.RU

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В. Н. Кокурошникова, Т. С. Москалева

Самарский государственный технический университет

E-mail:eg@samgtu.ru


Процесс информатизации современного общества предусматривает широкое использование компьютерных и коммуникационных технологий во всех сферах деятельности человека.

Компьютерный бум, охвативший нашу планету, породил новые компьютерные технологии, которые позволили подойти к превращению компьютера в мощное средство образования, сделать персональный компьютер преподавателем. Современный компьютер в процессе обучения является не только средством решения различного рода технических, экономических и прочих задач, но и необходимым элементом процесса пополнения и обновления информационного багажа. Однако это не исключает присутствие в процессе обучения преподавателя, так как, умелое сотрудничество человека и компьютера в образовании позволяет сделать процесс обучения более эффективным.

Стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, в радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, то есть подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. В результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование новой информационной культуры мышления путем индустриализации образования.

Смысл инновационных технологий подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы, воспитанию у них потребности в самообразовании, стремлению к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.

Целью применения компьютера в учебном процессе является разрешение противоречия между объемом предлагаемой к усвоению информации и временем ее изучения. Принципиальная трудность в решении этой проблемы заключается в необходимости одновременного создания дидактических основ компьютерного обучения, инструментально-программных средств и соответствующих им методических средств управления учебным процессом, то есть системы средств учебного назначения.

В настоящее время многие специалисты определяют относительно самостоятельное значение компьютерных технологий в структуре средств обучения. Использование достаточно совершенных компьютерных средств позволило значительно расширить и изменить подходы преподавания в процессе обучения. Выделяют следующие основные формы, в которых может быть использован компьютер в учебном процессе:

- как тренажер;

- как репетитор;

- как устройство, моделирующее определенные ситуации;

- возможности компьютера можно широко использовать для создания электронных библиотек;

- для контроля знаний студентов и т.д.

Изучение общеинженерных дисциплин, таких как «Инженерная графика», «Прикладная механика», «Технологические процессы в машиностроении» и другие предполагают достаточно сложную и трудоемкую работу по проектированию и расчету деталей, узлов, технологических процессов. Учебные планы предусматривают выполнение расчетно-графических работ и курсовых проектов по вышеперечисленным дисциплинам с большим объемом графической части, что требует значительных затрат времени.

В настоящее время создано и используется большое количество программ для выполнения чертежей. Среди них значительное место занимает чертежно-графический редактор КОМПАС- 3D V8 Plus для Windows – прикладная программа для проектирования чертежей, схем, планов и другой графической документации. Эта программа изначально ориентирована на быстрый и удобный выпуск чертежей и поддержку ЕСКД, имеет широкий набор стандартных библиотек и конструкторских приложений, а также инструментальные средства их разработки.

Освоение компьютерных технологий происходит главным образом в процессе практической работы с компьютером. На нефтяном факультете Самарского государственного технического университета согласно ГОС в первом семестре второго года обучения предусмотрено раздельное изучение курсов «Инженерная графика» и «Компьютерная графика». С целью повышения качества подготовки студентов на кафедре «Инженерная графика» в 2006 – 2007 учебном году на этом потоке был проведен эксперимент по объединению названных курсов. Был организован практикум, предназначенный для обучения их правилам построения чертежей, нанесению размеров и технологических обозначений, а также параметризации чертежей на ЭВМ в системе КОМПАС 3D V8 Plus.

В плане проведения такой работы необходимо было:

1) определить цели и структуру отдельных занятий по компьютерной графической подготовке студентов.

2) сформулировать основные элементы деятельности по обучению студентов.

3) вычленить общеобразовательные и профессиональные умения и навыки, которые должны приобрести студенты в результате выполнения практических занятий по интерфейсу КОМПАС-ГРАФИК 3-D.

В силу вышеизложенного основными целями такого практикума можно считать следующие:

- студенты должны освоить данный инструмент графической подготовки настолько, чтобы уметь самостоятельно применять его для решения самых разнообразных профессиональных задач;

- усвоить логику построения чертежей и их параметризации, нанесения размеров, технологических обозначений и другой графической информации и уметь перенести эти навыки при необходимости на освоение других программ, построенных по стандарту Windows – приложений;

- научить студентов пользоваться прикладными библиотеками системы;

- пробудить желание использовать компьютерные технологии в своем учебном труде (в расчетно-графических работах, курсовом и дипломном проектировании и т.д.);

- приобрести психологическую уверенность в своей способности широко использовать автоматизированные технологии в будущей профессиональной деятельности.

Эффективность занятий обеспечивается необходимой заинтересованностью студентов в результате собственной работы. Занятия должны носить творческий характер, дающий возможность студентам «раскрыться». Для этого необходимо предоставить максимум самостоятельности при выполнении работы, преподавателю целесообразно выступать лишь в роли консультанта. Необходимо, чтобы усвоение знаний и освоение умений в использовании изучаемого прикладного пакета стало целью студента, направляющего его деятельность. Он должен затратить определенные волевые усилия для преодоления возможных трудностей, а осознание необходимости владеть современными информационными технологиями, должно стать, той побудительной силой, которая будет способствовать преодолению трудностей.

Учитывая то обстоятельство, что освоение данного интерфейса целиком осуществляется в процессе выполнения лабораторно-практических работ, мы предлагаем следующие методические приемы:

- чтобы студенты могли использовать приобретенные навыки и умения необходимо в конце каждого практического занятия предлагать студентам выполнение самостоятельной работы по построению чертежей, так как, в основу обучения положены упражнения, предлагающие действовать по образцу;

- по каждому практическому занятию предложить студентам выполнять отчеты по проделанной работе;

- в конце методических указаний по каждому из занятий приводится перечень вопросов, рассмотренных на данном лабораторном занятии – практикуме, с тем, чтобы студенты выполняли свои работы осознанно и могли воспроизводить свои действия в схожих ситуациях, переносить приобретенные умения на другие задания;

- для осуществления текущего контроля усвоения материала преподавателю необходимо проводить индивидуальный опрос студентов по ходу занятия. Это побуждает студентов готовиться к занятиям и помогает выявить пробелы в усвоении материала, установить на каких вопросах следует сосредоточить дополнительное внимание.

Особое внимание уделяется на занятиях построению параметрических чертежей. Если обычный чертеж содержит лишь информацию о составляющих его объектах, то параметрический чертеж кроме этого содержит еще и информацию о связях между объектами и о наложенных на объекты ограничениях.

Кроме обучения навыкам построения чертежей по 2-D технологиям, предусмотрено и построение объемной детали по 3-D технологии. Студенты обучаются принципам построения объемной детали и навыкам работы в трехмерном пространстве с использованием операций выдавливания, приклеивания и т.д.

Проведение такого практикума позволяет осуществить личностный, индивидуальный подход к обучаемым. Каждый студент обеспечивается индивидуальным методическим пособием, может работать в темпе, привычном для него, а это служит лучшему усвоению больших объемов знаний.

Познакомившись с возможностями указанного интерфейса и приобретя навыки в выполнении чертежей, студенты на последующих занятиях выполняют все чертежи, предусмотренные в курсе инженерной графики: разъемные и неразъемные соединения, резьбовые соединения и т.д. При выполнении заданий студенты активно используют библиотеки КОМПАС-3D, например, в соединении болтом или заклепкой, а также при построении сечений и т. д.

По теме «Эскизирование» студенты выполняют эскизы предложенных сборочных единиц от руки, замеряют все размеры деталей и наносят их на построенные изображения. Следующий этап работы – «Создание рабочих чертежей сборочной единицы» по готовым эскизам, но без нанесения размеров. Все эти чертежи студенты выполняют на одном формате. Завершающей операцией является создание «Сборочного чертежа», когда все детали соединяются в сборочный чертеж с учетом требуемых сопряжений между отдельными деталями и с простановкой габаритных размеров. Заключительным этапом работы со сборочной единицей является составление спецификации данной сборочной единицы в ручном и полуавтоматическом режимах.

И, наконец, последняя тема «Деталирование сборочного чертежа». Студенты выполняют рабочие чертежи двух, указанных преподавателем, деталей с использованием всех необходимых разрезов, дополнительных видов, сечений, выносных элементов и наносят все необходимые размеры.

Какие выводы можно сделать в результате проделанной работы? Эксперимент, в первую очередь, показал, что компьютер – это необходимый инструмент в системе образования. Задачи обучения студентов навыкам и умениям по созданию и использованию конструкторской документации с применением технических средств решаемы. Студент должен стать активным пользователем, творчески вовлеченным в процесс взаимодействия с ЭВМ. Важнейшая задача высшей школы – научить учиться. Содержательное и методическое обновление преподавания графических дисциплин необходимо ориентировать на применение новых информационных технологий и это должно стать основой профессиональной подготовки будущих специалистов высшей школы и их дальнейшей переподготовки.


УДК 681.327.11

harakteristika-ekskursionno-turisticheskih-centrov-rima-chast-2.html
harakteristika-elektrofizikohimicheskih-tp-elektroerozionnie-metodi-obrabotki.html
harakteristika-etapov-zhiznennogo-cikla-tovara-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya.html
harakteristika-fort-proizvedenij-mendelsona-samie-vazhnie-iz-nih-konspekt-i-voprosi-k-zachyotu-sostavitel.html
harakteristika-gruppovih-processov-chast-2.html
harakteristika-himicheskogo-sostava-gidrosferi-kak-geosferi-i-chasti-biosferi-ekologiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-informacionnih-tehnologij-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-belmapo-minsk-2008.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-chuvashskoj-literature-11-klass.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladimir-leonidovich-e-i-tabachenko-otvetstvennaya-za-vipusk.html
  • college.bystrickaya.ru/14-arabskij-gumanizm-borzenko-i-m-kuvakin-v-a-kudishina-a-a-osnovi-sovremennogo-gumanizma.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-nlp-trener-frenka-pyuselika-2006-2010-treningi-po-peregovoram-planirovaniyu-tehnologiyam-publichnih-vistuplenij-lichnostnoj-effektivnosti-upravleniyu-resursami-2007-sertificirovannij-nlp-master.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-poryadok-otneseniya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-k-gruppam-po-oplate-truda-rukovodyashih-rabotnikov-dlya-ustanovleniya-razryadov-oplati-truda-po-ets.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predsedatel-uchenij-sekretar-soveta.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-po-discipline-montazh-ekspluataciya-i-remont-elektrooborudovaniya-promishlennih-i-grazhdanskih-zdanij.html
  • institute.bystrickaya.ru/fiziko-himicheskie-osnovi-materialovedeniya-i-tehnologii-kompozitov-chast.html
  • institut.bystrickaya.ru/svarka-rukovodstva-kasayushiesya-sistemi-gruppirovaniya-metallicheskih-materialov-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-mmaterialno-tehnicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inzhenernaya-geodeziya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-otdelenie-po-voprosam-bezhencev-otdela-po-voprosam-vinuzhdennih-pereselencev-i-bezhencev-glavnij-specialist-ekspert.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arturovskaya-legenda-kak-klyuchevoj-tekst-v-kulturnom-dialoge-velikobritanii-i-ssha-xix-xx-vv-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-koptskie-perevodi-rannie-vostochnie-perevodi-novogo-zaveta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-chislennosti-rabotnikov-energomehanicheskoj-sluzhbi-kursovaya-rabota.html
  • turn.bystrickaya.ru/otnosheniya-partizanskaya-vojna-s-rabotodatelem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kuda-mozhet-zavesti-prostoe-lyubopitstvo-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/kredituvannya-pdprimstv-mzhnarodnimi-fnansovo-kreditnimi-nstitutami.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nocionet-e-prgjithshme-mbi-gjuhn-na-osnovu-chlana-20-stav-zakona-o-sredem-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-provedeniya-seminara-dlya-otvetstvennih-za-deloproizvodstvo-v-organizaciyah-istochnikah-komplektovaniya-arhivnogo-otdela-administracii-mo-kyahtinskij-rajon.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problema-ansamblya-v-arhitekture-xvii-veka-barokko-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-razrabotke-i-zashite-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-apk.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-fedorov-mediaobrazovanie-stranica-13.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perspektivi-ispolzovaniya-energii-solnca-i-vetra-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pamyatniki-pismennosti-vostoka-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-realizacii-programmi-razvitiya-sozdanie-uslovij-dlya-uspeshnoj-socializacii-lichnosti-kazhdogo-uchashegosya-i-vipusknika-shkoli-2004-2010-g-g.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnoe-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-orlovskij-gosudarstvennij-agrarnij-universitet-fakultet-biotehnologii-i-veterinarnoj-medicini.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ili-inache-libo-libo--oder-sonst-entweder-oder-nemeckaya-grammatika-s-chelovecheskim-licom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvivaya-te-ili-inie-generiruyushie-moshnosti-kazhdaya-strana-stremitsya-v-pervuyu-ochered-ispolzovat-mestnie-istochniki-sirya-i-svoi-konkurentnie-tehnologicheskie-pr.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-predsedatelej-dogovornih-organov-po-pravam-cheloveka-o-rabote-ih-dvadcat-tretego-soveshaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/32-podavlyajte-demonov-slozhnosti-kurs-lekcij-dlya-studentov-do-vmk-razrabotal-m-n-s-nii-pmk-vasin-d-yu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dva-imeni-odna-sudba-i-a-altman-otv-sostavitel-m-v-voronov.html
  • school.bystrickaya.ru/icd.html
  • school.bystrickaya.ru/crime-in-sports-essay-research-paper-intro.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.