.RU

Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно




Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное. И постепенно узоры приобретали законченность композиции, единство орнамента и техники исполнения. В украшении вышивкой повседневной и праздничной одежды, предметов убранства быта – столешников (скатертей), подзоров, полотенец – воплотились природный вкус, талант и мастерство народа.

Народная вышивка отличается богатством и разнообразием технических приемов, неповторимостью типов узоров. В различных местах у разных народов страны в соответствии с особенностями его быта и местных условий, обычаев, природы со временем сложились свои характерные узоры, выработались излюбленные технические приемы. Такие различительные особенности встречаются иногда даже и в одной области, например в Рязанской, где насчитывается около сорока разновидностей вышивок.

Среди вышивок народов нашей страны можно встретить и тонкие сквозные, напоминающие кружево, такие, как горьковские гипюры, крестецкая строчка, и плотные, напоминающие ковер, вышивки народов Поволжья: мордвы, марийцев, башкир. Есть среди них одноцветные и многокрасочные.

В вышивках центральных районов России красота вышивки достигается сочетанием сложного узора с прозрачным фоном. «Цветная перевить» - одна из самых распространенных вышивок средней полосы России: Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской областей. Белые фигуры орнамента, выполненные чаще всего настилом, четко выделяются на фоне прозрачной сетки, перевитой красными нитками со вставками синего, желтого, оранжевого цветов.

Очень оригинальны и разнообразны вышивки по целой ткани отдельных районов Тамбовской, Рязанской, Воронежской областей. Большим разнообразием по приёмам шитья и по цвету отличаются вышивки Рязанской области. Здесь можно встретить вышивки белой строчкой, цветной перевитью, счетной гладью, крестом. Эти вышивки отличает многокрасочность и жизнерадостность. Преобладающий здесь красный цвет оживляется соседством желтого, черного, синего, зеленого. Вышитые полотенца украшаются цветным кружевом.

Традиционная мстерская вышивка – белая гладь. Плотные стежки этой глади, заполняющей собой растительные мотивы различных цветов, гирлянд, букетов, сочетаются с ажурными разделками, сетками, стягами. Вышивки поражают высоким художественным совершенством узоров, тончайшим мастерством исполнения. Широко известен и другой вид глади, получивший название «владимирские швы» или «верхошвы». Свободная манера передачи растительных узоров, яркий колорит, где ведущую роль играет красный цвет, являются отличительной чертой владимирской глади. Нередко в узоры вплетаются стилизованные изображения птиц, животных, людей (приложение №1).

Поэтично искусство вышивки русского Севера. Сказочны и фантастичны образы этих вышивок, от них веет древними легендами, поверьями. Вышивки здесь сохранили традиционные многофигурные композиции с изображением женской фигуры, древом жизни в центре, с всадниками или птицами по бокам.

Наиболее древняя вышивка русского Севера – белая строчка, узоры которой выполнялись по выдернутой сетке. Такой вышивкой крестьянки украшали подзоры. В орнаменте знаменитых вологодских подзоров часто изображаются целые сцены, здесь можно встретить изображение теремов с затейливыми крышами, оконцами, нередко встречаются и фигуры сказочных барсов, птиц и т.д.

Наряду с белой строчкой по всему верхнему течению Волги были распространены вышивки – строчка с цветной обводкой, с цветными разделками внутри фигур. Изображения птиц, деревьев, женской фигуры с всадниками по бокам, архитектурные мотивы в вышивках Ярославской и Костромской областей расцвечены шёлковыми и шерстяными нитками. Широко применялось на Севере шитье золотом. Богатые растительные узоры, крупные стилизованные цветы и листья украшали головные уборы, праздничные душегреи.

Вышивальное искусство народов Поволжья было связано с изготовлением одежды и предметов домашнего убранства. Наибольшее распространение оно получило у марийцев, чувашей и мордвы. Их вышивка отличается особой декоративностью, богатством узора и колорита.

В вышивках Сибири преобладает меховая мозаика, аппликация из войлока и кожи. Различные орнаментальные мотивы отражают природу и жизнь хантов, ненцев, чукчей, эскимосов, эвенков. В узорах можно встретить орнаментальные мотивы оленьих рогов, следы на снегу, изображения глухаря в полете, мотивы солнца и древа жизни. Вышивкой из меха, кожи и бисера украшают различную одежду, коврики, охотничьи сумки, обувь.

В русской народной вышивке, отличающейся большим разнообразием как технических приемов исполнения узора, так и орнаментальных мотивов, можно выделить две большие группы.

Первая группа объединяет вышивки, выполняемые по счету нитей ткани – счетные вышивки, вторая – вышивки, выполняемые по рисованному контуру.

Счетные вышивки делятся на сквозные и вышивки, выполняемые по поверхности ткани. Различные виды сквозного шитья, при котором стежки вышивки проникают в структуру ткани, изменяя её, носят название строчевой вышивки. Это различные мережки, белая строчка, горьковские гипюры, «цветная перевить», а также «стяги» и другие швы.

К счётным вышивкам, выполняемым по поверхности ткани, относятся «крест», «роспись» («полукрест»), счётная гладь, косая гладь, наборы, косая стежка.

Вышивки, выполняемые по рисованному контуру, включают гладьевые швы, владимирские швы, применяемые в золотом шитье, а также контурные и простейшие швы – стебельчатый, шов «вперед иголку» и другие.

Обычно в вышивках используются одновременно различные виды швов.

Как впервые возникает желание вышивать? Чаще всего в тот момент, когда видишь необычный рисунок или готовую вышивку, поразившую тебя красотой красок и изысканностью линий. После этого руки сами потянутся к ниткам - краскам вышивальщицы.

Основные задачи процесса обучения вышивке – эстетическое воспитание школьников и привитие им практических навыков. Большая роль отводится овладению учащимися технологическим мастерством, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.

Придя на первое занятие, девочки знакомятся с законами цветовой грамоты, чтобы в дальнейшем избежать грубых ошибок при выборе цвета. Узнают обо всем, что связано с вышивкой: о нитках и тканях, которыми пользуются вышивальщицы; о простых, нехитрых приспособлениях, помогающих быстрее работать; о различных способах перевода рисунка на ткань; учатся крохотный рисунок превращать в огромный и, наоборот, большой – в маленький. Учащиеся, прежде чем взяться за большую работу, выполняют простейшие и тамбурные швы: шов «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный – на небольшом кусочке ткани (учебном образце). Простейшие и тамбурные швы несложны в исполнении. В вышивках их используют как для выполнения основных элементов орнамента, особенно в первых работах учащихся, так и в виде вспомогательных узоров в изделиях с более сложной техникой исполнения. Выполнение простейших и тамбурных швов способствует выработке первоначальных навыков работы с иглой, приучает к аккуратности. Простейшие и тамбурные швы позволяют передавать орнаментальные мотивы гибкими, округлыми линиями и с успехом используются в изображении узоров растительного характера.

В соответствии с программой учащиеся первого года обучения вышивают салфетки простейшими швами. Учащиеся последовательно, по степени возрастающей трудности, осваивают технику выполнения основных декоративных швов, технологию художественного оформления изделий.

При выполнении второго задания (второй год обучения) – оформления вышивкой салфетки, картины, панно (по выбору учащихся) – используется декоративный, красочный рисунок национальной вышивки. Девочки получают первое представление о народной вышивке (александровская цветная гладь): вышивка гладью представляет собой преимущественно сплошное заполнение плоскости по предварительно нанесённому на материал рисунку свободного контура; технике её исполнения.

Учащиеся 7 класса (третий год обучения) знакомятся с тамбовской народной вышивкой. Получают навыки в выполнении швов: «крест», «роспись», и др. Оформляют вышивкой простым крестом новогоднюю открытку.

При оформлении декоративного панно или предметов быта используем владимирскую вышивку (4-й год обучения). Учащиеся знакомятся с историей и особенностями вышивки, осваивают приемы её выполнения. Вышивки Владимирской области отличаются от вышивок других русских областей растительным характером узора, который выполняется гладью. В поселке Мстера Владимирской области распространены два вида гладьевых вышивок: белая гладь и цветная гладь, так называемые «владимирские швы». Вышитые белой гладью мотивы цветов обогащены тончайшими разделками и «стягами».

Владимирские швы – это яркая декоративная вышивка крупными стежками. Она применяется для украшения скатертей, портьер, диванных подушек. В вышивках используется односторонняя гладь – «верхошов», которая выполняется цветными мулине. Основным цветом является красный с небольшим прибавлением синего, желтого и зеленого. Вышивку владимирскими швами дополняют нарядными накладными сетками, которыми обычно заполняют сердцевину цветов и листьев.

К пятому году обучению девочки осваивают технику выполнения основных декоративных швов и украшают вышивкой гладью или крестом (по выбору учащихся) комплект наволочек и полотенце. Учащиеся на уроках показывают не только техническое мастерство, но и свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.

Уроки проходят успешно лишь в том случае, если девочки заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения уроков.

В организации уроков можно выделить следующие этапы работы:

  1. Организационная часть.

  2. Повторение пройденного.

  3. Изложение нового материала.

  4. Подготовка к практической работе.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Заключительная беседа. Подведение итогов.

  7. Уборка рабочих мест.

Основное место на уроках отводится практической работе.

Различные методы и дидактические приемы обучения использую на уроках в разных сочетаниях в зависимости от поставленных перед обучением задач. На уроках обычно использую различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетая их. Словесные методы – это рассказ, беседа. Рассказом начинаю новую тему, например об истории, характерных особенностей и применении вышивки какой-либо области, республики. Рассказываю и о назначении выполняемых изделий. Рассказом сопровождается демонстрация образцов орнаментов, вышитых изделий.

В беседе принимают участие все учащиеся. Беседа оживляет уроки, активизирует внимание девочек. Короткие беседы проводятся на каждом уроке. Спрашивая учащихся, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, выясняю уровень знаний девочек, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.

В процессе урока используется, как правило, вводная беседа, в процессе которой кратко повторяется пройденное, определяется цель урока. Беседа возбуждает у учащихся интерес к уроку. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на уроке.

К наглядным методам обучения относится демонстрация на уроках различных схем, таблиц, образцов, кинофильмов и диапозитивов, изделий декоративно-прикладного искусства. Такие демонстрации могут преследовать различные цели, например, знакомят учащихся с народными промыслами, с работами художников, с материалами и трудовыми процессами.

Основное место на уроках отводится практической работе. Это графические работы, различные упражнения, все виды практических работ, сам процесс практического выполнения изделия.

Графические работы включают в себя подготовку рисунка для вышивки, подготовку эскиза и технического рисунка, изготовление выкроек, выполнение эскизов для изделий, конструирование изделий. На всё это следует обращать внимание, так как такие виды работ, упражнений развивают творческое мышление, фантазию детей, дают возможность на практике проверить свои силы в художественном творчестве.

При ознакомлении учащихся с технологией вышивки многие приемы требую отработки, определенных упражнений. Виды упражнений зависят от характера выполняемой работы. Девочкам первого года обучения предлагаю поупражняться в закреплении ткани в пяльцах, в работе с пяльцами сначала с иголкой без нитки, затем с ниткой. Проводятся упражнения в закреплении нитки на ткани.

Большое место на уроках отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами, пяльцами и т.д.

Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с последовательностью выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы.

При обучении детей различным приемам вышивок инструктаж требует тщательной подготовки, особенно при ознакомлении с новыми швами. Девочки наблюдают за движением рук педагога и одновременно слушают объяснения.

При фронтальном инструктаже, показывая всей группе последовательность выполнения технических приемов, целесообразно использовать крупные учебные пяльцы и демонстрировать приемы в замедленном темпе. Для большей наглядности показ лучше выполнять большой иглой и толстой ниткой.

В процессе выполнения задания группой дается дополнительный инструктаж отдельным группам учащихся, не усвоившим задания.

Уроки по вышивке требуют большой индивидуальной работы с учащимися. Как правило, большинству детей при фронтальном показе все кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Так бывает при выполнении новых технических приемов вышивки. Индивидуальный инструктаж проводится с каждым учащимся, такой инструктаж необходим на уроках, но он не должен отвлекать внимание учителя и от работы со всей группой.

Заключительный инструктаж проводится в конце каждого урока. При этом демонстрируются лучшие образцы выполнения швов, цветовые сочетания, лучшие рисунки, отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки. После окончания темы проводится просмотр готовых изделий, отмечаются достоинства и недостатки выполненных работ, анализируются ошибки, отмечаются навыки, полученные в результате прохождения темы.

При показе детям изделий, приёмов вышивки, инструмента необходимы конкретные пояснения. Во всех случаях обращается внимание учащихся на форму изделия, цветовые сочетания, на применение его в быту. Например, при показе учащимся различных видов салфеток анализируется их форма, цвет, оформление, применение в интерьере.

Большое значение для углубления знаний, общего развития учащихся, для расширения их кругозора имеют экскурсии. Экскурсии на выставки знакомят школьников с декоративно-прикладным народным искусством.

Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.

Меняются материалы и способы вышивания, создаются новые орнаменты, композиции, но остаются постоянными любовь и потребность к созданию красоты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Литвинец Э.Н., «Низание бисером и ручное вышивание», 1999 г.

  2. Максимова М., Кузьмина М., «Вышивка. Первые шаги», 1997 г.

  3. Сафонова Н.С., Молотобарова О. С., «Кружки художественной вышивки», 1978 г.

gosudarstvennoe-upravlenie-i-administrativnoe-pravo.html
gosudarstvennoe-upravlenie-i-nacionalnaya-bezopasnost-programmam-v-2011-godu-soderzhanie-030200-68-politologiya.html
gosudarstvennoe-upravlenie-prirodopolzovaniem-chast-3.html
gosudarstvennoe-upravlenie-strukturno-investicionnimi-preobrazovaniyami-v-promishlennom-sektore-ekonomiki.html
gosudarstvennoe-ustrojstvo-chast-2.html
gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-apparat-upravleniya-ix-x-vv.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tvorchestvo-i-d-sazanova-v-kontekste-russkoj-literaturi-konca-xix-nachala-xx-veka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-aprelya-feliks-dzerzhinskij-dnevnik-zaklyuchennogo-pisma.html
  • writing.bystrickaya.ru/gorod-kak-chelovek-on-rozhdaetsya-lyubit-i-serditsya-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-celi-opredeleniya-i-principi-matematicheskogo-modelirovaniya-vidi-modelej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-15-dogovori-renti-a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-geografii-velikie-puteshestvenniki-i-issledovateli.html
  • control.bystrickaya.ru/centralnij-bank-i-ego-rol-v-ustanovlenii-makroekonomicheskogo-ravnovesiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predposilki-dlya-dostizheniya-visokih-rezultatov-zakoni-vnusheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-determinacionnij-analiz-ekonomicheskoj-i-sociologicheskoj-informacii-dlya-napravleniya-521600-ekonomika-magisterskaya-programma-521619-ekonomicheskaya-sociologiya-tretij-uroven.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-monitoringa-i-ocenki-realizacii-strategii-28-korrektirovka-celej-i-metodov-ih-dostizheniya-29-strategicheskij-kontrol-30.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelya-2-klass-dopusheno-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zagadochnie-sverhvozmozhnosti-cheloveka-stranica-12.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-20-noyabrya-2009-goda-stranica-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-2-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-ekz--100-protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok.html
  • holiday.bystrickaya.ru/murmansk-gde-12-mesyacev-zima-ostalnoe-leto-yurij-belov.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-matematike.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-seminara-poznakomit-pedagogov-s-ponyatiyami-issledovanie-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashihsya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-osnovi-nejropsihologii-specialnost-030301-65-020400-psihologiya-kaliningrad.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskva-molodaya-gvardiya-1987-stranica-24.html
  • school.bystrickaya.ru/buh-oblk-u-byudzhetnih-ustanovah.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/seksualnie-nravi-voin-v-istorii-yaponii.html
  • credit.bystrickaya.ru/polovaya-socializaciya-malchikov-i-devochek-v-seme-i-obshestve.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4122-po-dlya-obektno-orientirovannogo-programmirovaniya-nitetest-132-naimenovanie-operatora-elektronnoj-ploshadki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-p-kuznecova--obraz-bogorodici-v-severno-russkih-materiali-3-j-regionalnoj-nauchnoj-konferencii-posvyashennoj.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lichnij-professionalnij-plan-uchashegosya-rekomendacii-uchashimsya-po-samovospitaniyu-rekomendacii-k-sobesedovaniyu-pri-prieme-na-rabotu-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dimshic-m-n-potrebitelskaya-loyalnost-s-p-2007-dimshic-m-n-manipulirovanie-pokupatelem.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-7-bibliotechnoe-delo-v-period-pervoj-fevralskoj-revolyucii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-obshee.html
  • writing.bystrickaya.ru/kurkulion-curculio.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-i-oformleniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-finansi-i-kredit.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2-stranica-28.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-psihologiya-nkradina.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-v-vigotskij-borzova-l-p-igri-na-uroke-istorii-metod-posobie-dlya-uchitelya-l-p-borzova-m-vlados-press-2003.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referatov-po-kursu-istoriya-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.