.RU

Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Не исключение и теоретическая и прикладная социология


Мещенок Е.С.


ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В УПРАВЛЕНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Научный руководитель: старший преподаватель

Меркулова О.Н.


Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Не исключение и теоретическая и прикладная социология.

Однако, как бы не заманчиво сводить пол только к биологическим, а гендер к социальным характеристикам, это сделать не удается. Во многом потому, что женщиной, все-таки рождаются, а становятся уже потом: достойной, настоящей, истинной. У женщины своя особая природа, свои психофизиологические особенности, интеллектуальные и моральные кондиции. Следовательно, сама природа порождает проблему гендера, поэтому равноправие в основных сферах общественной жизни невозможна физически.

В каждой культуре присутствуют характерные гендерные стереотипы – расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины, имеется регламентированная гендерная стратификация и распределение труда, гендерные различия в отношении к власти и другим социальным институтам. Согласно этим стереотипом дом – традиционно женская сфера, работа – традиционно мужская. Поэтому проблемы организации жизнеспособного управления от лица прекрасного пола следует искать на макроуровне – в обществе, отрицающем в принципе руководящую роль женщины. Однако без изменения отношения самих женщин к образу руководителя можно будет и дальше сетовать на их третьестепенную социальную роль [1].

Современные мужчины и женщины находятся под ударом ролевых стереотипов и нового мышления одновременно. С одной стороны, они слышали, что женщины и мужчины равны и свободны сделать любой карьерный выбор, с другой – абсолютно необходимо восстановить и сохранить традиционные ценности в этом переживающем не лучшие времена мире. Однако гендерные стереотипы обладают завидной живучестью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже становится иным [2].

Самый обобщенный стереотип, связанный с лидерством, гласит, что лидером должен быть мужчина. Ему приписываются такие лидерские качества, как ассертивность, организаторские способности, а вот женщины не должны назначаться на менеджерские должности, по крайней мере высшего, топ-уровня [3]. Полоролевые пре­дубеждения и вера в соответствующие роли мужчин и женщин оказывают большое влияние на профессиональные возможно­сти и преодоление барьеров, которые ощущает каждый пол. Считается, что мужчины более продуктивны, чем женщины в осуществлении деятельности. При этом имеются в виду либо все виды деятельности, либо те, что ценятся обществом, – политика, наука, искусство, спорт и т.д.[4]

Типичным стереотипом является мнение о том, что женщины-руководители часто вынужденно попадают под влияние своих подчиненных-мужчин в вопросах будущего компании, ее стратегии. Стратегическое мышление – это не исключительно мужская прерогатива. В основе подобного заблуждения лежит мнение о том, что стратегия требует в большей степени рационального подхода, а не интуиции.

Следует также отметить наличие стереотипов в дихотомии «власть – подчинение». Считается, что женщина жертвенна, преданна, терпелива и покорна. Мужчина наделяется противоположными качествами. Если опираться на данные утверждения, можно сделать заключение, что только мужчина может быть руководителем организации, предприятия, коллектива, а женщина – исполнителем, опирающимся на «мужской дух». Однако за окном XXI век, но до сих пор, как мужчины, так и женщины владельцами управляющей функцией желают видеть мужчин, считая их созидателями, выстраивающими «устойчивые связи и отношения», способными вести за собой. Женщины как и в семье, предпочитают находиться «за» только не спиной мужа, а спиной руководителя – мужчины, берущего всю ответственность за ведения бизнеса на себя.

Следующая связка стереотипов «порядок – хаос». Следует отметить предпочтения мужчин и женщин о предоставлении управленческих позиций мужчинам, способным воздействовать на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Любопытно заметить, что исполнительскую работу, часто связанную с кропотливым разбором, составлением бумаг, поддержанием делового порядка в основном отводится женщинам, способным превращать «хаос в порядок». Однако современные исследователи женской и мужской психологии считают, что каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности.

Также необходимо отметить, что существует ряд гипотез объясняющих причины трудностей стоящих перед женщинами-управленцами. Первая из них базируется на том, что причины неуспеха женских карьер в области управления связаны с выработанными обществом поведенческих образцов, делающих акцент на эмоциональности, мягкости и главное зависимости, что противоречит базовому имиджу менеджера высокого уровня, основывающемуся на жесткости, индивидуальной независимости, то есть напрямую зависят от гендерных стереотипов существующих в обществе. Поэтому женщины сами чувствуют себя дискомфортно на соответствующих позициях и предпочитают вообще не стремиться к ним. Вторая гипотеза, базируется на утверждении, что причины кроются не в женщинах, а в организационных структурах, созданных мужчинами для реализации своих целей, в результате чего в них царит «гегемония патриархальной идеологии» [5].

Существующие модели отношений в трудовой деятельности, поддерживаемые гендерными стереотипами, напрямую связаны с таким феноменом, существующим в социальной реальности как гендерная сегрегация. Именно она способствует замыканию женщин в «трудовых гетто» – низкооплачиваемых профессиях и отраслях [6].

Отрицательным моментом является то, что «женские профессии» идентифицируются как нечто не слишком привлекательное, мало-квалифицированное, следовательно, хуже вознаграждаемое. Навешивание подобного ярлыка не лишено уничижительного смысла, и это имеет свои последствия, например, некоторые виды деятельности, трактуемые как «женские», а, следовательно, малооплачиваемые не рассматриваются мужчинами как возможные сферы применения своих сил и знаний. Гендерное неравенство в профессиональной сфере предстает как «естественное» различие, а не как социальная проблема [7]. Несомненно, ответ кроется в присутствующем до сих пор в обществе гендерном стереотипе: мужчина – кормилец семьи, женщина – хранительница семейного очага. В этом случае женщина сразу попадает в ситуацию, связанную с полным отсутствием собственно заработанных денежных средств, она напрямую зависит от мужчины, следовательно, не исключается возможность отсутствия реализации личных жизненных целей.

Таким образом, в современных обществах давно отпала социальная необходимость разделения труда по гендерному признаку. Человеческое общество изменилось технически и технологически, социально и юридически. Тем не менее, традиционные роли сохраняются: от женщин требуется и приветствуется концентрация в частной сфере, а от мужчин преуспевание в сфере общественной. Кроме того, женские профессии и женские рабочие места продолжают формироваться простым перенесением на социальный уровень традиционных женских занятий в рамках семьи. При этом также считается, что женское занятие не престижно, не так социально значимо и поэтому должно ниже оплачиваться по сравнению с мужской занятостью в профессиональной сфере. Гендерные стереотипы влияют на реализацию личных жизненных притязаний мужчин и женщин, а труд, экономическая свобода, собственность – это именно те составляющие, которые позволяют личности быть самостоятельной и способной воплощать свои жизненные цели.

[1] Штейнберг А.Г. Мужской характер женского менеджмента // Социс. – 2002. - №4 . – С. 77.

[2] Бутовская М. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства // Личность. Культура. Общество. – № 2-3. – С. 220.

[3] Бендас Т.В. Психология лидерства. – СПб.: Питер, 2009. – С. 157.

[4] Никифоров Г.С. Психология менеджмента. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007. – С. 327.

[5] Тартаковская И. Мужская работа, женская работа // Рубеж. – 2001. – № 16-17. – С. 87.

[6] Кравченко А., Тюрина И. Социология управления: фундаментальный курс. – М.:Академический Проект, 2005. – С. 628.

[7] Козина И.М. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда // Социологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 130.

i-osnovnie-polozheniya-osoko.html
i-osnovnie-socialno-ekonomicheskie-pokazateli.html
i-osnovnie-voprosi.html
i-ot-15-iyunya-2004-goda-n-280-sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-2004-n-25-st-2562-2005-n-15-st-1350-2006-n-18-st-2007-2008-n-25-st-2990.html
i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-10-statya-obshie-svedeniya-10-stranica-2.html
i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-4-statya-obshie-svedeniya-4-stranica-12.html
  • college.bystrickaya.ru/251-klassifikaciya-prirodoohrannih-meropriyatij-uchebnoe-posobie-nizhnij-novgorod-2002-udk-502504-bbk.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publikuetsya-po-izdaniyu-n-a-kornetov-a-v-ermakov-istoricheskie-tendencii-i-sovremennie-issledovaniya-neverbalnogo-povedeniya-depressivnih-rasstrojstv-soobsheni.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-politika-v-usloviyah-formirovaniya-modeli-konvergentnogo-regionalnogo-razvitiya-v-ukraine.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-kniga-sociologa.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-i-mirovozzrenie-e-v-popova-gou-vpo-rossijskij-gosudarstvennij-professionalno-pedagogicheskij-universitet.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-sergej-ermakov-nozh-vmesto-mikrofona.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurortnij-otel-nusa-lembongan-planiruete-li-vi-kurs-spa-procedur-ili-romanticheskoe-uedinenie-pri-oplate-kartoj.html
  • desk.bystrickaya.ru/oglavlenie-kafedra-slavyanskoj-filologii.html
  • spur.bystrickaya.ru/ln-sholpo-v-v-abojmov-upravlenie-sistemoj-medicinskogo-strahovaniya-razdelenie-funkcij-i-otvetstvennosti-razlichnih-urovnej.html
  • bystrickaya.ru/zakonodatelnie-osnovi-etoj-politiki-reguliruyut-investicionnuyu-deyatelnost-v-raznih-formah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-oshibki-rossijskogo-brendinga-koncepciya-regionalnogo-brendinga-nizhegorodskoj-oblasti-2009.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-fizkulturno-ozdorovitelnaya-deyatelnost-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-dlya-nachalnoj-shkoli-priroda-i-hudozhnik.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofiya-xx-veka-mareev-stranica-21.html
  • student.bystrickaya.ru/113-1-franciya-otdih-na-more-palomnicheskaya-sluzhba-radonezh-obrazovana-v-1989-godu-politicheskie-izmeneniya-v.html
  • spur.bystrickaya.ru/koefficient-eksport-praktiki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomicheskaya-istoriya.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-tulskoj-oblasti-yasnogorskij-tehnologicheskij-tehnikum-na-2008-2020-uchebnij-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rannie-vostochnie-perevodi-novogo-zaveta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-pensionnogo-obespecheniya-v-sisteme-socialnoj-zashiti-naseleniya-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo-dlya-studentov-3kursa-i-slushatelej-2-kursa-mezhdunarodno-pravovogo-fakulteta-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-odnoj-neobichnoj-logicheskoj-procedure-u-v-soloveva-russkaya-religioznaya-filosofiya-o-vechnosti-i-vremeni.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-prednaznacheno-dlya-zanyatij-v-gruppah-inostrannih-studentov-filologov-izuchayushih-nachalnij-kurs-psihologii-i-pedagogiki-vklyuchennij-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/gibridnie-konnekcionistskie-modeli-izvlecheniya-temporalnih-znanij.html
  • desk.bystrickaya.ru/popitki-primirit-dushurazum-s-prirodoj-kniga-n-smita-rekomendovana-slushatelyam-i-prepodavatelyam-fakultetov-psihologii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-i-ekologiya-razuma-vip-tyumen-1997-s-111-123.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antropologiya-negzder-masati-antropologiya-negzder-turali-tsnk-aliptastiru.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-25-fevralya-2009-g-n-59-ob-utverzhdenii-nomenklaturi-specialnostej-nauchnih-rabotnikov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/verovaniya-kultov-druidov-i-slavyan.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chastichnij-nedeterminirovannij-konechnij-avtomat-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obekti-i-predmeti-issledovaniya-geografii.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-programmi-professionalnoj-perepodgotovki-gosudarstvennih-sluzhashih-planiruemie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-s-timchenko-uvazhaemie-uchastniki-sezda-vrabote-sezda-pomimo-izbrannih-i-yavlyayushihsya-po-statusu-delegatami-sezda-prinimayut-uchastie-predstaviteli-luchshih-municipalnih-obrazovanij-rf-deputati-zakonodatelnih-so.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14-globalizaciya-i-gosudarstvennost-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-rol-nacionalnogo-gosudarstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/himicheskaya-promishlennost-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-dlya-slushatelej-cikla-pervichnoj-perepodgotovki-po-specialnosti-stomatologiya-ortopedicheskaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.