.RU

«Использование информационных технологий в процессе преподавания географии»


Министерство образования Республики Казахстан

Отдел образования Акимата города Тараза

Гимназия № 40


«Использование информационных технологий в процессе преподавания географии»


Учитель географии

Гибнер Е.В.


г. Тараз 2009 г.

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной”. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий, получившее название информатизации (слайд 4). Одно из приоритетных направлений этого процесса в современном обществе – информатизация образования. Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века». И если раньше общение с компьютером ограничивалось уроками информатики, то новые современные технологии способствуют успешному изучению различных предметов, в том числе и географии.

Общеизвестно, что преподавание географии и естествознания невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение этих учебных предметов требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках. Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал (карточки, контурные карты, карты-схемы, перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, географические карты, видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий при преподавании географии в средней школе позволяет достигнуть нового качества знаний. Применение мультемедиа-технологий позволяет задействовать все органы чувств человека для достижения нового, формирует красочный, объемный образ изучаемого объекта, создает ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала. Мультимедийные учебные пособия активизируют полученные ранее знания, развивают логическое мышление, позволяют усилить творческую составляющую учебного труда.

Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках  географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:

-         использование электронных учебников;

-         учебные презентации;

- проектная деятельность;

-         использование Интернет – ресурсов.( слайд 4)

^ Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой работы. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить такие виды компьютерных программ (слайд 5).



Рассмотрим конкретно каждые из этих программ:

^ 1. Учебные программы - ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют управление деятельностью учащихся. Примером таких программ служат программа по экономической географии 10 класс, выпущенной Министерством образования и науки РК, а также программу по географии Казахстана 9 класс (слайд 7).

^ 2. Программы – тренажеры - предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает что теоретический материал обучающимися уже усвоен. В качестве примера можно привести программу «Атлас», предназначенную для усвоения номенклатуры по странам мира (слайд 8).

^ 3. Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и в тестовой форме. Например, программа «Шпаргалка» предназначенная для проверки знаний по курсу географии (слайд 9).

^ 4. Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать (слайд 10) .

^ 5. Имитационные моделирующие программы – предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер (слайды 11,12).

^ 6. Информационно-справочные программы - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. Программой такого типа является программа «Атлас мира», где приведены справочные данные о всех странах мира (слайд 13).

^ 7. Мультимедиа - учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Примером может служить программа «Уроки физики 5-6 класс», элементы которой используются при изучении естествознания в 5 классе (слайд 14).

Какие же достоинства есть в применении компьютерных программ в процессе обучения? Они содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации (слайды 15, 16).

Использование компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строится в рамках личностно ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Экономит время и дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Отрицательным моментом в использовании этого метода на сегодняшний момент является отсутствие в школах достаточного количества компьютеров.

^ Мультимедийная презентация (слайды 17, 18, 19) позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации (тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация), как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а ведь внимание – множитель информации. Учитель имеет возможность, многократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент урока, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить. Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образному восприятию знаний. При этом значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание. Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя. Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях. Здесь можно использовать такой прием как «Слайд – парад». (Слайды 20-33). Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Использование проектора и экрана дает возможность совмещать на уроке работу с программой и другие формы деятельности: работа по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнение упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п. (Слайды 35-61) Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с уровнем усвоения материала. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки. Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с детьми основные географические понятия. При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление вопросов к отдельным кадрам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п. Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных географических или естествоведческих объектов и явлений, дети под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения (слайды 64 -70). Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности учащихся. Кроме этого, мультимедийные интерактивные средства (проектор и экран) позволяют проводить обучение школьников с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников.

^ Метод проектов (слайды 71 -73) – одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется всё большее внимание. Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тема может касаться какого – то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний; чаще всего темы проектов относятся к какому – то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни. Например: «Демографическая проблема», «Экология и мы», « Какую воду мы пьём», « Квартира как экосистема» и т.д. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха. Формирует новый взгляд со стороны учителя на личность ребенка, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей, поскольку такая работа предполагает активное проникновение в процесс восприятия и усвоения знаний учащимися.

Интернет – ресурсы (слайды 74,75) Если школа имеет выход в Интернет, можно проводить интересные уроки по географии, либо давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть, и давать работать ученикам с теми сайтами, которые выбрал учитель. Особенно это касается материала, изучаемого в старших классах. В 10, 11 классах изучается курс «Экономическая и социальная география мира». Ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Знакомятся с экономикой, культурой, традициями многих стран мира. При этом получают и перерабатывают огромный объем информации. В этом им может помочь Интернет. Образовательные ресурсы сети Интернет содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажёры и другие учебно – методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает положительную мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе, поэтому это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи, достигнуть нового качества знаний. Повышение квалификации учителя географии в области информационно-коммуникационных технологий – необходимое условие реформирования школьного географического образования (слайд 77).

harakteristika-i-oosobennosti-rinka-faktorov-proizvodstva.html
harakteristika-i-rezultati-vospitatelnoj-sistemi-otchet-shkoli-o-vipolnenii-gosudarstvennogo-i-obshestvennogo-zakaza.html
harakteristika-informacionnih-tehnologij-ponyatie-informacionnoj-tehnologii-ponyatie-informacionnaya-tehnologiya-it-vozniklo-v-poslednie-desyatiletiya-hhv-osobennostyu-it-yavlyaetsya-to-chto-v-nej-i.html
harakteristika-ispitanij-elektricheskih-mashin-i-transformatorov.html
harakteristika-kachestva-obucheniya-pasport-programmi-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kochkurovskaya.html
harakteristika-koefficientov-ekspluatacii-vodozabornih-skvazhin-mestorozhdeniya-po-godam.html
  • writing.bystrickaya.ru/gigiena-klassnoj-komnati-chast-4.html
  • college.bystrickaya.ru/321-ustanovlenie-mestopolozheniya-stvorov-v-punktah-nablyudenij-o-v-dudnik-rukovoditel-mezhregionalnogo-territorialnogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchet-po-rezultatam-samoobsledovaniya-fakulteta-sociologii-po-napravleniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-nauchnih-i-uchebno-metodicheskih-trudov.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-istorii-francuzskoj-kinomisli-nemoe-kino-1911-1933-gg-stranica-25.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-standartov-po-informacii-bibliotechnomu-i-izdatelskomu-delu-bibliograficheskaya-zapis-bibliograficheskoe-opisanie-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sposobi-i-sredstva-zashiti-naseleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skolko-sposobov-virazheniya-greha-etika-ili-poznaj-samogo-sebya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lesopolzovanie-u-e-batler-professor-im-m-m-speranskogo-mezhdunarodnogo-prava-i-sravnitelnogo-pravovedeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-polzovaniya-bankovskimi-kartami-dlya-derzhatelej-kart-visa-bank24-ru-oao-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-oformlenie-poyasnitelnoj-zapiski-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-i-oformleniyu-diplomnogo-proekta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-rezultati-deyatelnosti-departamenta-energetiki-za-2009-god.html
  • lecture.bystrickaya.ru/ajne.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-cel-vospitanie-cheloveka-umeyushego-videt-esteticheskuyu-krasotu-v-okruzhayushem-mire.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svecha-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/2-slova-prosheniya-lyubvi-i-utesheniya-v-l-teush-kratkij-ocherk-vnutrennej-istorii-evrejskogo-naroda.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-konkursa-na-razrabotku-oficialnoj-emblemi.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-territorialnih-finansov-i-ih-znachenie-v-unitarnih-i-federativnih-gosudarstvah.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/minekonomiki-belarusi-predelnie-otpusknie-ceni-na-moloko-na-prezhnem-urovne-rinok-molochnoj-produkcii-rf-poluchatel.html
  • turn.bystrickaya.ru/pismo-serezhi-koha-zasedanie-kafedri.html
  • institut.bystrickaya.ru/subekt-rossijskoj-federacii-subekti-rossijskoj-federacii-vhodyashie-v-sostav-yuzhnogo-federalnogo-okruga-i-yavlyayushiesya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/szhatie-informacii-v-pk.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ao-interfarma-k-galmati-ul-naurizbaj-batira-17-k-protokolu-zasedaniya-tendernoj-komissii-po-vskritiyu-konvertov.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-astana-abildau-emtihani-turali-zhalpi-erezhe.html
  • literature.bystrickaya.ru/detskaya-psihologiya-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-540600-pedagogika.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-realizaciya-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola-v-obrazovatelnom-prostranstve-mou-sosh-6-g-privolzhska-na-period-s-2011-po-2015god.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testi-po-pushkinu-1-skolko-devic-pryalo-pozdno-vecherkom-pod-oknom-v-odnoj-iz-skazok-pushkina.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-psihicheskih-yavlenij-medicinskaya-psihologiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-kogerentnosti-mnogourovnevoj-ierarhicheskoj-pamyati-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem.html
  • tasks.bystrickaya.ru/03022010krasnaya-zvezdapryamo-po-kursu-uistler-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-3-mezhdu-dvuh-revolyucij-stranica-30.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-21-otchet-o-rabote-po-proektu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/innovacionnaya-aktivnost-v-usloviyah-neravnovesnogo-sostoyaniya-rossijskoj-ekonomiki.html
  • education.bystrickaya.ru/102-proizvodstvennij-process-i-proizvodstvennij-cikl-l-v-utkina-ekonomika-predpriyatij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-sozdaniyu-obshej-teorii-neunichtozhimosti-chelovechestva-predvaritelnie-diskussii-i-opiti-izdanie-3-e-dopolnennoe-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.