.RU

II четверть - В. Г. Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности»


^ II четверть Урок № 1 Тема: Воображаемые действия как подготовка к письменноречевой деятельности.
В начале урока учитель говорит о том, как старательно подбирал материал к уроку, чтобы было интересно, познавательно, чтобы успешно решались учебные задачи. (Учитель часто напоминает детям, как тщательно он готовится к уроку, как много думает над ним, чувствуя ответственность перед детьми.)


План:

  1. Что вы делали на каникулах?

  2. Что вы подготовили к нашему уроку за каникулы?

  3. Вспомним то, что происходило на прошлом уроке.

  4. Прочитаем рассказ и обсудим его.

  5. Письмо.

  6. Итог урока.

— Согласны вы с этим планом?

Что-нибудь хотите добавить к нему? (Ответы детей.)

1. — Что интересного произошло в дни школьных каникул?

— Расскажите, как будто читаете написанное. (Дети рассказывают.)

^ 2. — Кто нас порадует? «Сюрпризы» детей.

— Вы нарисовали картинку к стихотворению «Секрет»? (Дети выходят к доске и показывают свои рисунки, комментируя их.)

^ 3. — На прошлом уроке мы читали рассказ «Под ковром» Д.Биссета про воображение. Помните его?

 —Что же воображала девочка?

—Почему девочка не могла заснуть?

 — А утром какая картина открылась перед ней, когда она спустилась в гостиную?

— Докажите, что это происходило в ее воображении.

 — Этому рассказу очень созвучно стихотворение «Секрет». Чем?

— Что общего у мальчика Миши с Шейлой? (У них обоих богатое воображение.)

— Давайте вместе с вами прочитаем стихотворение «Секрет» и проиллюстрируем его на доске.

Учитель рисует на доске лесенку и полную луну, на ней: брови, глаза, нос, рот, бумажный колпачок.

^ 4. Продолжаем нашу тему о воображении, о мечте.

 — Опустите головки. Закройте глазки.

 — Представьте себе что-нибудь очень хорошее, о чем вы мечтаете.

(Дети думают.)

 — Поднимите головки.

 — Что вы вообразили? (Ответы детей.)

 — Есть такой мультфильм — «Варежка». Послушайте его сценарий (сборник V).

Выразительное чтение учителя.

 — Вот такой рассказ!

 — Понравился он вам? В 1967 году во Франции этот мультфильм был удостоен первой премии, как лучший мультфильм года.

— Что общего между девочкой из рассказа «Варежка», Шейлой и Мишей?

(Ответы детей.)

— Как вы думаете, что самое главное в рассказе: «Варежка»? Варианты ответов детей: она была очень добрая. она убедила маму. Тут уже не только мама воспитывает дочку, а, наоборот, своим благородством девочка воспитывает спою маму.

— Расскажите дома маме, бабушке, брату, сестре содержание этого рассказа и, если хотите, нарисуйте к следующему уроку один-два кадра.

5. Письмо.

 — У девочки была мечта.

— Что же такое мечта?

(Дети: Что-то очень желанное, что хочешь получить!) На доске:

У меня зазвонил телефон.

У меня зазвонил телефон.


6. Итог урока.

Урок № 2 ^ Тема: Воображаемые действия как подготовка к письменноречевой деятельности.
1.Готовы работать?

— Какие рисунки вы подготовили к уроку?

(Дети показывают свои работы. Вместе оценивают их.)

2. Коллективное составление плана.

— С чего начать, не знаю. Со «снежного кома» или с картинок?

(Дети выбирают.)

— Хорошо. Начнем со «снежного кома» (Учитель на доске пишет цифру 1 и т.д.)

3. Я познакомлю вас со стихотворением, которое прислал один мальчик с надеждой, что вы сможете написать такой же стишок.

4. Оценка ваших письменных работ.

5. Мы запишем отрывок из стихотворения.

6. Составим рассказ.

7. Итог урока.


Итак, приступим к осуществлению нашего плана.

1. Начинаем со «снежного кома».

— Я даю вам предложение:

Я придумал...

(Вариант совместной работы:

Я придумал очень большой, интересный, красивый, хороший рассказ о своей маме и о своем папе и записал его в общую тетрадь.)

 — Сколько слов получилось?

— 21 слово.

С этим заданием вы хорошо справились!

^ 2. Стихотворение мальчика.

— Один мальчик, ваш сверстник, очень хотел, чтобы я прочитала вам его стишок и чтобы вы тоже придумали что-нибудь похожее.

Учитель читает стихотворение И.Токмаковой «Плим» (сборник I).

 — Я попрошу вас к следующему уроку придумать свое «слово» и сочинить к этому «слову» свой стишок.

 — А теперь повторим это стихотворение вместе.

^ 3. Оценка письменных работ.

4. Работа в тетрадях.

 — Давайте запишем часть стихотворения.

 — Какое заглавие у этого стихотворения? («Плим».)

— Какую часть хотите записать? (Дети выбирают.)

 — Старайтесь писать самостоятельно, я тоже буду писать на доске, а вы потом проверите.

— Не списывайте с доски, там могут быть ошибки. (Запись первого четверостишия.)

Ложка — это ложка, L _ _,

Ложкой суп едят. L _ _.

Кошка — это кошка, L _ _,

У кошки семь котят. L _ _.

Во время работы учитель может использовать следующий прием:

— Сколько слов записали в последнем предложении? (Четыре слова.)

А я — три. Какие это слова? (У кошки семь котят.) Учитель с помощью детей исправляет ошибку на доске.

 — Давайте запишем предложение с помощью палочек: «А я придумал слово».

Но сначала составьте схему этого предложения и запишите ее в тетради

L _ _ _,

^ А я придумал слово

5. Составление рассказа по картинкам (рис. 7).

 — Сейчас я раздам картинки.

— Кто получит картинку, сразу же углубится в содержание. Придумайте интересное заглавие.

Заглавие образовано от слова «голова», главное и рассказе.

— Поднимите руку, и я подойду к вам.

(Дети на ушко шепчут придуманные заглавия рассказа: «Умная, мудрая ежиха».)

— Чей рассказ хотите послушать?

Дети называют имена тех, кого они хотели бы послушать. Вышедшие к доске 2—3 ученика с картинкой в руках пытаются рассказывать так, будто читают написанное.

^ 6. Итог урока: И в завершение давайте вспомним стихи о ежике.

«Что ж ты, еж, такой колючий...»

«Встретил в чаще еж ежа...»

«Встретил ежика бычок...»
Урок № 3 ^ Тема: Не так просто быть всегда добрым.
— Здравствуйте!

 — Какие вы красивые, устремленные...

— В прошлый раз вы меня порадовали.

(Учитель рассказывает, кто чем порадовал.)

 — Чем же сегодня порадуете?

(Некоторые дети выходят к доске и рассказывают )

— Итак, что мы будем делать сегодня?


План:

  1. Проба пера.

  2. Обогащение речи.

  3. Подарок учителя.

  4. Оценка письменных работ.

  5. Письмо.

  6. Итог урока.

1. — Смогли ли вы придумать свое слово и рифмовку к нему?

(Ответы детей.)

(Возможен вариант, что дети не смогут прилучать слово и рифмовку к нему. Учитель не выражает недовольства, напротив, вселяет уверенность, что в следующий раз дети справятся с подобным заданием.)

^ 2. Обогащение речи. Речь у нас должна быть красивой, образной,

яркой.

— Я придумала слово. Охарактеризуйте, каким оно может быть. Дети подбирают слова, учитель записывает их на доске.

(Интересное, хорошее, прекрасное, замечательное, удивительное, увлекательное, развлекательное, смешное, красивое, волшебное, загадочное, золотое, латинское, обыкновенное, необыкновенное...)

— Послушайте, какие я придумала слова, сравните их

(Длинное, короткое, образное, новое, звучное, ласковое, доброе, умное, радостное, яркое, сочное.)

^ 3. Вот и подарок для вас — прекрасный рассказ. (Сказка Маленький тигр» Г.Цыферова.)

Чтение текста учителем, без заглавия. (Последнее предложение учителем опускается.) После прочтения текста заглавие дети придумывают сами.

— Автор заканчивает сказку одним предложением. Как вы думаете, каким?

(Дети подбирают варианты последнего предложения рассказа. Вот один из них: не так просто быть всегда добрыми, но надо всегда стараться.)

— Понравилась сказка?

(Дети высказывают свои впечатления.)

— Очень рада, что наши вкусы совпадают.

— Как учить друг друга быть добрыми?

— Было бы желательно, чтобы вы рассказали эту сказку своим близким и друзьям, как пример доброты.

4. Оценка письменных работ.

5. Письмо предложения из сказки.

Не так просто быть всегда добрыми.

L _ _ _ _ _.

Не так просто быть всегда добрыми.

6. Итог урока.
Урок № 4 ^ Тема: Не так просто быть всегда добрыми.
Настрой.

— Давайте определим, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

Совместное составление плана.

  1. Работа над тем, как надо думать, рассказывать. (Воображаемые ситуации.)

  2. Обогащение нашей речи.

  3. «Сюрприз» — рассказ для вас.

  4. Оценка письменных работ.

  5. Письмо.

  6. Итог урока.

1. — В прошлый раз мы читали очень интересный рассказ. Какой? (Дети вспоминают — Г.Цыферов «Маленький тигр».)

— Как маленький котенок перевоспитал большого тигра? (Он сделал его добрым.)

 — Закройте глаза и вспомните какой-нибудь случай из вашей жизни, когда вы совершили что-то доброе.

 — Подумайте, как это в трех-четырех предложениях понятно изложить.

(Дети предлагают свои рассказы.)

— Очень вы порадовали меня своими ответами.

^ 2. А теперь давайте продолжим обогащать нашу речь.

— Какие глаза? Попробуйте подобрать только хорошие, добрые слова.

Дети подбирают слова, учитель их записывает на доске.

(Красивые, умные, добрые, любимые, загадочные, хорошие, прекрасные, сказочные, темные, синие, голубые, милые, зеленые, карие, ласковые, волшебные, колдовские.)

— Давайте сравним, какие же слова я подобрала для нас еще? (Слова: небесные, грустные, лучистые.)

 — Подведем итог — двадцать слов!

— Хорошо поработали. Молодцы!

^ 3. «Сюрприз» — рассказ для вас.

 — Задание: я прочту рассказ без заглавия, а вы подберите заглавие сами.

— Я прочту рассказ без конца, а вы сами его закончите.

— Эту историю рассказала одна девочка, наша ровесница. Послушайте.

Учитель читает рассказ В.Осеевой «История двух кукол» (сборник II) не до конца и без заглавия. (Последний абзац учителем опускается.)

Дети слушают и придумывают развязку.

(Выслушиваются все ответы детей.)

— А теперь послушайте, как этот рассказ заканчивается у автора.

— Вам понравился конец рассказа?

— Какое заглавие вы придумали?

(«Трещина в дружбе», «Голубые глаза», «Грустная история», «Злая шутка», «Они раздружились».)

— Автор рассказа В. Осеева так озаглавила его «История двух кукол». Мне ваши заглавия даже больше понравились.

— А почему Таня называла свою куклу Настей еще долго-долго? (Она возвращалась к тому времени, когда они дружили. Она любила Настю.)

^ 4. Оценка письменных работ.

5. Письмо.

Предлагаю записать предложение: У Насти голубые глаза.

Напишите предложение без схемы, а потом с помощью графической схемы исправьте написанное предложение.

У Насти голубые глаза

6. Итог урока.
Урок № 5 ^ Тема: Знакомство с понятием «опорные слова».
Практическое использование опорных слов при составлении рассказа

— Какой рассказ мы прослушали прошлый раз? («История двух кукол» В.Осеевой.)

— Представляете, из-за чего раздружились эти девочки, хотя были друзьями?

(Подружка не пошутила, а подшутила — по поводу глаз.)

— Закройте глаза и вспомните, что вас когда-то огорчило? (Дети делятся своими впечатлениями.)

План:

  1. Случаи из жизни.

  2. Рассказ по картинкам.

  3. Обогащение речи.

  4. Оценка письменных работ.

  5. Письмо.

  6. Итог урока.


— Выполнили мы 1 п.п.?

— Да!

— Продолжим работу.

2. Составление рассказа по картинкам (рис. 8).

Знакомство с опорными словами, которые учитель заранее пишет на доске:

большой труженик разные истории

ежедневно однажды

запасы на зиму

Учитель предлагает использовать их при составлении рассказа.

— Попытайтесь придумать заглавие.

Варианты заглавий детей: «Грибок и ежик», «Ежик и узелок»...

Примерный рассказ по картинкам:


Старый еж шел по лесу и собирал в узелок запасы на зиму. Палкой разгребал траву и листья. Но вдруг потемнело все вокруг. Начался дождь. Ежик спрятался под деревом, накрылся листиком и стал пережидать дождик. Узелок он положил на пенек, а сам улегся под деревом и сладко заснул.

Дождь прекратился, ежик взял палочку, но не смог найти узелка. На месте, где он оставил его, стоял огромный гриб. Ежик смекнул: «Дождь прошел. Гриб вырос и унес, наверное, мой узелок». «Спасибо, дружок-грибок, что вернул узелок», — сказал сообразительный ежик, когда сбросил с гриба палочкой свой узелок, и пошел дальше.

^ 3. Обогащение речи.

— Какой ежик?

Учитель записывает на доске ответы детей.

(Умный, красивый, веселый, находчивый — всегда найдет выход из положения, мудрый, добрый, сообразительный.)

Учитель добавляет: заботливый, трудолюбивый, терпеливый, внимательный.

Дети читают слова.

 — Сколько слов подобрали?

— Двенадцать!

— Я дарю вам еще загадку.

«Под соснами, под елками лежит мешок с иголками».

— Кто еще знает загадки о ежике?

А стихи? Попробуйте вспомнить стишок, предложенный ученицей Ирой Петровой.

Ежик, ежик,

Видишь, дождик?

Так и льет как из ведра.

Что сидеть без толку?

Доставай скорей иголку!

Небо штопать нам пора!

4. Оценка письменных работ.

5. Письмо.

Ежик положил узелок на гриб.

6. Итог урока.
Урок № 6 ^ Тема: Попытка самостоятельного написания словосочетаний
Составление плана урока.

— Что мы сегодня будем делать?

На доске:

  1. Повторим пройденное.

  2. Обогащение словаря.

  3. «Сюрприз» учителя.

  4. Оценка письменных работ.

  5. Письмо.

  6. Итог урока.

— Итак, начнем.

1. Повторение пройденного.

Дети устно читают стихи и загадки о ежике, которые они запомнили.

— А вот какие стишки подарили мне дети из других классов!

Ежик под елкой удивлен:

Елка с иголками и он.

Ежик, ежик,

Видишь дождик?

^ 2. Обогащаем наш словарь.

— Какой может быть рассказ?

Дети подбирают слова, а учитель записывает их на доске.

(Хороший, замечательный, красивый, умный, добрый, прекрасный, светлый, увлекательный, интересный, шутливый, смешной, веселый, великолепный, длинный, короткий, загадочный, заманчивый.)

— А я вам дарю еще слова, которые подобрала: забавный, дивный, странный, современный, исторический, фантастический, приключенческий, популярный, детский, необычный, страшный.

^ 3. «Сюрприз» учителя.

— Приготовились слушать.

Учитель читает рассказ Е.Чарушина «Страшный рассказ» (без заглавия) (сборник V).

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты детей: «Страшная история», «Пугливые дети», «Голодный еж».

— А что-нибудь подобное с вами случалось? (Выслушиваются ответы детей.)

^ 4. Оценка письменных работ.

5. А теперь перейдем к письму.

Рассказ веселый и длинный

— Из подобранных нами слов какие вам больше всего нравятся?

— Напишите: какой рассказ?

 — Выберите несколько слов из тех, что записаны на доске.

6. Итог урока.
Урок № 7 ^ Тема: Развитие умения проникновенного видения окружающих явлений.
На доске:

  1. Начнем со «снежного кома».

  2. Далее займемся обогащением нашей речи.

  3. Мой «сюрприз» вам — рассказ.

  4. Оценка письменных работ.

  5. Постараемся успеть написать предложение.

  6. Итог урока.

1. «Снежный ком».

Летела стая. (Где? куда? какая? когда? зачем'.') (Дети распространяют предложение.)

— Сколько всего слов получилось? (Дети читают и радуются.)

2. Закройте глаза и представьте себе небо летом, зимой, весной, осенью.

— Подберите как можно больше слои, каким бывает небо. Какое небо?

(Дети: красивое, хорошее, доброе, милое, облачное, грозовое, солнечное, веселое, розовое, голубое, радужное, синее, черное, серое, хмурое, ясное, темное, светлое, грустное, весеннее, зимнее, летнее, осеннее, разноцветное, звездное, лунное и т.д.)

 — Читаем вместе! Сколько слов подобрали? (Подсчеты детей.)

 — Молодцы! Очень хорошо поработали!

^ 3. А вот мой «сюрприз» для вас.

— Настройтесь на слушание. Подумайте, как озаглавить рассказ. Обратите внимание, чего же не заметили дети.

Учитель читает рассказ В.Сухомлинского «Я хочу сказать слово...» без заглавия (сборник I).

— Какие заглавия вы подобрали? (Выслушиваются все варианты детей.)

 — Чего не заметили дети?

(Главное, что девочка увидела небо как живое существо — «оно трепетало...», чего не заметили дети.)

— А вы какими бы словами охарактеризовали небо? (Ответы детей.)

^ 4. Оценка письменных работ.

5. Письмо.

— Записываем словосочетания:

Небо ласковое и грустное.

Учитель пишет на доске.

— Я красиво написала?

— Не очень...

— Я себя исправлю. (Почерк выравнивается с помощью палочек.)

При написании словосочетаний учитель обращает внимание на орфограммы.

^ 6. Итог урока.

— Попробуйте дома нарисовать, каким бывает небо. Я буду очень ждать ваших рисунков. Мне очень понравилось, как вы работали сегодня. Спасибо!
Урок № 8 ^ Тема: Знакомство с многозначностью слова.
План:

  1. Ваши «сюрпризы» — (рисунки).

  2. Рассказ в картинках.

  3. «Сюрприз» для вас.

  4. Обогащение словаря.

  5. Оценка письменных работ.

  6. Письмо.

  7. Итог урока.

1. Ваши «сюрпризы».

— В рассказе В.Сухомлинского «Я хочу сказать слово...» что заметила девочка?

— Небо. Ласковое, грустное, как живое существо.

— Покажите свои рисунки. Какое небо вы нарисовали? (Дети показывают свои рисунки и комментируют их.)

— Большое спасибо!

^ 2. Рассказ в картинках (рис. 9—9а).

— Рассматриваем и думаем о заглавии и красивой концовке. (Дети шепчут на ушко свои заглавия к рассказу: «Мудрая белочка», «Смекалка белки», «Новое средство передвижения».)

— А теперь послушаем рассказы. (Рассказы детей.)

 — Все старались! Молодцы! Вы справились с этой задачей.

^ 3. «Сюрприз» учителя.

 — Как здороваются люди?

(Привет! Добрый вечер! Добрый день! и т.д.)

— Переходим к моему сюрпризу — стихотворению. Но к нему два задания.

^ Первое. Я прочту без окончания, а вы догадайтесь, чем заканчивается это стихотворение.

Второе. Подберите заглавие.

(Учитель читает стихотворение «Привет» О.Дриза. Сборник I.) Опускается последнее четверостишие.

— Как вы думаете, чем кончается стихотворение? (Ответы детей.)

— А теперь я прочитаю целиком это стихотворение, а вы подумайте над названием.

— Кто какое название придумал? (Ответы детей.)

^ 4. Обогащение словаря.

— Как сказать по-другому?

— Какой может быть привет?

(Дети: горячий привет, добрый, ласковый, сердечный, пламенный.)

Выпишем на доске слова:

смотрю — гляжу

прячет — скрывает

остыл — стал холодным

варежки — рукавицы, перчатки

5. Оценка письменных работ

6. Работа в тетрадях (запись стихотворения условными знаками)

— Перейдем к письму. (Квазиписьмо).

— Запишем отрывок из стихотворения.

Где же привет? L __ _?

Я смотрю с нетерпеньем! L _ _ _ !

И с чем он? L _ _ _ ?

С грибами? L _?'

С капустой? L _?

С вареньем? L _?

— Прочитаем это стихотворение.

(Работа над интонированием в процессе записи отрывка условными знаками.)

7. Итог урока.
Урок № 9 ^ Тема: Осознание детьми многозначности слов. Обогащение речи.
План:

  1. Повторяем пройденное.

  2. Поработаем над обогащением словаря.

  3. Рассказ в картинках.

  4. Мой «сюрприз» — рассказ о добрых друзьях

  5. Оценка письменных работ.

  6. Письмо.

  7. Итог урока.

1. — С каким же стихотворением мы познакомились в прошлый раз? («Привет» О.Дриза.)

  — Что прислала тетя мальчику? (Печенье, варенье и горячий привет.)

— А куда он делся? Почему мальчик не мог найти привет? (Ответы детей.)

Чтение стихотворения вместе с детьми наизусть.

  — Кто может один рассказать? Я помогу (можно цепочкой).

—Какой же может быть привет?

(Дети: теплый, ласковый, огненный, пламенный, сердечный.)

— Кому можно сказать «привет»? (Друзьям, сверстникам, но не старшим.)

— Был ли в вашей жизни случай, когда из-за того, что вы не совсем точно понимали значение слога, происходили недоразумения?

(Дети вспоминают случаи из жизни.)

^ 2. Обогащение словаря.

— Друзья (какие?) добрые, хорошие, верные, ласковые, вежливые, трудолюбивые, веселые, умные, фантастические, близкие, скромные, отзывчивые.

(На доске учитель записывает предложенные детьми слова.)

— А теперь прочитаем, что получилось.

(Дети читают и подсчитывают количество слов.)

— Что значит «отзывчивые друзья»?

(Дети пытаются определить значение слова с помощью учителя.)

 — Я дарю вам слово «отзывчивые». И еще одно слово дарю — «сердечные» от слова «сердце». Это душевные друзья, которые не подведут, настоящие.

  — Запомнили: отзывчивые, сердечные, душевные, настоящие?

^ 3. Рассказ по картинкам (рис. 10).

Дети получают листочки с картинками, рассматривают их.

 — Придумайте название.

— Что предшествовало первой сюжетной картинке? Что бы можно было нарисовать до этого?

Дети словесно описывают картинки.

Составление рассказа по картинкам.

^ 4. «Сюрприз» учителя.

Чтение рассказа «Речные камешки» А.Кузнецова без заглавия (сборник IV).

После чтения рассказа знакомство с вариантами заглавий.

 — Кого поблагодарила мама? (Врача.)

—Кого же должна была еще поблагодарить мама девочки? (Друзей девочки, которые приносили ей любимые камешки.)


^ 5. Оценка письменных работ.

6. Письмо предложения.

У меня есть добрые и верные друзья.

Учитель быстро записывает на доске, а затем исправляет почерк с помощью схемы.

У меня есть добрые друзья

7. Итог урока.
Урок № 10 ^ Тема: Работа над переносом интонационного рисунка устной речи на письмо с помощью знаков препинания.
Составление плана:

— Сегодня я приготовила такие задания:

  1. Повторим пройденное.

  2. «Сюрприз» учителя.

  3. Будем учиться переносить интонацию устной речи на письмо.

  4. Обогащение словаря.

  5. Оценка письменных работ.

  6. Письмо.

  7. Итог урока.

1. Повторение пройденного.

Дети: Ребята посылали больной девочке красивые камешки в знак своей дружбы. Этим они давали понять, что любят ее и желают, чтобы она скорее выздоровела.

Учитель: Вот какой бывает настоящая дружба!

— Еще у нас было стихотворение «Привет». Давайте повторим его.

(Дети рассказывают стихотворение по памяти.)

^ 2. «Сюрприз» учителя.

Стихотворение О.Григорьева «Конфеты» (сборник III). (Учитель читает стихотворение наизусть.)

—Как вам кажется, каким был мальчик в берете? (Нахальным, недобрым, невоспитанным.)

— А хозяин конфет? (Добрый, застенчивый, скромный.)

— А как бы вы поступили в подобной ситуации?

(Выслушиваются ответы детей.)

— Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

^ 3. А теперь поработаем над интонацией. Будем писать.

Учитель на доске, а дети в тетрадях с помощью условных знаков записывают стихотворение.

Конфеты. L.

Я нес домой L _ _

Кулек конфет. L _ .

А тут навстречу мне L _ _ _

Сосед. L .

Снял берет: L _ :

— О! Привет! и т.д.! L ! L !

Учитель обращает внимание на знаки препинания в предложениях.

Дети читают записанное стихотворение по ролям с соответствующей интонацией.

4. Обогащение словаря.

Конфеты (какие?) вкусные, шоколадные, любимые, дорогие, дешевые, свежие, замечательные, бесподобные, сладкие, аппетитные.

5. Оценка письменных работ.

6. Письмо.

Запись первого предложения и корректировка почерка по схеме.

Я нес домой кулек конфет.

Я нес домой кулек конфет

7. Итог урока.
Урок № 11 ^ Тема: Продолжение работы над развитием умения переносить интонацию речи на письмо с помощью знаков препинания.
План урока.

  1. «Сюрпризы» детей.

  2. Вспомним аналогичные случаи.

  3. Рассказ в картинках.

  4. Продолжим работу над интонированием речи.

  5. Оценка письменных работ.

  6. Письмо.

  7. Итог урока.

1. «Сюрпризы» детей.

Урок начинается со знакомства с рисунками детей.

Посмотрите, как меня порадовали ученики параллельного класса (показ детских рисунков).

—К какому произведению нарисованы эти иллюстрации? (О.Григорьев «Конфеты».)

— Повторение хором стихотворения «Конфеты» О.Григорьева. Инсценирование стихотворения.

(Дети сами выбирают исполнителей.) Учитель заранее может приготовить берет и кулек. Во время инсценирования учитель помогает детям понять настроение каждого участника беседы.

— Молодцы! Хорошо разыгрываете сценку.

^ 2. Вспомним аналогичные случаи.

Дали Лене две конфеты,

А она, глаза кося,

Не спасибо прошептала:

«А еще одну нельзя?»

— Что можно сказать про Лену?

(Она была хорошая девочка, так как хотела угостить свою подружку.)

— А что Лена должна была сказать тете, которая угостила ее? (Сначала поблагодарить.)

— А теперь положите головки на парты, закройте глаза и постарайтесь вспомнить аналогичные случаи из вашей жизни.

(Рассказы детей.)

^ 3. Рассказ в картинках (рис. 11).

а) Внимательно рассмотрите картинки.

— Обратите внимание, как постепенно меняется выражение лица у хозяина собак.

б) Озаглавьте рассказ.

Дети шепчут свои заглавия на ушко учителю («Ах! 'Эта шляпа», «Новая шляпа», «Умные собаки», «Бедная шляпа», «Перестарались», «Шляпа», «Растерзанная шляпа», «Собаки «помогли»»).

— Чей рассказ вы хотели бы послушать?

Учитель напоминает детям, что рассказывать надо так, как будто они читают.

^ 4. Работа над интонированием.

— Что значит интонирование? (Будем учиться переносить интонацию устной речи на письмо.) Та интонация, которую мы используем в устной речи, на письмо переносится с помощью точки, запятой, восклицательного знака, вопросительного знака, двоеточия, многоточия.

Чтение стихотворения «Телефон» К.И.Чуковского (сборник V). (Запись первой части стихотворения.) Чтение стихотворения с интонированием.

У меня зазвонил телефон. L _ _ _.

Кто говорит? L _?

Слон. L.

Откуда? L?

От верблюда. L _.

Что вам надо? L_ _?

Шоколада. L.

Для кого? L _?

Для сына моего. L_ _.

А много ли прислать? L_ _ _?

Да пудов этак пять L _ _ _

Или шесть: L _:

Больше ему не съесть, L _ _ _,

Он у меня еще маленький! L _ _ _ _!

6. Письмо предложения.

У девочки была мечта.

У девочки была мечта

7.Итог урока.
Урок № 12 ^ Тема: Составление рассказа с использованием опорных слов и предложений. Осознание и оценка поступков собственных и своих сверстников.
План:

  1. Повторение пройденного.

  2. Рассказ в картинках.

  3. «Сюрприз» учителя.

  4. Обогащение словаря.

  5. Оценка письменных работ.

  6. Письмо.

  7. Итог урока.

1. Повторение пройденного.

 — Какой рассказ мы составили по картинкам на предыдущем уроке? (Про собак и хозяина.)

— Что стало причиной того, что псы разодрали шляпу на две части?

(Они хотели доказать, что каждый из них добросовестно выполнил поручение и тем самым порадовал хозяина.)

^ 2. Рассказ в картинках (рис. 12).

— Сюжет очень простой. Но я вам в помощь напишу некоторые слова и предложения на доске, чтобы рассказ получился хорошим. На доске:

как на лодочках

предложила

согласилась с радостью

— Мама! Мама! Речка! Давай поплаваем!

Как хорошо иметь таких верных, добрых и отзывчивых друзей! Дети читают.

 — Рассмотрите картинки. Придумайте заглавие («Прогулка без проблем», «Верные друзья», «Дружные пернатые», «Живые люди»).

— Кого бы вы хотели послушать?

Только обязательно используйте слова и предложения, записанные на доске.

^ Вариант рассказа:

Шли курочка и уточка со своими детьми. Шли-шли, вдруг увидели — перед ними река. Утята радостно закричали: «Мама! Мама! Речка! Давай поплаваем!»

А цыплята испуганно запищали: «Как же мы переберемся на тот берег! Мы же плавать не умеем!»

Уточка предложила курочке свою помощь.

— Твои цыплята сядут на утят, а ты на меня, и мы переправим вас через реку.

Курочка с радостью согласилась, и они, как на лодочках, благополучно переплыли на другой берег реки. Как хорошо иметь таких верных, добрых и отзывчивых друзей!

— Как вы думаете, уточка, которая помогла своим друзьям, получила от этого радость и удовольствие сама?

(Это большая радость — помогать не только своим друзьям, но и тем, кто нуждается в помощи.)

^ 3. «Сюрприз» учителя.

— Я подобрала для вас рассказ. Послушайте его. Придумайте заглавие к нему и попробуйте сами закончить.

Учитель читает рассказ В.Осеевой «Сыновья» (сборник III) до слов «...спрашивают женщины старичка: «Ну что? Каковы наши сыновья?»».

 — Что же сказал старичок? (Ответить на ушко )

— А сейчас послушаем, как автор закончил свой рассказ.

— Почему старичок так сказал? Неужели он на самом деле не заметил других мальчиков?

(Заметил, но только один сын помог матери не слонами, а делом, хотя мама им не хвасталась. У него доброе, золотое сердце.)

^ 4. Обогащение словаря.

— Какой сын, которого заметил старичок?

(Добрый, сердечный, умный, трудолюбивый сильный, ласковый, любящий, доброжелательный, внимательный, заботливый, чуткий (что это значит?), отзывчивый, скромный.)

— Прочтем, сколько же мы слов хороших набрали?

5. Оценка письменных работ.

6. Письмо.

Две женщины брали воду из колодца

7. Итог урока.
Урок № 13 ^ Тема: Осознание и оценка поступков собственных и своих сверстников. Интонирование речи на письмо.

План:

  1. «Сюрприз» учителя.

  2. Обогащение словаря.

  3. Работа над интонированием.

  4. Оценка письменных работ.

  5. Письмо.

  6. Итог урока.

1. « Сюрприз» учителя.

— Я нашла для вас рассказ о ваших же сверстниках, о таких же мальчиках, как вы. Внимательно послушайте его.

Чтение учителем рассказа Я.Пинясова «Кем быть и кем не быть?» до слов «А кем не быть — твой товарищ знает», без заглавия (сборник III).

— Как бы вы закончили рассказ?

(Ответы детей сопоставляются с авторским концом.)

— Придумайте заглавие к рассказу, которое я не прочитала умышленно.

— А как бы вы поступили на месте Коли? (Выслушиваются ответы детей.)

^ 2. Обогащение словаря.

— Какой был Петя? (Доверчивый, любознательный, наивный, недогадливый, добрый, чистосердечный.)

3. Работа над интонированием.

Стихотворение К.Чуковского «Телефон».

Со слов «Но только я лег» — до «И ни туда ни сюда».

L_ _ _

L !

и т.д.

4. Оценка письменных работ.

5. Письмо.

Скажи, Коля, кем не надо быть? Скажи!

Скажи, Коля, кем не надо быть? Скажи!


6. Итог урока.
Урок № 14 ^ Тема: Работа над развитием умения переносить интонацию речи на письмо с помощью знаков препинания.
Беседа учителя о сборнике I для чтения «Я хочу сказать свое слово».

Настраивание детей на важность и необходимость самостоятельного чтения. Преподнесение сборников художественных текстов для детей как их первых шагов на пути Познания мира.

Раздача сборника «Я хочу сказать свое слово» для чтения на зимних каникулах.

План:

  1. Рассказ в картинках.

  2. Обогащение словаря.

  3. Работа над интонированием.

  4. Оценка письменных работ.

  5. Письмо.

  6. Итог урока.

1. Рассказ в картинках (рис. 13).

Задание: придумать заглавие и конец.

— Кто придумал заглавие?

(«Зонтик и девочка», «Храбрый ворон»)

— Каким вам представляется конец? Попробуйте его сформулировать одним предложением по последнему рисунку!

(«Птенцы обрели новый дом»)

— Кто желает рассказать от начала до конца, но так, как будто мы читаем его.

Образец:

Жила-была девочка. Она вышла на улицу Набежала туча. Загремел гром и выхватил из рук девочки зонт. Ворон на лету подхватил зонт, вцепился в него и полетел к своим птенцам. Птенцы очень обрадовались. Они уютно устроились в нем. Птенцы обрели новый дом.

— Вы очень хорошо справились с этим заданием.

^ 2. Обогащение словаря.

— Какой ворон?

(Добрый, красивый, заботливый, старательный, трудолюбивый, замечательный, сердечный, смелый, храбрый, ловкий, находчивый.)

— Прочитаем вместе.

^ 3. Работа над интонированием.

Я буду читать отрывок из произведении К.Чуковского «Телефон», а вы мне будете подсказывать знаки Со слов: «А вчера поутру кенгуру» и т.д.

L _ _ L:

L _ _ _

L _?

L _ _ _ _ _:

L ! L _ _ ! ! !

4. Оценка письменных работ.

5. Письмо.



6. Итог урока.

iosif-brodskij-stihotvoreniya-i-poemi-osnovnoe-sobranie-stranica-2.html
iosif-brodskij-stihotvoreniya-i-poemi-osnovnoe-sobranie-stranica-6.html
iosif-flavij-iudejskie-drevnosti-sochinenie-v-20-ti-knigah.html
iosif-volockij-v-otechestvennoj-istoriografii-xix-xx-vv-07-00-09-istoriografiya-istochnikovedenie-i-metodi-istoricheskogo-issledovaniya.html
ioso-rao.html
ip-4-ip-4m-ip-4mk-ip-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-nauka-v-rossii-xx-stoletiya-problemi-teorii-i-istorii-stranica-19.html
  • essay.bystrickaya.ru/dalnejshee-finansirovanie-future-funding-kak-prosit-dengi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-apparate-prezidiuma-akademii-nauk-sssr-v-a-vinogradov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-sistemi-protivodimnoj-zashiti-opovesheniya-lyudej-o-pozhare-i-upravlenie-evakuaciej-sredstva-svyazi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernij-perechen-funkcij-domov-centrov-narodnogo-tvorchestva-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti.html
  • grade.bystrickaya.ru/nu-chto-za-glyuk-kak-uznat-iz-programmi-otkuda-ona-zapushena-8-mne-nado-iz-svoej-programmi-zapustit-druguyu-programmuexeshnik.html
  • composition.bystrickaya.ru/podpisano-v-pechat-26-06-01-format-60h84-obem-153-p-l-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voropaeva-blok1-vopros18-ponyatie-portfelya-cennih-bumag-vidi-cennih-bumag-yavlyayushiesya-obektom-portfelnogo-investirovaniya-opredelenie-dohodnosti-cennih-bumag-ponyatie-portfelya-cennih-bumag.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/russkaya-kultura-vliyanie-monashestva-na-formirovanie-ee-universalij-24-00-01-teoriya-i-istoriya-kulturi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-eksperimentalnaya-chast-metodicheskie-ukazaniya-k-discipline-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-praktikumov-dlya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-razmer-i-struktura-kapitala-i-oborotnih-sredstv-emitenta-a-o-artemev-podpis-i-o-familiya-data-13-fevralya-2007-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-ploshadnoe-slovo-v-romane-rable-m-m-bahtin-tvorchestvo-fransua-rable-i-narodnaya-kultura-srednevekovya-i-renessansa.html
  • books.bystrickaya.ru/elektrotovari-ventilyatori-teploventilyatori-ceni-na-interesuyushuyu-vas-produkciyu-mozhno-utochnit-u-menedzhera-po.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-geografii-na-temu-problemi-zhivotnogo-mira-na-territorii-rossii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-osnovi-tehnologii-organizacii-i.html
  • literature.bystrickaya.ru/ch-1-informacionnie-tehnologii-tekst-lekcij-rostov-na-donu-2005-udk-330-04-1l4.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-sobitiya-v-zhizni-kafedri.html
  • urok.bystrickaya.ru/professionalnaya-podgotovka-studentov-turistskogo-vuza-v-sfere-internet-marketinga-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-dnevnogo-otdeleniya-fiziko-matematicheskogo-fakulteta.html
  • turn.bystrickaya.ru/poleti-pri-poiske-i-spasanii-prikaz-mintransa-rf-ot-17-iyulya-2008g-n108-ob-utverzhdenii-federalnih-aviacionnih.html
  • literature.bystrickaya.ru/elementi-metadannih-toma-tipovie-trebovaniya-k-avtomatizirovannim-sistemam-elektronnogo-dokumentooborota-specifikaciya-m-o-r-eq.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kostromichi-udostoeni-gosudarstvennih-nagrad-rf-interneta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razyasnyayushaya-psihoterapiya-oglavlenie-monografiya-psihoterapiya-nevrozov-u-detej-i-podrostkov.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-folklornij-festival-konkurs-tvorci-i-hraniteli-provoditsya-s-celyu-obmena-opitom-po-razvitiyu-tradicionnoj-i-sovremennoj-kulturi-mezhdu-predstavitelyami-stran-organizacij-prepodavatelej-specialistov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-programmi-sostavleni-na-modulnoj-osnove-i-predpolagayut-vozmozhnost-vibora-uchitelyami-geografii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-2-kursa-specialnosti-061000-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/smisl-v-kletochku-zanyatie-vosmoe-neuzheli-vas-privlekli-nashi-uroki-i-vi-nachali-chitat-pervij-urok.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sensornaya-panel-tachpad-1-informatika-kak-nauchnaya-disciplina-ponyatie-informacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/kriminalisticheskoe-issledovanie-plomb-i-zakrutok.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/operacionnaya-belizna-hotite-poluchat-soobsheniya-o-poyavlenii-novih-tekstov.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-trudovih-dogovorov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-19967.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-analiz-i-ocenka-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-rekomendacii-po-povisheniyu-effektivnosti-finansovo-hozyajstvennoj.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ooo-magis-plan-provedeniya-proverok-soblyudeniya-zemelnogo-zakonodatelstva-na-2010-god-upravleniem-rosreestra.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.