Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования. – М.: Стройиздат, 1977. – 29 с.

20. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение. –М.: ГП ЦПП Минстроя России, 1996. –34 с.

21. Карауш С.А. Типовые расчеты по безопасности в строительстве и производстве строительных материалов / С.А. Карауш, Г.И. Ковалев, О.О. Герасимова: Учебное пособие. Под ред. С.А. Карауша.-Томск, Изд-во ТГАСУ, 2005.-343 с.

22. Руководство Р 2.2.755-99. Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести труда и напряженности трудового процесса. – М.: Практикум, 2000. – 80 с.

23. Безопасность труда в строительстве: Учебное пособие / Д.В. Коптев, Г.Г. Орлов: под ред. Д.В. Коптева. – М.: АСВ, 2003. – 352 с.

24. Охрана труда в строительстве. Инженерные решения: Справочник / В.И. Русин, Г.Г. Орлов и др. – Киев.: Будивельник, 1990. – 208 с.

25. ПБ 03-576-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

26. ПБ 10-573-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.

27. Система стандартов безопасности труда. ГОСТ 12.0..000-00 – ГОСТ 12.4.000-00.

28. Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ.–М.:Минтопэнерго РФ, (16.03.2000 г.).– 30 с

29. Правила технической эксплуатации и требования безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации. –СПб.: Изд-во «Деан», 1999. –288 с.

30. СНиП 12-03-01 Безопасность труда в строительства. Часть 1. Общие требования. – 42 с.

31. СНиП 23-03-2003 Защита от шума. – М.: ГПП ЦПП, 2003.

32. СНиП 23-01-99 Строительная климатология. – М.: ГПП ЦПП, 1999.

33. СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений. – М., 1997. – 14 с.

34. ГОСТ 17.0.0.04 Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения. – М.: Госкомиздат, 1990. – 41 с.

35. СНиП 10.01.94. Экологическая экспертиза.

36. СНиП 11.01.95. Экологическое проектирование.

37. Дробот В.В. Борьба с загрязнением окружающей среды на автомобильном транспорте. – Киев.: Техника, 1999. – 241 с.

38. Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник. – М.: Стройиздат, 1990. – 527 с.

39. Волков О.Д. Проектирование вентиляции промышленного здания. – Харьков: Выща школа , 1989. – 240 с.

40. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух: Утв. Минтрансом РФ 02.06. 93. –М., 1993. – 53 с.

41. Системы вентиляции и кондиционирования. Теория и практика/ Ананьев В.А., Балуева Л.Н., Гальперин А.Д. – М.: Изд-во «Арина», 2000. – 416 с.

42. ГОСТ 30494-96 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях / Госстрой России. –М.: ГУП ЦПП, 1999.

43. Быкова В.В. Тепловое излучение и защита от него: Методическиие указания / Быкова В.В., Карауш С.А. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2000. – 23 с.

44. Пчелинцев В.А. Охрана труда в строительстве. – М.: Высш. школа, 1991.–272 с.

45. Справочная книга по охране труда в машиностроении / Под ред. О.Н. Русака. – Л.: Машиностроение, 1989. – 541 с.

46. Беляев С.В. Средства защиты в машиностроении: расчет и проектирование. Справочник / Беляев С.В., Козьяков А.Ф. –М.: Машиностроение, 1989. – 368 с.

47. Чистяков С.Б. Охрана окружающей среды: Учеб. для вузов. –М.: Стройиздат, 1988. – 272 с.

48. Борьба с шумом на производстве: Справочник / Е.Я.Юдин, Л.А.Борисов, И.В.Горенштейн и др.; Под ред. Е.Я.Юдина. –М.: Машиностроение, 1985. – 400 с.

49. Комкин А.И. Шум и его воздействие на человека. – М.: Новые технологии, 2004. – 16 с.

50. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. –М.: Энергоатомиздат, 1991.

51. Новак С.М. Защита от вибрации и шума в строительстве.-Киев.: Будивельник, 1990. –179 с.

52. Нормы радиационной безопасности: НРБ-99.-М.: Атомиздат, 2000.–55 с.

53. Ковалев Г.И. Гигиеническое нормирование и расчет характеристик производственной вибрации: Методические указания. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2003. – 41 с.

54. Комкин А.И. Вибрация. Воздействие, нормирование, защита. – М.: Новые технологии, 2004. – 16 с.

55. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и др. источниками ионизирующих излучений: ОСП-72. –М.: Атомиздат, 1973. –56 с.

56. Земляные работы. Справочник строителя.-М.: Стройиздат, 1991.-324 с

57. Басаков М.И. Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности в условиях производства). – М.: Март,2003. – 394 с.

58. Золотницкий Н.Д. Инженерные решения по технике безопасности в строительстве.– М.: Стройиздат, 1999. – 264 с.

59. Новиков В.Н. Экология, урбанизация, жизнь: Учебное пособие. –М.: Изд-во Моск. техн. унив-та, 2002. – 328 с.

60. Охрана окружающей среды: Учеб. для техн. спец. вузов/ под ред. Белова С.А. –М.: Высш. шк., 1991. – 319 с.

61. Бейтуганов М.Г. Безопасность строительно-монтажных работ на высоте. – М.: Стройиздат, 1991. – 256 с.

62. Орлов А.И. Менеджмент в техносфере: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. – 384 с.

63. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. – Новосибирск: РИПЭЛ плюс, 2000. – 256 с.

64. Крюков Е.В. Безопасность жизнедеятельности = Теоретические основы БЖД: Учебное пособие. – Чита: Изд-во Читинского технического университета, 2003. – 248 с.

65. Техника безопасности при строительно-монтажных работах в энергетике / Под ред. А.П.Долина. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 542 с.

66. Филиппов Б.И. Охрана труда при эксплуатации строительных машин. – М.: Высш.шк., 1984. – 247 с.

67. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений: РД 34.21.122-87. Минэнерго СССР. – М.: Энергоатом, 1989. – 56 с.

68. Рахманов Б.Н. Защита и профилактика от неблагоприятного действия электромагнитных полей и излучений. – М.: Новые технологии, 2004. – 16 с.

69. Правила устройства электроустановок (ПУЭ)/ Минтопэнерго. – М., 1997.

70. Салов А.И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта: Учебник для студентов автомоб.-дор. вузов. – М.: Транспорт, 1985. – 351 с.

71. Ковалев Г.И. Оценка условий труда при воздействии электромагнитного поля промышленной частоты: Методические указания. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2002. –45 с.

72. Павлов А.Н. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 224 с.

73. Грушевский Б.В. Пожарная профилактика в строительстве. – М.: Стройиздат, 1989. – 368 с.

74. Анализ риска производственных объектов: Методические указания / Сост. Г.И. Ковалев, Л.Н. Цветкова. Томск: Изд-во Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2004. – 25 с.

75. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин и др. – Высш. шк., 2003. – 440 с.

76. Глухов В.В. Экономические основы экологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.

77.Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.

78. Герасимова О.О. Определение расчетного времени эвакуации людей при пожаре. Методические указания. Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2004. –16 с.

79. Забегаев А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник по строит. спец. – М.: Из-во Ассоциации строительных вузов, 2001. –132 с.

80. Дмитриев В.А. Детали машин. Основы расчета и конструирования машин. –Л.: Судостроение, 1970.

81. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. –СПб.: Лань, 2002. –448 с.

82. Грузозахватные устройства и приспособления: Методические указания / Сост. С.И. Яковлев. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004. –16 с

83. Воробьева А.И. Атмосферные загрязнения Томска и их влияние на здоровье населения / Воробьева А.И., Медведев М.А. – Томск: ТГУ, 1992. –192 с.

84. Ковалев Г.И. Расчет сопротивления заземляющего устройства для передвижной электроустановки: Методические указания.. – Томск: Изд-во ТГАСУ , 2002. –22 с.

85. Ковалев Г.И. Расчет и измерение сопротивления заземляющего устройства: Методические указания/Ковалев Г.И., Цветкова Л.Н. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2002. –26 с.

86. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/Под ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., 2004. – 608 с.

87. Анисимов М.В. Меры безопасности при работе с ПЭВМ Методические указания / Анисимов М.В, Цветкова Л.Н. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2001. – 32 с.

88. Цветкова Л.Н. Обеспечение пожарной безопасности при возведении и эксплуатации производственных зданий и сооружений: Методические указания. Томск: Изд-во ТГАСУ, 1996. – 23 с.

89. Герасимова О.О. Расчет количества вредных веществ, выделяющихся в атмосферу: Методические указания. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2002. – 29 с.

90. Цветкова Л.Н. Оценка радиационной обстановки в ЧС: Методические указания. – Томск: ТГАСУ, 2000.– 28 с.

91. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2004. – 678 с.

92. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности / Хван Т.А., Хван П.А. Ростов н/Д: Феникс, 2003 – 416 с.

93.Ковалев Г.И. Первичные средства пожаротушения: Методические указания. – Томск. Изд-во ТГАСУ, 2002.–31с

94. Расчет допустимого стажа работы при воздействии пыли: Методические указания. / Сост. Г.И.Ковалев. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004. –26 с.

95. Ковалев Г.И. Оценка условий труда в зависимости от тяжести трудового процесса: Методические указания. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2003. –22 с.

96. Дель Р.А и др. Гигиена одежды: Учебное пособие для вузов.-М.: Легпромбытиздат, 1991. – 160 с.

97. Еремин В.Г. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в машиностроении: Учебное пособие для вузов.-М.: Машиностроение, 2000. – 392с

98. Левашов Б.М. Расчет теплового сопротивления специальной одежды. Методические указания. Томск: Изд-во ТГАСУ, 1997. – 25 с.

99. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на автотранспортных предприятиях. – М.: Транспорт, 1990. – 288 с.

100. Методические указания по эргономической оценке строительных и дорожных машин. – М.: Госстрой СССР, 1981. – 214 с.

101. Эргономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Адемчука.– М.: ЮНИТИ, 1999. – 256 с.

102. Вайсман А.И. Гигиена труда водителей автомобилей.- М.: Медицина, 1988. – 192 с.

103. Гринин А.С. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / А.С. Гринин, В.Н. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. –336 с.

104. Журавлев В.П. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие.-Ростов.: Изд-во АСВ, 1999. – 376 с.

105. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона. – М.: Высш.шк., 1986. – 207 с.

106. ГОСТ Р. 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения.

107. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М.: Академический Проект, 2003. –432 с.

108. Цветкова Л.Н. Оценка химической обстановки в ЧС: Методические указания. – Томск: ТГАСУ, 2001. –26 с.

109. Цветкова Л.Н. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС: Методические указания. – Томск: ТГАСУ, 1999. – 28 с.

110. Оценка воздействия светового излучения на объекты в чрезвычайных ситуациях: Методические указания / Сост. Л.Н. Цветкова. – Томск: ТГАСУ, 2003. – 11 с.

111. Оценка воздействия ударной волны на объекты в чрезвычайных ситуациях: Методические указания /Сост. Л.Н. Цветкова. Томск: ТГАСУ, 2003. – 12 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Название раздела БЕЗОПАСНОСТЬ

^ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Вопросы:

1. Анализ потенциальных опасностей и вредностей и возможные пути их устранения при строительстве (или реконструкции) __________ (наименование объекта согласно темы проекта).

^ Порядок написания.

Причины опасностей и вредностей – воздействие на оператора – меры борьбы, рекомендуемые вами в проекте (опасности и вредности – это пыль, шум, вибрация, метеоусловия, освещение, вредные вещества, электроопасность, пожарная опасность, сосуды, работающие под давлением, защита в условиях ЧС, вопросы «Охраны труда» и т.п.).

Литература: а) Охрана труда. Авторы: Пчелинцев В.А. или Золотницкий Н.Д., или Орлов, или др.

б) БЖД. Авторы: Белов С.В., или Русин В.И., или др.

2. Второй вопрос – у каждого индивидуальный (см. главу 5 данных методических указаний).

^ 3. Анализ экологичности проекта.

Пояснения. Раскрыть, как ваш объект влияет на почву, воду, воздух, растительный, животный мир и разработать мероприятия по снижению отрицательного воздействия.

Литература: а) Охрана окружающей среды. Авторы: Белов С.В., или Никитин Д.П., или Журавлев В.П. или др.

б) Экология. Авторы: Дьяков А.Б. или Иванов В.М., или и др.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

1. Объем раздела 10 –20 с.;

2. Информацию из инструкций, книг, журналов, Интернета и т.п. необходимо уточнять (дорабатывать) относительно своей темы. Плагиат, т.е. переписывание текста 1:1 не разрешается. 3. Стиль изложения должен быть в утвердительной форме.


gosudarstvennij-byudzhet-byudzhetnaya-klassifikaciya-rf.html
gosudarstvennij-byudzhet-ego-socialno-ekonomicheskaya-sushnost-i-struktura-chast-5.html
gosudarstvennij-byudzhet-i-problema-optimizacii-byudzhetnih-rashodov-chast-11.html
gosudarstvennij-byudzhet-i-problema-optimizacii-byudzhetnih-rashodov-chast-4.html
gosudarstvennij-byudzhet-i-problema-optimizacii-byudzhetnih-rashodov-chast-9.html
gosudarstvennij-byudzhet-v-finansovoj-sisteme-gosudarstva-osobennosti-ego-ispolzovaniya-v-respublike-belarus.html
  • desk.bystrickaya.ru/podrez-ne-skvoznoj-no-glubokij-porez-shkuri-s-mezdrovoj-storoni-v-rezultate-nebrezhnoj-semki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchet-postupleniya-materialov-i-analiz-obespechennosti-organizacii-materialnimi-resursami.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-intervyu-olega-eliseeva-14-maya-2009-goda-v-moskve-v-informacionnom-agentstve-interfaks-sostoyalas-press-konferenciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kremlevskaya-tajna-rasskazi-kotorie-tak-lyubil-pereskazivat-mne-otec-s-vechnim-refrenom.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prva-ot-dnevniya-red-otnosno-pitaniya-i-otgovori-na-pitaniya-cveta-georgieva-ot-zasedanie-provedeno-na-01-02-04-2009-g-po-tochka.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-aspekti-organizacionnoj-kulturi-kurs-lekcij-sostavitel-migurenko-r-a-tpu-2009-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nauchnie-rukovoditeli-dmn-prof-ga-bazanovkmn-doc-ov-volkova.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/74-svedeniya-ob-ogranicheniyah-na-uchastie-v-ustavnom-skladochnom-kapitale-paevom-fonde-poruchitelya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-01-dannoe-zadanie-dolzhno-bit-polucheno-vashim-tyutorom-ne-pozdnee-17.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-restavraciya-fasadov-vistavochnogo-pavilona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-kontrolya-dostupadlya-effektivnogo-upravleniya-na-predpriyatii-analogovaya-kopirovalnaya-tehnika-ricoh-a3-formata.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-13-sotrudnichestvo-rossijskoj-federacii-s-associaciej-stran-yugo-vostochnoj-azii.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-19-razvitie-maloj-gruppi-konspekt-lekcij-po-kursu-psihologiya-chelyabinsk-2011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istina-razvitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imidzh-sovremennogo-rukovoditelya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-stranica-19.html
  • literature.bystrickaya.ru/buddizm-proishodit-ot-slova-budda-chto-znachit-probuzhdennij-imenno-takoj-titul-nosil-osnovatel-buddizma-siddhartha-gautama.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-obespechenie-sudov-i-sistemi-sudebnogo-departamenta-otchet-o-deyatelnosti-sudebnogo-departamenta-pri-verhovnom.html
  • college.bystrickaya.ru/-4-tragediya-10961097-gg-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-osobennosti-pr-tehnologij-knizhnoj-torgovli-v-rossii-v-dianov-osobennosti-pr-tehnologij-knizhnih-magazinov-rossii-2007.html
  • learn.bystrickaya.ru/esli-vi-zhelaete-rasprostranit-kakuyu-libo-informaciyu-po-dannoj-rassilke-pozhalujsta-otpravte-sootvetstvuyushee-soobshenie-na-adres.html
  • grade.bystrickaya.ru/obyazatelstva-storon-stranica-30.html
  • learn.bystrickaya.ru/etiketnie-kommunikemi-russkogo-yazika-sistemnij-i-funkcionalnij-aspekti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekti-realizuemie-v-ramkah-pfiir-gosudarstvennaya-programma-forsirovannogo-industrialno-innovacionnogo-razvitiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-izbiratelnoe-pravo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-morfologiya-uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/616-sudebno-medicinskie-ekspertizi-kniga-sudi-sudebnaya-ekspertiza-prospekt.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zamestitel-ministra.html
  • abstract.bystrickaya.ru/133-rabota-razdeleniya-moshnost-razdeleniya-uchebnoe-posobie-dlya-magistrantov-po-specialnosti-fizika-kineticheskih.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomnoe-proektirovanie-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dekabristi-tajnie-obshestva-zhurnali-osobennosti-mirovozzreniya-i-povedeniya-chast-3.html
  • write.bystrickaya.ru/folklor-mirovaya-literatura-21.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-stranica-12.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-suvorov-dialektika-samotvorchestva-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/6-razdeli-disciplini-i-mezhdisciplinarnie-svyazi-s-obespechivaemimi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.