.RU

И. В. Пантюк Белорусский центр медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения Минздрава Республики Беларусь (Белцмт)


ПОДГОТОВКА ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ ЗА РУБЕЖОМ

И.В. Пантюк

Белорусский центр медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения Минздрава Республики Беларусь (БелЦМТ)

Вопросы высшего медицинского образования, проблемы врачебных кадров постоянно находятся в центре внимания ученых многих стран. Такой интерес объясняется тем усиливающимся влиянием здравоохранения на современное общество, возрастающим значением первичной медицинской помощи, необходимостью управления трудовыми ресурсами. Образование, будучи социальным институтом, охватывает все слои общества. Профессия врача была и остается динамичной не только в силу своей специфики, но и самой природы человека. В настоящее время меняется структура заболеваемости населения, изменяется продолжительность жизни, увеличивается доля лиц старше 65 лет, снижается уровень рождаемости.

Развитие науки, достижения в области биологии и медицины, появление новых направлений фундаментальных исследований способствовали увеличению потребности в высококвалифицированных врачебных кадрах, изменению концепции образования. В каждой стране вопросы подготовки специалистов решаются по-своему. В мире существует несколько систем высшего образования: немецкая, российская, британская, американская, французская и многие другие [8]. Все они разные. Единой схемы нет. Анализируя системы образования других стран, прежде всего, обращают внимание на содержание учебного процесса и качество подготовки специалистов.

Многие медицинские школы и колледжи в Западной Европе сформировались, главным образом, на базе университетов еще в последней четверти XIX века. Имеют свои богатые традиции, автономию и самоуправление. Так, во Франции, Нидерландах, Дании значительная часть медицинских школ и колледжей обособлены от национальной системы здравоохранения, располагают собственными клиниками или используют частные больницы. В Италии и Бельгии отсутствуют какие-либо ограничения по приему студентов в медицинские учебные заведения. В странах Западной Европы не существует системы льгот для поступления. Главным критерием оценки абитуриентов является уровень знаний, полученный ими в объеме общеобразовательной школы. В ряде медицинских школ осуществляются мероприятия по выявлению профессиональной пригодности путем психологического тестирования, собеседования, интервьюирования и т.д. [2].

^ Подготовка врачебных кадров в Великобритании проводится в медицинских школах, которые юридически могут быть или факультетами университетов, или самостоятельными учебными заведениями. Для поступления на медицинский факультет необходимо сдать 5 экзаменов по программе аттестата зрелости, из которых 2 — 3 повышенного типа, обычно по естественным наукам. Медицинские школы Великобритании находятся при крупных многопрофильных госпиталях, располагающих поликлиническим отделением, анатомическим театром, лекционными залами, учебными комнатами, библиотекой. Доклинический уровень обучения длится 2 года. Он включает изучение анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, микробиологии, фармакологии и других фундаментальных дисциплин. Клинические дисциплины изучаются в течение последующих 3 лет. Большую часть времени в клинике студент самостоятельно работает у постели больного, при необходимости консультируется со своими кураторами. Выпускной экзамен проводится Единой национальной комиссией дважды в году (в октябре и июне). Одновременно экзаменуется обычно 300 — 400 выпускников медицинских школ, в том числе из других стран, принявших английскую систему подготовки врачей. Экзамен состоит из 3 частей: письменный, устный и клинический. Успешно сдавшие экзамен получают диплом врача и 1 ученую степень — бакалавра медицины. Далее выпускник обязан пройти первичную стажировку не менее года в клинике (интернатуре) под руководством куратора, при получении положительной характеристики его фамилия заносится в Медицинский регистр, дающий юридическое право работать самостоятельно в качестве врача общей практики или стационара [9].

Последипломная подготовка врачей в Великобритании осуществляется по различным направлениям. Если молодой врач, окончивший интернатуру, желает работать в качестве общепрактикующего врача в Национальной системе здравоохранения, его могут назначить на должность помощника самостоятельного общепрактикующего врача, врача общей практики в группу практикующих врачей района или старшего ординатора по внутренним болезням в стационаре. Тогда последипломная подготовка длится не менее 3 лет. За это время проходят последовательную стажировку в области общей практики, внутренних болезней, акушерства, педиатрии, коммунальной медицины и других специальностей. Подготовка врачей узкой специальности лечебного профиля длится 7 лет, включая строгую систему последовательного замещения учебных врачебных должностей в специализированных отделениях учебных госпиталей (старший ординатор — 1 год, врач-регистратор — 2 года, старший регистратор — от 2 до 4 лет). Только после окончания этого срока врачу предоставляется право занимать самостоятельную должность врача-специалиста [9]. Дальнейшее повышение квалификации как общепрактикующих врачей, так и узких специалистов в Великобритании осуществляется в лондонских школах последипломной подготовки (Королевской школе усовершенствования медицинских работников, Институте основных медицинских наук при Королевском колледже хирургов, Институте стоматологической хирургии, Школе тропической медицины и гигиены, Королевском институте здравоохранения и гигиены), а также на различных курсах, организуемых медицинскими факультетами университетов, отдельными Королевскими медицинскими колледжами и крупными госпиталями. Курсы могут быть без отрыва и с отрывом от производства, сроком от нескольких дней до нескольких недель. Завершаются курсы сдачей экзамена, включающего письменную работу по теории и прикладному аспекту медицины, устный ответ на 3 вопроса из разных разделов предмета, оценку курсовой работы, оценку проекта. Курсы повышения квалификации в Великобритании платные и не являются обязательными, однако врачи стремятся их пройти, так как это необходимо для получения квалификационного диплома, занятия более высокой должности или подготовки диссертации. Помимо курсов, каждый врач может самостоятельно подготовиться к сдаче специального экзамена для зачисления в члены Королевского медицинского общества врачей. Повышение квалификации в Великобритании осуществляется также через региональные последипломные центры, лекции, передаваемые по каналам телевидения [9].

В настоящее время в США отмечается дефицит врачебных кадров, что влияет на оказание высококвалифицированной помощи населению. В академических центрах и палатах Конгресса США проявляется обеспокоенность избыточным количеством узких специалистов. По данным разных исследователей, врачебные кадры в США в настоящее время "специализированы" на 85 — 90%. В то же время ощущается острый дефицит педиатров, психиатров, специалистов по гериатрии и организации здравоохранения, что указывает на стихийность и однобокость последипломной подготовки врачей [1].

Для улучшения высшего медицинского образования и медицинской науки Ассоциация американских колледжей и Американская медицинская ассоциация разработали и подписали совместное заявление о государственном планировании обеспечения системы здравоохранения США медицинскими кадрами [11]. Национальная программа подготовки врачей основывается на потребности страны в этих специалистах. Предполагают, что число врачей с 1970 по 2000 г. возрастет с 156 до 261 на 100000 населения. В 1990 г. выпускники иностранных медицинских заведений составили 23% работающих врачей по сравнению с 18% в 1970 г. Из 108064 врачей-резидентов (стажеров), проходивших обучение в 1993-1994 гг., 5729 (5%) попали в программы Американской ассоциации врачей-остеопатологов, 23757 врачей (22%) закончили иностранные медицинские вузы. Общий рост числа врачей в 1991-1992 гг. составил 4000 (4,3%) в год [12].

^ Подготовка квалифицированных медицинских кадров в США ведется посредством резидентуры (интернатуры) на базе 1338 медицинских стационаров с численностью коек от 200 до 800 и более и 192 медицинских учреждений амбулаторного типа [1].

Подготовка врачебных кадров осуществляется поэтапно. Для поступления в медицинскую школу (медицинский факультет университета) в США необходимо удачно окончить колледж, получив степень бакалавра искусств или наук. Программа обучения в колледже включает курсы общей биологии, неорганической и органической химии, физики, математики. Абитуриенты сдают общий национальный тест для поступления в медицинские школы [5, 6].

Обучение в медицинской школе длится 4 года: два года доклинической и два года клинической подготовки. Доклиническая подготовка включает курсы биохимии, анатомии, эмбриологии, гистологии, общей патологии, микробиологии, физиологии нервной системы, молекулярной биологии, иммунологии и генетики. Кроме вышеназванных, изучаются специальные курсы анатомии, патологии и патофизиологии отдельных систем и органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыводящей); гастроэнтерологии, эндокринологии, репродуктивной системы, кроветворной и нервной систем: курсы пропедевтики внутренних болезней, психологии и медицинской этики включают в доклиническую программу. В конце второго года обучения студенты сдают общенациональный экзамен [5, 6].

На третьем и четвертом годах занятий в американских медицинских школах изучают клинические дисциплины в больничных и поликлинических отделениях госпиталей. Обязательный курс на 3 году обучения включает хирургию (12 недель), терапию (12 недель), акушерство и гинекологию, психиатрию (по 6 недель). Четвертый год обучения состоит из факультативных клинических занятий и исследовательской работы. После окончания клинической учебы студенты сдают вторую часть экзамена, посвященную клиническим аспектам медицинской практики [5, 6].

После успешного окончания медицинской школы все студенты проходят резидентуру (интернатуру) по избранной специальности. Потенциальные резиденты подают заявление на имя директора программы и переезжают в клинику, где проводится собеседование (интервью), после прохождения которого заполняют список программ больниц и дают этим программам свою оценку. Директоры программ составляют список избранных для прохождения резидентуры. После компьютерной обработки, оба списка сравнивают и выбирают программу для абитуриента. Списки абитуриентов и соответствующей программы публикуются в марте каждого года; занятия в резидентуре начинаются в июле [5, 6].

Возможность получения места в резидентуре зависит от специальности, престижности программы (учреждения). Труднодоступны резидентуры по дерматологии, офтальмологии, ортопедии, нейрохирургии, акушерству и гинекологии. Сравнительно легко попасть в резидентуры по неврологии, как правило, количество мест превышает число желающих абитуриентов. В то же время, место в резидентуре по офтальмологии в небольшом провинциальном госпитале получить легче, чем в резидентуре по неврологии в самом лучшем университетском госпитале страны [5].

Срок обучения в резидентуре зависит от специальности, например, по неврологии — 3 года, по акушерству и гинекологии — 4 года. Программа подготовки ортодонтов в резидентуре рассчитана на 22 месяца. За это время студент обязан овладеть теорией и практикой всех аспектов лечения. Как минимум он должен провести лечение одного больного от начала до конца. Критерием достижения клинического опыта является полное описание и документирование лечения больного с визами студента и преподавателей. Перед началом лечения каждый больной подписывает договор, где определены права и обязанности каждой из сторон. В договоре указывается, что пациент принимается студентом или интерном и поэтому оплачивает 50% стоимости лечения [7].

В программу подготовки резидента входят ночные дежурства, в среднем каждую третью ночь. Как правило, 1 день в неделю резидент свободен от клинической работы; ему представляется 4 недели отпуска в году. После окончания резидентуры врачи сдают письменный и устный экзамен по специальности и получают звание дипломанта Американского Президиума ассоциации по специальности. Диплом врача-специалиста выдается сроком на 10 лет, после чего необходим новый экзамен. После окончания резидентуры врачи могут работать в частной практике или продолжать субспециализацию [5,6].

Дальнейшая подготовка и усовершенствование знаний врачей в США обеспечивается специальной программой непрерывного повышения квалификации врачей, которая включает обязательное посещение больничных конференций, съездов и симпозиумов по специальности [1].

Подготовка врача к переаттестации с целью продления срока действия лицензии на право практики проводится различными путями и средствами, которые выбирает сам врач. Головным органом, руководящим административной, организационной и научной деятельностью в области усовершенствования врачей, является Аккредитационный совет, действующий при поддержке 7 медицинских организаций. Совет утверждает программы аккредитации медицинских штатов, на основе которых производится отбор учреждений, получающих право на проведение программ и усовершенствование. Помимо медицинских школ усовершенствованием врачей в США занимаются профессиональные медицинские общества [1].

По данным отчетов, поступающим в Американскую медицинскую ассоциацию, наиболее популярны курсы усовершенствования для терапевтов (19,3%), психиатров (15%); по другим специальностям: общая практическая медицина — 9,6%; педиатрия — 5,7%; патологическая анатомия — 5,2%; рентгенология и радиоизотопная медицина — 5,1% [1].

Усовершенствование врачей носит неопределенный характер. Занятия проходят либо непрерывно, либо 1—2 дня в неделю или в месяц. Периодически организовывают выезды группы преподавателей в отдаленные районы. Используют различные типы индивидуальной подготовки на дому с помощью технических средств информации. Основная нагрузка по подготовке врачебных кадров в США приходится на учебные больницы, входящие в состав академических центров здравоохранения [1].

Обилие учебных планов и программ создает дополнительные трудности. Нет единого положения об усовершенствовании врачей. В ряде штатов врачи обязаны периодически проходить курсы усовершенствования со сдачей экзамена и получением соответствующего удостоверения. Непременным условием поддержания и повышения компетентности практикующих врачей в США является их информированность о достижениях медицинской науки и их внедрении в практику [1].

Таким образом, подготовка врачебных кадров в США осуществляется поэтапно. Сначала необходимо удачно окончить медицинскую школу (факультет), затем пройти резидентуру по специальности, после получения диплома врача-специалиста через 10 лет сдать повторный экзамен для продления срока лицензии на право практики, постоянно проходя курсы усовершенствования.

^ Подготовка врачей в Канаде начата в 1824 г. при главном госпитале Монреаля и ведется на медицинских факультетах при университетах страны. Перед поступлением абитуриент должен пройти платное обучение на медицинском факультете по подготовительной 2-летней программе, изучив биологию, биохимию, физику и другие предметы. Обучение на медицинском факультете платное, 4-летнее, государственных стипендий нет. Доклиническая подготовка длится 2 года. За это время преподавание предметов ведется в тесной связи с теоретической медициной: студенты изучают анатомию, физиологию, иммунологию, микробиологию, получают представление о механизмах возникновения, развития заболеваний; путях введения, всасывания, выведения лекарств и химических реакциях в организме человека и пр. Большое внимание уделяется этическим проблемам. Со 2-го года обучения осуществляется связь с клиникой, на 3 и 4-м годах — проводится интенсивное изучение узких специальностей [3].

После 4-летней учебы студенты, сдав экзамены для получения диплома врача, проходят годичную практику по основным медицинским специальностям в отделениях соответствующего профиля под руководством опытных специалистов. Практика завершается сдачей единого для всей страны лицензионного экзамена на компьютере по программе Медицинского совета Канады. Только после сдачи экзамена дается право самостоятельной работы в качестве врача общей практики. Чтобы стать узким специалистом, молодой врач должен пройти годичную стажировку по специальности, получив разрешение в Королевской коллегии врачей Канады [3].

Каждый врач должен ежегодно проходить курс повышения квалификации (обычно 15 час.). В Канаде, как и во многих других странах, врачи и юристы являются представителями наиболее престижных профессий, и оплата их труда наиболее высока. Общество создает условия, поощряющие врачей работать над повышением своей квалификации и улучшением медицинской помощи. Чтобы избавить врачей из провинции от необходимости приезжать в университет для повышения квалификации создают специальный отдел телемедицины, использующий спутник связи для телепередач лекций [3].

^ Подготовка медицинских кадров в России осуществляется в 2 этапа: додипломная (общеврачебная) подготовка длится 6 лет и последипломная (профессиональная) — от 1 года до 4 лет. Подготовка специалистов с высшим медицинским образованием в России осуществляется 47 государственными медицинскими и фармацевтическими вузами, в их числе 8 университетов, 18 академий, 11 медицинских факультетов и 7 (на май 1995 г.) негосударственных медицинских вузов и факультетов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности. Послевузовское обучение осуществляется 7 учебными заведениями (академиями и институтами) усовершенствования врачей и более 40 факультетами при медицинских вузах [4].

На первом этапе в соответствии с утвержденными Госкомвузом РФ государственными стандартами проводят подготовку по 6 специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело. Подготовка кадров для здравоохранения проводится также по специальностям: биохимия, биофизика, биотехнические и медицинские аппараты и системы в 6 технических вузах. В настоящее время в медицинском вузе изучаются 54 дисциплины и курса [4].

После окончания медицинского вуза выпускник должен пройти в системе последипломного профессионального образования одну из следующих форм обучения: 1) интернатура — 1 год; 2) ординатура — 2–3 года; 3) образовательно-профессиональная программа по специальности — 2– 4 года; 4) аспирантура — 3 года. Выпускники, прошедшие специализацию и успешно сдавшие экзамены, получают сертификат специалиста и право на самостоятельную профессиональную деятельность. Сертификаты специалиста могут выдавать, кроме медицинских (фармацевтических) образовательных учреждений, НИИ и профессиональные медицинские ассоциации. Специалистам, имеющим высшую аттестационную категорию, предлагают на выбор специальные 3 — 4 недельные циклы повышения знаний [4].

^ Подготовка врачебных кадров на Украине проходит в два этапа. Первый — врач-бакалавр, срок обучения — 5 лет на медицинском или стоматологическом факультетах мединститута. После сдачи государственных экзаменов и получения диплома врач-бакалавр не имеет права на самостоятельную деятельность, а может работать только под руководством врача высокой квалификации. Второй этап — врач-магистр. После окончания мединститута срок обучения в интернатуре по основным специальностям — 2– 4 года на факультетах институтов усовершенствования врачей или факультетах специализации мединститутов. Форма обучения — очно-заочная. После сдачи государственного экзамена по специальности выпускнику присваивается квалификация врача-специалиста и степень магистра, выдается сертификат на право самостоятельной врачебной деятельности. Выбор специальности и специализация в интернатуре осуществляется в соответствии с договором, заключенным выпускником с учреждением во время обучения на 5-м курсе мединститута [10].

Через 5 лет работы врач-специалист должен пройти подготовку на аттестационном цикле факультета специализации мединститута или института усовершенствования врачей, сдать экзамен и получить 1 квалификационную категорию, через 10 лет — высшую [10].

Таким образом, медицинские кадры, являются наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения, по уровню их подготовки и квалификации можно судить об эффективности всей системы здравоохранения в целом, поэтому этой проблеме за рубежом уделяется повышенное внимание.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вартанян Ф., Мкртчян С. Последипломное образование врачей в США // Врач. — 1997. — № 2. - С. 41- 42.

  2. Вартанян Ф.Е., Орлов Д.А., Матвеев Ю.А. Современные тенденции подготовки медицинских кадров в западно-европейских странах // Сов. здравоохр. – 1989. - № 8. — С . 63-68.

  3. Глезер Г.А. Монреальский институт клинических исследований и Ньюфаундлендский университет // Клин, медицина. — 1990. — № 2. — С. 129-138.

  4. Денисов И.Н., Мелешко В. П. Медицинские кадры России // Пробл. соц. гиг. и ист. медицины. — 1996. - № 2. - С. 30-33.

  1. Каплан Г.Л., Петриковский Б.М. Подготовка неврологов в США// Журн. неврол. и психиатр. – 1996. – № 1. – С. 83–84.

  2. Петриковский Б.М. Подготовка акушер-гинекологов в США // Вести. Рос. ассоц. акуш.-гинек. – 1997.–№ 1. – С. 103–104.

  3. Покровский ММ. Подготовка ортодонтов в США // Новости стоматологии. — 1996. — № 2–3. — С. 71–73.

  1. Сорокина Т.С. История медицины в Британской системе медицинского образования // Пробл. соц. гиг. и ист. медицины. — 1994. — № 2. — С. 55–57.

  2. Сохин А.А. Система подготовки врачебных кадров в Великобритании // Сов. здравоохр. — 1989. — № 12. — C. 54–58.

10. Спиженко Ю.П. О концепции развития высшего медицинского образования в Украине // Врачебное дело. — 1991. — № 7. — С. 3–5.

11. Cohen J.J., Todd J.S. Association of American Medical Colleges and American workforce planning and graduate medical education reform policies // JAMA. — 1994. — Vol. 272, N 9. — P. 712. - Vol. 334, N 14. - P. 892.

12. Rivo M.L., Kindig D.A. A Report on the Physician Work Force in the United States // NEJM. — 1996.

iiformirovanie-informacionnih-resursov-informacionnij-byulleten-sistemi-nti-vipusk-3-iyul-sentyabr-2007-g.html
iii--5semestr-6semestr-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-070302-horeograficheskoe.html
iii-3-diagnostika-garantiya-minimalnoj-bezopasnosti-privivki-mifi-i-realnost.html
iii-7-o-roli-psihoterapevticheskogo-kollektiva-kniga-raskrivaet-istoki-sozdannogo-eyu-napravleniya-logopsihoterapii.html
iii-administrativnie-proceduri-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-14-665-19-aprelya-2010-g.html
iii-administrativnie-proceduri-pri-ispolnenii-gosudarstvennoj-funkcii.html
  • student.bystrickaya.ru/1-vvedenie-zadachi-territorialnogo-planirovaniya-perechen-meropriyatij-po-territorialnomu-planirovaniyu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3harakteristika-i-struktura-elektronnogo-rinka-osnovi-elektronnogo-marketinga.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-goroda-volgodonska-na-2010-god-celi-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sila-edineniya-sotrudnichestva-i-splochennosti-v-skazkah-i-rasskazah-posobie-po-vospitaniyu-v-seme-i-shkole.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-bila-sostavlena-na-osnove-sleduyushih-dokumentov-zakona-rf-ob-obrazovanii-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-n-evsyukov-vselennaya-zhizn-soznanie-obshestvo-stranica-9.html
  • literature.bystrickaya.ru/detyam-chitayut-stihi-vse-stati-dlya-zhurnala-moj-rebyonok.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-dlya-arhitektorov-inzhenerov-stroitelej-dizajnerov-intererov-esli-vi-chego-to-ne-nashli-eto-ne-znachit-chto-etogo-net-u-nas-sprashivajte-pozhalujsta-.html
  • student.bystrickaya.ru/3osnovnie-problemi-i-puti-sovershenstvovaniya-kreditnoj-sistemi-rossijskoj-federacii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uhtinskijgosudarstennij-stranica-15.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vse-sovpadeniya-nesovpadeniya-vstrechayushihsya-v-etoj-knige-imen-i-familij-a-takzhe-sobitij-vremen-i-geograficheskih-nazvanij-s-realno-sushestvuyushimi-yavlyayutsya-umish-stranica-13.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-radio-12-mayak-novosti-14-06-2005-14-00-00-12.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-disciplinam-uchebnogo-plana-yavlyayutsya-vazhnim-etapom-obucheniya-studentov-sposobstvuyushim-formirovaniyu-navikov-samostoyatelnogo-nauchnogo-i-prakticheskogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskij-kurs-kitajskogo-yazika-bijsk-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/obyazatelnoe-medicinskoe-strahovanie-v-rossii-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harakteristika-urovnya-zhizni-naseleniya-tverskoj-oblasti-chast-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzh-r-r-tolkien-vozvrashenie-gosudarya.html
  • school.bystrickaya.ru/konkurs-2010-goda-na-soiskanie-medalej-ran-s-premiyami-dlya-molodih-uchenih-annotaciya-raboti-didicha-dmitriya-aleksandrovicha.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroki-amerikanskogo-menedzhmenta-stranica-54.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-diplomnaya-rabota-na-temu.html
  • exam.bystrickaya.ru/zerno-klassifikaciya-harakteristika-trebovaniya-k-kachestvu-usloviya-hraneniya-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-problemi-vozmesheniya-iz-byudzheta.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinie-pravila-bezopasnosti-pri-razrabotke-rudnih-nerudnih-i-rossipnih-mestorozhdenij-poleznih-iskopaemih-podzemnim-sposobom1-pb-03-553-03.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-specialnosti-28010265-bezopasnost-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-prikazivayu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kriminalnoe-pravo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referatov-kursovih-i-diplomnih-rabot.html
  • college.bystrickaya.ru/1-marta-130-let-nazad-1881-g-1-yanvarya-20-let-nazad-1991-g-v-strukture-permskoj-oblastnoj-biblioteki-im.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-organizaciya-domenov-i-domennih-imen-dannogo-protokola-intrenet-protocol-otrazhaet-ego-sut-on-dolzhen-peredavat-paketi.html
  • student.bystrickaya.ru/1-sostoyanie-bezopasnosti-poletov-v-nastoyashee-vremya-vopros-iniciativi-gosudarstv-i-otrasli.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stacionarnij-hristianskij-lager-organizacionnaya-struktura-stacionarnogo-lagerya-sovet-lagerya.html
  • tests.bystrickaya.ru/media-proekt-dlya-rossijskih-zhurnalistov-na-puti-v-kopengagen-osveshaya-problemu-izmeneniya-klimata.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-070214-muzikalnoe-iskusstvo-estradi-stranica-8.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-prakticheskoe-posobie-na-osnove-gost-r-30-2003-krasnoyarsk-2004.html
  • education.bystrickaya.ru/13-kachestvennij-i-kolichestvennij-analiz-opasnostej-uchebnoe-posobie-avtori-plotnikov-v-v-tunegolovec-v-p.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5005-rshitov-r-00-fn-m-mdniyatne-gomumi-msllre-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.