.RU

IX. Организация муниципального управления - Пояснительная записка к докладу главы администрации городского округа...


^ IX. Организация муниципального управления



В 2009 году Администрацией городского округа Саранск проводилась работа по обеспечению качественно иного уровня предоставления государственных и муниципальных услуг. Снизить временные и финансовые затраты людей в этой области призвана городская целевая программа "Электронный Саранск".

В феврале 2009 года образовано муниципальное учреждение "Многофункциональный центр", основными задачами которого являются организация доступности и качества государственных и муниципальных услуг, совершенствование механизма их получения, сокращение сроков и повышение комфортности их предоставления. На базе МФЦ в настоящее время предоставляется 47 муниципальных и 17 государственных услуг.

Большое значение в процессе предоставления услуг имеет наличие утвержденных административных регламентов, регулирующих порядок, условия, процедуру и сроки их предоставления пользователям.

В настоящее время утверждено более половины административных регламентов на предоставляемые муниципальные и государственные услуги. Данную задачу необходимо реализовать в полном объеме в 2010 году.

В рамках реализации программы "Электронный Саранск" на 2010 год поставлена задача внедрения в полном объеме электронного документооборота во все сферы деятельности Администрации, это позволит повысить эффективность и оптимизировать систему прохождения документов. Начато внедрение новых электронных программ:

- информационное обеспечение градостроительной деятельности на сумму около 4-х миллионов рублей;

- бюджетной информационной системы государственных и муниципальных заданий на сумму 1,5 миллиона рублей.

Стоимость реализации Программы "Электронный Саранск" значительная - но, эти средства в полной мере оправдают себя. Кроме оптимизации бюджетных расходов и модернизации управленческой структуры, в том числе органов местного самоуправления, Программа позволит, в первую очередь, облегчить рядовым горожанам процедуру получения государственных и муниципальных услуг.

Для реализации данных задач за счет средств, полученных в рамках программы реформирования муниципальных финансов, закуплена компьютерная техника и программное обеспечение для структурных подразделений на общую сумму свыше 8 миллионов рублей.

Для развития единого телекоммуникационного пространства городского округа Саранск в 2009 году завершено создание единой телефонной сети Администрации, объединяющей 8 административных зданий.

В рамках реализации Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в минувшем году было принято решение о модернизации устаревшей версии официального сайта городского округа Саранск.

В 2009 году поступило свыше 73 тысяч устных обращений граждан, из них около 70 тысяч - через Единую диспетчерскую службу (93,2%); 1600 - через Центральную диспетчерскую службу (2,1%), свыше 3 тысяч обращений по "Горячей линии" (4,5%), лично к Главе Администрации поступают обращения из специально установленных почтовых ящиков. В минувшем году заработала новая форма общения - Интернет-диалог с Главой Администрации, которую мы намерены развивать и далее.

Чаще всего жители городского округа Саранск обращаются за разъяснениями по вопросам жилищно-коммунального хозяйства: оплата за жилищно-коммунальные услуги, расчет электроэнергии за места общего пользования, теплоснабжение и водоснабжение жилья, капитальный и текущий ремонты жилищного фонда, замена сантехнического и газового оборудования, благоустройство, строительство и ремонт дорог и тротуаров. Таких обращений (письменных и устных) в 2009 году поступило около 79 тысяч или 41,5% от общего количества поступивших обращений.

По вышеуказанным вопросам обращения граждан рассматриваются не только специалистами Администрации городского округа Саранск, но и направляются на рассмотрение и принятие необходимых мер в федеральные и республиканские органы исполнительной власти в соответствии с их полномочиями. Так, в 2009 году в Государственную жилищную инспекцию было направлено 764 обращения, в Управление Роспотребнадзора - 129.

Наиболее волнующими граждан продолжают оставаться такие вопросы, как улучшение жилищных условий, получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Всего таких обращений в 2009 году поступило около 4,5 тысяч, что составило 40,7% от общего количества поступивших обращений.

В 2009 году отлажен механизм личного приема граждан должностными лицами Администрации. Теперь узнать о дате, месте и времени личного приема в течение всего года можно узнать из Постановления, опубликованного в средствах массовой информации и размещенного в Многофункциональном центре. В ходе личного приема должностными лицами было принято 586 человек, из них обратились:

- по жилищным вопросам 190 (32,4%);

- по вопросам жилищно-коммунального хозяйства 188 (32,8%);

- по вопросам оформления земельных участков 105 (17,9%);

- по вопросам согласования проектов 43 (7,3%);

- по вопросам оформления гаражей 20 (3,4%);

- по вопросам благоустройства 20 (3,4%).

По итогам обращения граждан на личном приеме осуществляется ежемесячный анализ за ходом исполнения обращений.

На особом контроле находится работа по рассмотрению заявок. По сравнению с 2008 годом на 52,2% увеличилось их поступление. Это связано с приведением в соответствие действующего законодательства (граждане стали больше обращаться по вопросам оформления в собственность (аренды) земельных участков, объектов недвижимости (гаражи, жилые дома и др.).

Важнейшими задачами в любом обществе является обеспечение общественного правопорядка, борьба с преступностью и коррупцией.

Итоги работы в 2009 году в этом направлении характеризуются снижением общего количества зарегистрированных преступлений - на 6,5% по сравнению с уровнем 2008 года. На 4,4% улучшилась результативность работы правоохранительных органов по раскрываемости преступлений. Отмечается уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий на 2,2%, в том числе на 42% - с гибелью людей. Огромная работа была проведена по борьбе с организованной преступностью.

В городском округе реализовывались мероприятия по профилактике совершения террористических актов, технической защищенности жилого сектора, улучшился режим охраны объектов с массовым скоплением людей, в том числе в результате установки и использования систем видеонаблюдения в рамках программы "Безопасный город".

В 2010 году исключительно важно последовательно исполнять мероприятия, определенные планом противодействия коррупции. И, прежде всего, в отраслях здравоохранения, образования, управления и расходования бюджетных средств.

^ Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления

По представленной информации Государственного учреждения «Научный центр социально экономического мониторинга Республики Мордовия», в 2009 году проводился анализ общественного мнения об эффективности оказания государственных услуг населению Республики Мордовия. Опрос проводился на основании пункта 4 параграфа 11 Указа Главы Республики Мордовия от 30 апреля 2009 года № 93 – УГ «Об утверждении порядка организации проведения социологических опросов для определения уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия».

Основным видом социологических опросов населения городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия является очное формализованное интервьюирование жителей Республики Мордовия по месту их проживания.

Выборка репрезентирует состав населения региона от 18 лет по полу, возрасту, месту проживания, уровню образования. В выборку включаются исключительно лица, постоянно проживающие в соответствующих муниципальных образованиях, в возрасте от 18 лет и старше. Погрешность измерения в отношении каждой услуги не должна превышать 5% в 95% случаев.

Общее число опрошенных более 8000 человек.

По результатам опроса удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) в 2009 году составила 43,5 % (от числа опрошенных), в том числе их информационной открытостью - 35,6 % (от числа опрошенных).

Государственным учреждением «Научный центр социально экономического мониторинга Республики Мордовия» в 2008 году составлен анализ общественного мнения об эффективности оказания государственных услуг населению Республики Мордовия, основанный на данных социологического опроса «Резервы гармонизации социальных отношений по общереспубликанской квотной выборке во всех районах и городах Мордовии». Выборка репрезентирует состав населения региона от 16 лет по полу, возрасту, месту проживания. Статистическая погрешность 4%.

По результатам опроса удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) в 2008 году составила 62,8 % (от числа опрошенных), в том числе их информационной открытостью - 52,9 % (от числа опрошенных).

Снижение показателя «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)» связано:

- во-первых, с различностью методик, применяемых в проведении социологических опросов в 2008 и 2009 годах, ввиду чего, нельзя выявить уровень улучшения или ухудшения ситуации в вопросе удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью;

- во-вторых, с раскрытием информации по вопросам формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, осуществленным в рамках реформы в системе жилищно-коммунального хозяйства, что вызвало повышение активности и соответственно требовательности граждан к принимаемым решениям органов местного самоуправления.

^ Создание нового типа муниципальных учреждений

В 2009 году проводилась работа по реструктуризации сети бюджетных учреждений, в том числе за счет перевода детских дошкольных учреждений в автономные учреждения в количестве 5, а также МУ «Городские парки», что позволяет эффективно управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшение качества предоставляемых услуг. В связи с этим, доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных (бюджетных и автономных) учреждений городского округа Саранск в 2009 году выросла к уровню 2007 года на 3,8%. В планируемом периоде на 2010-2012 годы будет продолжена практика по переводу муниципальных бюджетных учреждений в автономные учреждения, соответственно и увеличения доли муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений в городском округе Саранск в размере 3,9%.

Необходимо отметить, что в 2009 году доля кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений сокращена до нулевого значения к уровню 2008 года.

^ Развитие собственной доходной базы

Развитие собственной доходной базы бюджета по арендной плате за землю, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц городского округа Саранск осуществлялось за счет проведения инвентаризации земельных участков, находящихся в собственности по капитальным объектам строительства. Однако, доля собственных доходов бюджета городского округа Саранск (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета в 2009 году снижена относительно уровня 2007 года за счет уменьшения норматива отчислений по доходам от сдачи в аренду земельных участков, а также за счет увеличения объема поступлений межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, но увеличена к уровню 2008 года на 2,5% и составила 45,6%. В планируемом периоде увеличение доли собственных доходов произойдет до 69,3 % в 2010 году, 68,9 % в 2011 году, 70,1% в 2012 году не только за счет уменьшения объема межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, а также за счет увеличения доли поступления административных штрафов в бюджет по незаконно занятым земельным участкам, увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц за счет роста фонда оплаты труда предприятий и организации, расположенных на территории городского округа Саранск.

^ Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры

Опрос, проведенный по специальной методике ГУ «Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия» показал снижение количественного показателя. Жители городского округа, имея широкий выбор услуг, избирательны и более требовательны, сравнивая услуги коммерческих развлекательных центров досуга. Многие респонденты отметили низкую материально-техническую базу учреждений: сценические костюмы, звуковую и световую аппаратуру, оформление. На результатах опроса 2009 года сказалось и то, что в отчетном году начат капитальный ремонт – МУК «Дворец культуры городского округа Саранск», а МУК «Дом культуры «Заречье» располагается в неприспособленном здании.

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в общей стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности (на конец года)

В 2008 году процедура банкротства осуществлялась в 8 предприятиях. В 2009 году их численность сохранилось, а уменьшение показателя произошло за счет увеличения общей стоимости основных фондов организаций муниципальной формы собственности (приобретение имущества, приёмка недвижимого и движимого имущества из госсобственности РМ).

В 2010 году предусматривается снижение данного показателя в связи с предполагаемым завершением процедуры банкротства МП "Горремстрой".

В 2011 году планируется завершение процедуры банкротства по всем предприятиям-банкротам.


^ Осуществление трехлетнего бюджетного планирования в муниципальном образовании

Продолжена практика трехлетнего бюджетного планирования бюджета городского округа Саранск и в 2009 году, планируется продолжать подобную практику и в плановом периоде на 2010-2012 годы.

Исполнение расходной части бюджета в 2009 году составило 4263302,4 тыс.рублей или 98% от плановых назначений. По данному показателю наблюдается положительная динамика с тенденцией к увеличению к уровню 2007 года. Уменьшение доли межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в общем объеме расходов бюджета городского округа отражается и на снижении общего объема расходов бюджета в планируемом периоде 2010-2012 годов.

^ Бюджетные инвестиции в увеличение стоимости основных средств в учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта составили в текущем году 331728,2 тыс.руб. с тенденцией к увеличению относительно уровня 2007 года. Снижение данного показателя в планируемом периоде предполагается за счет уменьшения объема межбюджетных трансфертов.

^ В структуре общих расходов в 2009 году преобладают расходы социальной направленности - 58,6%. Данные расходы преобладают и в планируемом периоде 2010-2012 годов.

^ Расходы на оплату труда работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта составили в 2009 году 1056149,7 тыс.руб.

Объем расходов на здравоохранение в 2009 году увеличен относительно уровня 2007 года на 116483,6 тыс. руб. и составил 517669,8 тыс. руб., но уменьшен относительно уровня 2008 года за счет изменения доли финансирования муниципальных учреждений здравоохранения в части оказания услуг бесплатной медицинской помощи из бюджета городского округа Саранск и средств ФОМСА. В планируемом периоде объем расходов по данной отрасли также снижается по причине указанной выше.

^ Объем расходов на образование (общее и дошкольное) в 2009 году составил 1191482,6 тыс. руб. По данному показателю также наблюдается положительная динамика. В рамках целевой программы реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Саранск в 2009 году был произведен ремонт школьных столовых, приобретено кухонное оборудование, организовано горячее питание в школах городского округа с направлением финансовых средств на эти цели в сумме 122,5 млн. руб. По данному показателю в планируемом периоде на 2010-2012 годы также предполагается снижение общего объема за счет уменьшения доли межбюджетных трансфертов.

^ Объем расходов бюджета на физическую культуру и спорт в 2009 году снижен относительно уровня 2007 года за счет упразднения Футбольного клуба «Саранск» на 5291,3 тыс. руб. и составил 9461,0 тыс. руб.

^ Объем расходов бюджета на культуру в 2009 году снижен к уровню 2007 года за счет реструктуризации сети муниципальных бюджетных учреждений, в том числе путем объединения двух парков в одно юридическое лицо МАУК «Городские парки» на 5523,5 тыс. руб. и составил 63025,0 тыс. руб.

^ Объем расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2009 году увеличен относительно уровня 2007 года на 305471,6 тыс. руб. По данному направлению произведены расходы по установке приборов учета в многоквартирных домах на сумму 73,4 млн. руб., проведен капитальный ремонт жилфонда на сумму 460,7 млн. руб., на мероприятия по благоустройству территории городского округа направлено 548,9 млн. руб. В планируемом периоде на 2010-2012 годы уменьшение объема расходов по данной отрасли предполагается за счет снижения доли межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

^ Объем расходов бюджета на транспорт в 2009 году составил 54351,0 тыс. руб. Данный показатель снижен на 34889,5 тыс. руб. относительно уровня 2008 года за счет основной доли платежей по лизингу МП «Горэлектротранс», приходящаяся на 2008 год и увеличен относительно уровня 2007 года на 50628,5 тыс. руб. В 2010-2012 гг. планируется увеличения расходов по данной отрасли за счет платежей по лизингу МП «Горэлектротранс».

^ Объем расходов бюджета городского округа Саранск на дорожное хозяйство в 2009 году составил 74450,4 тыс. руб. На 2010-2012 годы планируется увеличить расходы бюджета по данной отрасли за счет увеличения доли межбюджетных трансфертов на развитие улично-дорожной сети.

По расходам бюджета городского округа Саранск на содержание работников органов местного самоуправления наблюдается положительная динамика как в 2009 году, так и в планируемом периоде 2010-2012 гг. Расходы бюджета на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования составили в 2009 году 0,42 тыс. руб.

^ Проводимые мероприятия по повышению эффективности расходов бюджета

Для выстраивания управленческой деятельности, мотивированной на конечный результат, на высочайшую эффективность каждого вложенного бюджетного рубля Администрацией городского округа Саранск предприняты следующие меры:

- структура Администрации, уставы муниципальных учреждений, выполняющих функции управления, таких как "Градостроительство", "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", "Агентство по приватизации жилищного фонда", "Городская недвижимость", приведены в соответствие с законодательством по решению вопросов местного значения и выполнением отдельных полномочий органом местного самоуправления.

В целях оптимизации бюджетных расходов в 2009 году было принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2008 г. № 2321 «О мерах по реализации решения Совета депутатов городского округа Саранск «О бюджете городского округа Саранск на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». Данным постановлением устанавливалось, что доведение до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (за исключением расходов, подлежащих оплате за счет межбюджетных трансфертов) осуществляется только по первоочередным расходам, связанным с выплатой заработной платы и начислений на нее, социальным обеспечением населения, лекарственным обеспечением, закупкой продуктов питания, оплатой коммунальных услуг, оплатой работ по договорам, заключенным до 01.01.2009 г., безвозмездными перечислениями организациям, обслуживанием муниципального долга и иным расходам, необходимым для обеспечения жизнедеятельности городского округа Саранск. Устанавливалось, что органы местного самоуправления городского округа Саранск не вправе принимать решения, приводящие к увеличению в 2009 году численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений городского округа Саранск.

В соответствии с вышеуказанным постановлением до 20 января 2009 года рассчитаны и утверждены соответствующими постановлениями Главы Администрации городского округа Саранск нормативы финансовых затрат на единицу оказываемых муниципальных услуг, доведены муниципальные задания до подведомственных бюджетных учреждений.

В результате проведенных организационно-штатных мероприятий на 135 единиц уменьшена штатная численность Администрации. Таким образом, произошло сокращение расходов на содержание органов местного самоуправления на 17,3% по сравнению с 2008 годом.

Сформированы новые подходы к оплате труда, изменен перечень и значимость показателей, влияющих на размер стимулирующих выплат. Заработная плата подразделяется на две части: гарантированный фонд оплаты труда, отражающий текущие результаты труда, и фонд стимулирования, максимально соответствующий показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В целях стимулирования эффективности работы структурных подразделений Администрации городского округа Саранск утверждены показатели оценки деятельности в зависимости:

- от выполнения закрепленных за ними доходных источников бюджета городского округа Саранск;

- выполнения функций в соответствии с возложенными полномочиями.

Для каждого муниципального служащего, конкретной должности Администрации городского округа Саранск утверждены индивидуальные показатели работы, оценка которых зависит от личного трудового вклада муниципального служащего в общие результаты работы и качества труда.

Новые подходы к оплате труда муниципальных служащих необходимо тесно увязать с их пенсионным обеспечением. Размер муниципальной доплаты должен максимально учитывать заслуги каждого работника и его личный вклад в развитие общего дела.

С 1 января 2009 года введена новая система оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа Саранск, которая позволила отказаться от единой тарифной сетки и установить систему оплаты труда за конечный результат.

В связи с этим утверждены размеры базовых окладов по профессионально-квалификационным группам по видам экономической деятельности, установлено предельное кратное отношение заработной платы руководителей муниципальных учреждений к средней заработной плате работников, относящихся к основному персоналу, утверждены Положения по оплате труда работников муниципальных учреждений.

Кроме этого, в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 31 июля 2007 г. № 403 «Об утверждении Порядка компенсации затрат на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим должности муниципальной службы в городском округе Саранск» внесены изменения 26.02.2009 в части отмены денежной компенсации затрат на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление муниципальным служащим, не реализовавшим право на приобретение путевки.

Проводилась работа по реструктуризации сети бюджетных учреждений, в том числе за счет перевода детских дошкольных учреждений в автономные учреждения в количестве 5 единиц, а также объединения двух парков в одно юридическое лицо МУ «Городские парки». А также за счет объединения трех муниципальных учреждений здравоохранения в одно и создания МУЗ «Поликлиника № 15», объединения двух МУДОД в одно и создания МУДОД «Детская школа искусств № 1» и присоединения МУЗ «Городская поликлиника № 3» к МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи».

Качественно новый подход в минувшем году был определен к системе контроля за эффективностью использования бюджетных средств.

С 1 января 2009 года налажена работа по осуществлению санкционирования оплаты денежных обязательств через отделения федерального казначейства по городу Саранску после проверки наличия документов, предусмотренных установленным порядком.

С 1 января 2009 года все средства, полученные муниципальными бюджетными учреждениями городского округа Саранск от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых ими в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются в соответствии с генеральными разрешениями.

В городском округе Саранск с использованием программного продукта БИС-ГМЗ разработки компании «Р.О.С.Т.У.» сформированы муниципальные задания на 2010 год для всех муниципальных учреждений городского округа. Формирование муниципальных заданий осуществлялось сотрудниками главных распорядителей бюджетных средств на основе электронного реестра муниципальных услуг, утвержденных перечней показателей качества по каждой из услуг и с использованием единой унифицированной формы муниципального задания программного продукта БИС-ГМЗ.

В апреле 2010 года внедрен модуль, обеспечивающий сбор и анализ данных о выполнении муниципальных заданий, после чего проект по внедрению системы БИС-ГМЗ в городском округе Саранск завершен.

Формирование муниципального задания на 2010 год осуществлялось в соответствии с Реестром муниципальных услуг городского округа Саранск, утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29.06.2007 № 1250 (с изм. от 23.12.2009)., оказывающимися муниципальными учреждениями городского округа Саранск.

Порядок формирования муниципального задания определен постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 27.11.2008 г. № 1968 «Об утверждении Положения о порядке формирования, размещения и контроля за исполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг».

Кроме этого, планируется в 2010 году разработать и утвердить ведомственную целевую программу «Повышение эффективности управления бюджетными средствами в 2011-2013 годах».


gosudarstvennie-kratkosrochnie-beskuponnie-obligacii-gko-uchebnoe-posobie-po-discipline.html
gosudarstvennie-normativi-v-oblasti-arhitekturi-gradostroitelstva-i-stroitelstva-stroitelnie-normi-i-pravila-stranica-10.html
gosudarstvennie-normativi-v-oblasti-arhitekturi-gradostroitelstva-i-stroitelstva-stroitelnie-normi-i-pravila-stranica-8.html
gosudarstvennie-obrazovatelnie-standarti-garant-polnocennogo-obrazovaniya.html
gosudarstvennie-organi-upravleniya-v-usloviyah-programmi-professionalnoj-perepodgotovki-gosudarstvennih-sluzhashih.html
gosudarstvennie-programmi-razvitiya-i-podderzhki-regiona-investicionnie-proekti-krupnogo-rossijskogo-biznesa-reshenie-ostrih-problem-regiona.html
  • shkola.bystrickaya.ru/navodneniya-v-sankt-peterburge.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-xvii-buntashnij-vek-1-kakie-boyarskie-klani-nachali-borbu-za-vlast-srazu-zhe-posle-smerti-fedora-ioannovicha.html
  • student.bystrickaya.ru/017-10-vedomosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/odnazhdi-sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-08-00-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/mirovoj-vzroslij-kulak-kniga-dlya-dushevnogo-chteniya-i-razgovora.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otravlenie-surrogatami-etilovogo-spirta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtor-nazvanie-izd-vo-god-izdaniya-stranica-11.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-2001-nesmrtelnost-yo-milan-kundera-1990-perevod-s-cheshskogo-nini-shulginoj-oformlenie-vadima-pozhidaeva-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ustanovka-socialnaya-socialno-psihologicheskaya-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • institut.bystrickaya.ru/sut-nindzyucu-tradicii-devyati-shkol-stranica-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stroitelnaya-mehanika-chast-1.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-vnehramovaya-propoved-nekotorie-zamechaniya-charlz-sperdzhen-lekcii-moim-studentam-perevod-s-anglijskogo.html
  • student.bystrickaya.ru/36-ozhidaemij-rezultat-osnovnie-indikatori-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rol-abaya-v-razvitii-kulturi-kazahskogo-naroda.html
  • report.bystrickaya.ru/k-a-gelvecij-hrestomatiya-po-filosofii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-5-fajl-i-fajlovaya-sistema-fajl.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realnostyami-moskva-yauza-stranica-25.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-manipulyaciya-soznaniem-i-obshestvennie-instituti-s-g-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-svojstva-zhivogo-veshestva-ego-funkcii-i-raspredelenie-v-biosfere.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskoe-izuchenie-i-analiz-posevnih-ploshadej-urozhaj-i-urozhajnost-zernovih-i-zernobobovih-kultur.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-administrativnoe-pravo-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-25-12-prilozheniya-26.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-dred-i-drugie-pouchitelnie-opiti-kniga-zhizn-prodolzhaetsya-8-chast-pervaya-priklyucheniya-priyatnie-i-ne-ochen-8.html
  • control.bystrickaya.ru/drugoe-tv-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-valrasa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-minskogo-gorodskogo-ispolnitelnogo-komiteta-ot-27-iyulya-2000-goda-854-egr-100028969-stranica-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kadrovij-potencial-v-svete-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-i-rajona-chast-6.html
  • report.bystrickaya.ru/kiselev-ya-s-rech-v-zashitu-berdnikova-iskusstvo-sudebnoj-rechi-zhuk.html
  • college.bystrickaya.ru/221evolyuciya-vichislenij-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-mashkin-m-n-informacionnie-tehnologii-uchebnoe-posobie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5prognosticheskij-modul-programma-razvitiya-mou-nachalnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-18.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-probnogo-testirovaniya-obuchayushihsya-9-klassov-po-predmetam-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-novoj-forme-stranica-29.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novij-zavet-stranica-25.html
  • student.bystrickaya.ru/17-obshie-trebovaniya-predyavlyaemie-k-oborudovaniyu-elektronnij-konspekt-lekcij-po-discipline-raschet-i-proektirovanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-razrabotka-metodov-polucheniya-himicheskih-veshestv-isozdanie-novih-materialov-akademii-nauk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.