.RU

Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Не исключение и теоретическая и прикладная социология


Мещенок Е.С.


ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В УПРАВЛЕНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Научный руководитель: старший преподаватель

Меркулова О.Н.


Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Не исключение и теоретическая и прикладная социология.

Однако, как бы не заманчиво сводить пол только к биологическим, а гендер к социальным характеристикам, это сделать не удается. Во многом потому, что женщиной, все-таки рождаются, а становятся уже потом: достойной, настоящей, истинной. У женщины своя особая природа, свои психофизиологические особенности, интеллектуальные и моральные кондиции. Следовательно, сама природа порождает проблему гендера, поэтому равноправие в основных сферах общественной жизни невозможна физически.

В каждой культуре присутствуют характерные гендерные стереотипы – расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины, имеется регламентированная гендерная стратификация и распределение труда, гендерные различия в отношении к власти и другим социальным институтам. Согласно этим стереотипом дом – традиционно женская сфера, работа – традиционно мужская. Поэтому проблемы организации жизнеспособного управления от лица прекрасного пола следует искать на макроуровне – в обществе, отрицающем в принципе руководящую роль женщины. Однако без изменения отношения самих женщин к образу руководителя можно будет и дальше сетовать на их третьестепенную социальную роль [1].

Современные мужчины и женщины находятся под ударом ролевых стереотипов и нового мышления одновременно. С одной стороны, они слышали, что женщины и мужчины равны и свободны сделать любой карьерный выбор, с другой – абсолютно необходимо восстановить и сохранить традиционные ценности в этом переживающем не лучшие времена мире. Однако гендерные стереотипы обладают завидной живучестью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже становится иным [2].

Самый обобщенный стереотип, связанный с лидерством, гласит, что лидером должен быть мужчина. Ему приписываются такие лидерские качества, как ассертивность, организаторские способности, а вот женщины не должны назначаться на менеджерские должности, по крайней мере высшего, топ-уровня [3]. Полоролевые пре­дубеждения и вера в соответствующие роли мужчин и женщин оказывают большое влияние на профессиональные возможно­сти и преодоление барьеров, которые ощущает каждый пол. Считается, что мужчины более продуктивны, чем женщины в осуществлении деятельности. При этом имеются в виду либо все виды деятельности, либо те, что ценятся обществом, – политика, наука, искусство, спорт и т.д.[4]

Типичным стереотипом является мнение о том, что женщины-руководители часто вынужденно попадают под влияние своих подчиненных-мужчин в вопросах будущего компании, ее стратегии. Стратегическое мышление – это не исключительно мужская прерогатива. В основе подобного заблуждения лежит мнение о том, что стратегия требует в большей степени рационального подхода, а не интуиции.

Следует также отметить наличие стереотипов в дихотомии «власть – подчинение». Считается, что женщина жертвенна, преданна, терпелива и покорна. Мужчина наделяется противоположными качествами. Если опираться на данные утверждения, можно сделать заключение, что только мужчина может быть руководителем организации, предприятия, коллектива, а женщина – исполнителем, опирающимся на «мужской дух». Однако за окном XXI век, но до сих пор, как мужчины, так и женщины владельцами управляющей функцией желают видеть мужчин, считая их созидателями, выстраивающими «устойчивые связи и отношения», способными вести за собой. Женщины как и в семье, предпочитают находиться «за» только не спиной мужа, а спиной руководителя – мужчины, берущего всю ответственность за ведения бизнеса на себя.

Следующая связка стереотипов «порядок – хаос». Следует отметить предпочтения мужчин и женщин о предоставлении управленческих позиций мужчинам, способным воздействовать на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Любопытно заметить, что исполнительскую работу, часто связанную с кропотливым разбором, составлением бумаг, поддержанием делового порядка в основном отводится женщинам, способным превращать «хаос в порядок». Однако современные исследователи женской и мужской психологии считают, что каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности.

Также необходимо отметить, что существует ряд гипотез объясняющих причины трудностей стоящих перед женщинами-управленцами. Первая из них базируется на том, что причины неуспеха женских карьер в области управления связаны с выработанными обществом поведенческих образцов, делающих акцент на эмоциональности, мягкости и главное зависимости, что противоречит базовому имиджу менеджера высокого уровня, основывающемуся на жесткости, индивидуальной независимости, то есть напрямую зависят от гендерных стереотипов существующих в обществе. Поэтому женщины сами чувствуют себя дискомфортно на соответствующих позициях и предпочитают вообще не стремиться к ним. Вторая гипотеза, базируется на утверждении, что причины кроются не в женщинах, а в организационных структурах, созданных мужчинами для реализации своих целей, в результате чего в них царит «гегемония патриархальной идеологии» [5].

Существующие модели отношений в трудовой деятельности, поддерживаемые гендерными стереотипами, напрямую связаны с таким феноменом, существующим в социальной реальности как гендерная сегрегация. Именно она способствует замыканию женщин в «трудовых гетто» – низкооплачиваемых профессиях и отраслях [6].

Отрицательным моментом является то, что «женские профессии» идентифицируются как нечто не слишком привлекательное, мало-квалифицированное, следовательно, хуже вознаграждаемое. Навешивание подобного ярлыка не лишено уничижительного смысла, и это имеет свои последствия, например, некоторые виды деятельности, трактуемые как «женские», а, следовательно, малооплачиваемые не рассматриваются мужчинами как возможные сферы применения своих сил и знаний. Гендерное неравенство в профессиональной сфере предстает как «естественное» различие, а не как социальная проблема [7]. Несомненно, ответ кроется в присутствующем до сих пор в обществе гендерном стереотипе: мужчина – кормилец семьи, женщина – хранительница семейного очага. В этом случае женщина сразу попадает в ситуацию, связанную с полным отсутствием собственно заработанных денежных средств, она напрямую зависит от мужчины, следовательно, не исключается возможность отсутствия реализации личных жизненных целей.

Таким образом, в современных обществах давно отпала социальная необходимость разделения труда по гендерному признаку. Человеческое общество изменилось технически и технологически, социально и юридически. Тем не менее, традиционные роли сохраняются: от женщин требуется и приветствуется концентрация в частной сфере, а от мужчин преуспевание в сфере общественной. Кроме того, женские профессии и женские рабочие места продолжают формироваться простым перенесением на социальный уровень традиционных женских занятий в рамках семьи. При этом также считается, что женское занятие не престижно, не так социально значимо и поэтому должно ниже оплачиваться по сравнению с мужской занятостью в профессиональной сфере. Гендерные стереотипы влияют на реализацию личных жизненных притязаний мужчин и женщин, а труд, экономическая свобода, собственность – это именно те составляющие, которые позволяют личности быть самостоятельной и способной воплощать свои жизненные цели.

[1] Штейнберг А.Г. Мужской характер женского менеджмента // Социс. – 2002. - №4 . – С. 77.

[2] Бутовская М. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства // Личность. Культура. Общество. – № 2-3. – С. 220.

[3] Бендас Т.В. Психология лидерства. – СПб.: Питер, 2009. – С. 157.

[4] Никифоров Г.С. Психология менеджмента. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007. – С. 327.

[5] Тартаковская И. Мужская работа, женская работа // Рубеж. – 2001. – № 16-17. – С. 87.

[6] Кравченко А., Тюрина И. Социология управления: фундаментальный курс. – М.:Академический Проект, 2005. – С. 628.

[7] Козина И.М. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда // Социологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 130.

i-osnovnie-polozheniya-osoko.html
i-osnovnie-socialno-ekonomicheskie-pokazateli.html
i-osnovnie-voprosi.html
i-ot-15-iyunya-2004-goda-n-280-sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-2004-n-25-st-2562-2005-n-15-st-1350-2006-n-18-st-2007-2008-n-25-st-2990.html
i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-10-statya-obshie-svedeniya-10-stranica-2.html
i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-4-statya-obshie-svedeniya-4-stranica-12.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-pribajkalya-sostoyanie-problemi-perspektivi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/marketingovaya-model-organizacii-gosudarstvennoj-politiki-i-upravleniya-socialnoj-zashitoj-naseleniya-sovremennoj-rossii-politologicheskij-aspekt-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administraciya-taseevskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-postanovleni-e-stranica-9.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-ocenka-mineralno-resursnogo-potenciala-rossii-chast-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/inerciya-straha-socializm-i-totalitarizm-stranica-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/festival-konkurs-folklora-polozhenie-o-festivale-polozhenie-o-desyatom-kraevom-festivale-iskusstv-detej-i-yunoshestva.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-osnovnih-ponyatij-v-optiku.html
  • literature.bystrickaya.ru/dengi-i-kredit-stranica-10.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetvertij-god-nabor-i-verstka-sno-interkom-tipografiya-novosti-107005-moskva-ul-fr-engelsa-46-mezhdunarodnij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chupahina-olega-nikolaevicha-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-arheologiya-mesto-disciplini-v-strukture-oop.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nebesnie-chernorabochie-vojni-stranica-14.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-imperskij-potencial-stranica-14.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-ugolovnij-process-annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • znanie.bystrickaya.ru/86-metodicheskie-seminari-drugie-meropriyatiya-kotorie-posetili-rabotniki-gimnazii-s-celyu-povisheniya-professionalnogo-masterstva.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroki-algebri-7-8-klass-stranica-11.html
  • books.bystrickaya.ru/d-m-kejns-obshaya-teoriya-zanyatosti-procenta-i-deneg-stranica-20.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-doklad-kok-nvo-dlya-konferencii-fao.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proekt-2011-ovimu-1976-1981-bilo-est-budet.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-polozhenie-monastirya-v-xviii-veke-stroitelstvo-tihvinskoj-cerkvi-i-kamennih-sten-pervaya-perestrojka-sergievskoj-cerkvi-russkaya-shkola-pri-monastire-uprazdnenie-monastirya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-bibliotechnoj-praktiki-tehnologiya-raboti-s-bibliotechnimi-i-setevimi-resursami-dlya-studentov-specialnosti-050301-russkij-yazik-i-literatura.html
  • uchit.bystrickaya.ru/syuzhet-shestoj-vojna-zakonchilas-da-zdravstvuet-vojna-realnostyami-moskva-yauza.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-kakie-literaturnie-mesta-vi-mozhete-posovetovat-pose-tit-vashemu-inostrannomu-drugu-v-vashem-rodnom-meste.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/marketing-in-mcdonald.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-8-talki-elektroizolyacionnaya-keramika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-vipolneniya-raboti-otkrit-rabochee-okno-programmi-matlab-6-i-zapustit-simulink.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kriticheskoe-i-tvorcheskoe-mishlenie-kak-osnova-obucheniya-pismennomu-perevodu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-v-stupitelnogo-sobesedovaniya-v-magistraturu-po-specialnosti-kulturnie-issledovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-23.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-celi-i-zadachi-sorevnovanij-4-statya-rukovodstvo-sorevnovaniyami-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sredovoe-vozdejstvie-ekologicheskaya-psihologiya-elektronnaya-kartoteka-l-v-kulikova.html
  • institut.bystrickaya.ru/tairibi-misiti-kmeg-masati.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nedavnee-rasprostranenie-ajkido-po-vsemu-miru-bolee-chem-fenomenalno-obshee-chislo-zanimayushihsya-ajkido-segodnya-bolee-milliona-i-mezhdunarodnaya-federaciya-ajkido-s.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-010100-matematika-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.