.RU

Издательство - страница 18


547

заключенная в скорлупу его мучений, звучала непрес­танно, как слышится шум моря в раковине, лежащей на столе. И когда он говорил о гибели своей скрипки, об утрате музыки, можно было приложить ухо к любому предмету в его комнате, к стенам, к коврам, к подушкам и ясно различить звуки музыки, которую его мать все-та­ки не смогла убить в его сердце.

Каждый раз, когда он задумывал новые метаморфозы, принимал другое обличье, отправлялся в новый вояж, это было не ради удовольствия и не любознательность гнала его в путь — то было итогом мучительного зрелища безмолвных струн его распятой скрипки. И он спешил с места на место и возвращался, нагруженный новыми и новыми вещами, искупительными жертвами скрипке. Всю вселенную собрал он в своей комнате: серебряные ложки с Афонской горы, сделанные наподобие церковных потиров и украшенные эмалью, гриб, по форме напо­минающий подставку для святой воды, только наполнен он был ядом; эротические открытки из Китая, мощи из пещер на Канарских островах, пивные кружки из Мюн­хена и четки из Лурда, высушенную мяту из Индии, бутылки с водой из Черного моря, птичий скелет с Таити — все это напоминало награбленные сокровища пещеры Али-Бабы.

Надо было застать его в момент отъезда, когда ста­новилось ясно, что в путь его гонит душевная рана: спеш­ка, тревога во взгляде говорили о том, как тоскуют его замолкнувшие руки по смычку и струнам, что смычок вонзился ему в душу, словно заноза в кожу.

Пока он не начинал говорить, его можно было при­нять за ласковое животное, чувствительное, кроткое; пока он молчал, его болезнь была нераспознаваема. Он казался беззащитным, готовым уплыть неведомо куда — кораб­лем, сорванным с якоря.

И только тогда, когда он начинал говорить, стано­вилось понятно, какими цепями опутала его эта одер­жимость. Каждый шаг был труден и сопровождался му­чительным вздохом. И лишь немного спустя он успо­каивался.

548

Конечно, он надеялся, что нечто замечательное все-таки случится в его жизни. Но прежде он должен был схватить это чудо своими крестьянскими лапами, руками человека, желающего для пущей уверенности во­очию ощутить то, что ему привиделось. Все, что проис­ходило с ним, следовало разъять на части, подвергнуть анализу, истолковать. Словно он чувствовал во всем, что предлагалось ему, некую дьявольскую подмену, будто он знал, что желанное вовсе не заключено в тех сокровищах, которыми он может овладеть.

Всеми своими метаниями с места на место, внезап­ными побегами, выцеживанием самой сути, поисками оживших легенд (каждую женщину он превращал в ми­раж) он так и не достиг свободы, не утолил свою яро­стную страсть — ему досталось только страдание, глубо­чайшая мука. Создавая вокруг себя атмосферу мечты, снов, он разными фокусами превращал все в мираж, а потом сетовал, что ему недостает тепла и человечности. Чем дальше он убегал от всего уродливого, грязного, животного, от болезней, на которые он старался не об­ращать внимания, от нищеты, которой он пренебрегал, от всего телесного, что он презирал, от человеческих привязанностей, которым он не хотел хранить верность, от помощи и покровительства, которые он считал ниже своего достоинства, — тем сильнее было его страдание.

Фантазия не давала ему удовлетворения.

Он был одинок.

И вот он полюбил Незнакомку — женщину, утонув­шую когда-то в Сене. Она была настолько красива, что в морге поспешили снять с нее гипсовую маску. И эта маска его поразила. Этой женщиной он восхищался без­мерно, и ее очарование не могло разрушиться, как это случалось с другими женщинами. Ее безмолвие позволяло его любви говорить в полный голос. Только смерть может довести любовь до такого абсолюта. Один из любовников должен быть мертв, чтобы любовь была бесконечной, цвела чудесным недостижимым цветком. Только в смерти не грозят измены и утраты. Вот так любовь Жана к Не­знакомке, утонувшей в Сене, не знала границ. У этой

549

деспотической духовной любви не могло быть соперни­ков.

Мы с ним замыкались в мире его фантазий среди предметов, отобранных им во всех уголках мира. И сна­чала мое чувство удовлетворения, обволакивающее, рас­слабляющее, растворяющее меня, было подобно действию наркотика. Жан говорил, и одновременно слышались уда­ры китайского гонга, вызывая в памяти пустыни Тибета и религиозные церемонии тамошних лам. По крышке пианино плыла маленькая лодка, и четыре деревянные фигурки в ней четко прорисовывались в свете лампы. На стенах торчали оленьи рога, несущие на себе словно пронзенные клинком эротические книжонки. Два охот­ничьих ножа были скрещены над нашими головами. Не­ведомые подводные растения расцветали в самых неожи­данных местах. На зеркалах распластались приклеенные морские звезды, а скелетики листьев прилипли к окну. Стекла в нем были раскрашены так, что увидеть сквозь них внешний мир было невозможно, и взгляд поневоле снова возвращался к созерцанию интерьера, погружался вглубь.

— Когда я приехал в Лапландию, — говорил Жан, поглаживая черенок пустой опиумной трубки, — то уви­дел, что это — страна молчания. Люди собирались вместе, садились в кружок, курили, улыбались и делали все это молча. Они не разговаривали. У северного оленя нет го­лоса, чтобы он мог пожаловаться или закричать. Я всюду пытался разгадать секрет общения лапландцев друг с дру­гом, тайну их речи. И понял: за них говорят деревья. У растущих там деревьев вывернутые, как после пыток, сус­тавы, тощие ножонки и лица тотемных столбов. Деревья и говорят, и жалуются, и вздыхают, и умоляюще вски­дывают руки, обращаясь к этому молчанию.

Аромат духов и эссенций плыл по комнате. Мы сидели перед огнем на крошечных детских стульчиках, приве­зенных из Греции. По-прежнему поглаживая трубку, Жан сказал:

— Как ты думаешь, найдем ли мы когда-нибудь в любви двойника?

550

— Встретить двойника, того, кто на тебя похож во всем, — сказала я, — это проклятие для любви. Любовь рождается из различий, противоречий, отчужденности, из борьбы, преодолевающей эту отчужденность. А если оба превыше всего ставят мечту, грезы, очень скоро они оба пропадут. Один из них должен стоять на земле и удер­живать другого. Это трудно, но именно эта боль и есть то, чем наша любовь должна быть для других.

— Ты знаешь, как я живу: меня уносят разные потоки, то один, то другой. Иногда я боюсь, что меня вынесет в никуда. Но когда я люблю по-настоящему — сколько в этом тревоги, сколько сомнений! Но сомнения не от любви, сомнения твои — от реальности жизни. Ты жи­вешь миражами и стремишься к перевоплощению через свою любовь. Но твоя способность к метаморфозам может унести тебя так далеко, что в итоге ты найдешь в любви и тепло, и уверенность в своем собственном существо­вании. Ты слишком легко плаваешь, ты слишком легко обрываешь нити. А когда ты хотя бы на минуту попадаешь в зависимость от своей любви, это тебя мучит. Но ког­да-нибудь тебе придется примириться с телесным, с ре­альностью, с тем, что ты — существо зависимое. Тебе придется войти в тюрьму, которая называется «жизнь человека», и смириться со страданиями.

При слове «страдания» к нему вернулся его образ готового вот-вот взлететь и отбыть в далекие края пу­тешественника. Глаза его замерли где-то на Северном полюсе. Потом он перевел взгляд и остановил его на мне, понимая, что от меня не приходится ждать никакого удара.

— Ты не можешь обрисовать меня как следует, — сказал он, — потому что ты сама как радуга, цвета твои живут недолго. Ты и появляешься только в подходящей для тебя атмосфере. И такая легкая идешь по водам, и другие видят, как ты идешь, и хотят за тобой следом, но пойдут и утонут. А еще ты — зеркало, и в этом зеркале люди видят себя настоящими, высвободившими свое «я». Возьми меня — я и сам чувствую себя свободным, когда гляжу на тебя. Ты великолепное, без всяких трещин,

зеркало, в котором можно увидеть свою собственную сущ­ность. Будущее естество. Но вот не слишком ли поздно я найду себя? Ты знаешь, мне кажется, что все другие люди сшиты как-то нормально, свободным кроем, так, что между стежками достаточно пространства и можно дышать. А меня всего запеленали туго-натуго, и я уже задыхаюсь.

— Но здесь легко дышится.

— Да, потому что, когда бродишь по закоулкам мечты, невозможно увидеть человеческие печали.

Жан стоял теперь перед раскрашенным окном, кото­рое при этом еще и нельзя было открыть на улицу.

— Это — тюремное окно, а я — заключенный, — ска­зал он. — Так и буду стоять перед решеткой, возле этого вечного окна, из которого нельзя выглянуть, и рваться отсюда в воображаемую страну, где полно света, где нет никаких стен и границ ее не видать. И ты — заключенная, только другого сорта. Ты — за решеткой своей любви и сострадания. А когда двери откроются и ты окажешься на пороге свободы, к тебе придет злосчастная мысль ог­лянуться назад, и там ты увидишь кого-то, кто не получил свободы, и повернешь назад, и прикуешь себя к тем, перед кем двери на свободу не открываются. Ты — доб­ровольная арестантка, не желающая выйти из тюрьмы в одиночку. Ты будешь всегда готовить побег для дру­гих. И так пройдет время.

— Но ведь, Жан, зато у нас есть мечта, а это лучшее лекарство для узников...


ДНЕВНИК 1931-1934 гг. РАССКАЗЫ

Редактор И. Д. Шалаева Технический редактор Я. В. Сидорова Корректор Г. Н. Страхова

ООО «Агентство «КРПА «Олимп» Изд. лиц. ЛР № 070190 от 25.10.96. 121151, Москва, а/я 92 E-mail: olimpus@dol.ru

ООО «Издательство Астрtль» Изд. лиц. ЛР № 066647 от 01.06.99 143900, Московская обл., г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 81

ООО «Издательство АСТ». Изд. лиц. ИД № 02694 от 30.08.2000 674460, Читинская обл., Агинский р-н, п. Агинское, ул. Базара Ринчино, д. 84 www.ast.ru E-m;iiI:aslpub@ahani

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Рыбинский Дом печати» 152901, г. Рыбинск, ул. Чкалова, 8.





i-chto-takoe-manipulyaciya-soznaniem.html
i-curriculum-vitae-b-ya-pukshanskij-recenzenti-dokt-filos-nauk-prof.html
i-d-amusin-kumranskaya-obshina-stranica-4.html
i-d-amusin-kumranskaya-obshina-stranica-9.html
i-d-amusin-nahodki-u-mertvogo-morya-stranica-5.html
i-d-amusin-nahodki-u-mertvogo-morya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/primenenie-podemno-transportnih-mashin-dlya-kompleksnoj-mehanizacii-proizvodstva.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-chislennosti-rabochih-lokomotivnih-brigad-planirovanie-na-predpriyatii-dlya-studentov-vi-kursa-specialnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-kaliningradskij-csm.html
  • education.bystrickaya.ru/3-fyuchersnij-rinok-praktikum-rekomendovano-k-izdaniyu-redakcionnim-izdatelskim-sovetom-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-onormirovochnoj-praktike-na-aozt-tehnotkani-s-09-iyunya-1997-g-po-31-iyunya-1997-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ix-ohrana-obektov-kulturnogo-naslediya-mestnie-normativi-gradostroitelnogo-proektirovaniya-municipalnogo.html
  • student.bystrickaya.ru/13-ponyatie-noosfera-i-ego-specifika-izdatelstvo-politicheskoj-literaturi-edinstvo-moskva-2003.html
  • control.bystrickaya.ru/biologicheskoe-i-frejdistskoe-bessoznatelnoe-n-yu-alekseenko-pod-redakciej-d-ra-biol-nauk.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tambovskij-kraj-v-pervoj-russkoj-revolyucii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-konceptualnom-podhode-kafedri-k-teoreticheskoj-kategorii-ekonomicheskaya-bezopasnost.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-razrabotka-i-opisanie-sistem-bezopasnosti-pred.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-voinskij-pravoporyadok-n-i-faleev-celi-voennogo-nakazanii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kruglogo-stola-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrshenie-na-predsedatelya-na-upravitelniya-svet-na-mkb-yunionbank.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-ekonomika.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zalog-vzimaetsya-i-vozvrashaetsya-predstavitelem-generalnogo-zastrojshika-spisok-uslug-dlya-uchastnika-vistavki.html
  • control.bystrickaya.ru/bessonov-la-teoreticheskie-osnovi-elektrotehniki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/veliko-znachenie-nasekomih-zemnoj-shar-naselyayut-po-raznim-dannim-ot-1-do-10-millionov-vidov-nasekomih-15-20-iz-nih-yavno-polezni-bolshaya-chast-ne-prinosya-nep.html
  • turn.bystrickaya.ru/opiratsya-na-kartinu-mira-togo-kto-neozhidanno-ustroil-vam-lovushku-imeet-.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-obshaya-i-neorganicheskaya-himiya-specialnost-280202-65-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-posobie-po-napisaniyu-oformleniyu-i-zashite-dlya-studentov-specialnosti-1-25-01-08-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-realizacii-strategii-regionalnogo-razvitiya-avtonomnoj-respubliki-krim.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-dlya-studentov-napravleniya-550200-avtomatizaciya-i-upravlenie-specialnosti-210500.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-25-avgusta-2010-g-n-558-ob-utverzhdenii-perechnya-tipovih-upravlencheskih-arhivnih-dokumentov-obrazuyushihsya-v-processe-deyatelnosti-gosudarstvennih-organov-organov-stranica-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-obshestvo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-temi-uchitelej-pereklikayutsya-s-temoj-kafedri-chto-dalo-sleduyushie-rezultati.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-62-organizaciya-tovarodvizheniya-i-servisa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya.html
  • control.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-psihologicheskih-nauk-stranica-16.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-obuchaemih-po-uchebnomu-kursu-konkursnaya-dokumentaciya-dlya-provedeniya-otkritogo-konkursa.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-administrativnih-procedurah-osushestvlyaemih-gosudarstvennimi-organami-i-inimi-organizaciyami-po-zayavleniyam-grazhdan-stranica-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-foruma-interra11-po-napravleniyu-nauka.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vistavki-v-stranah-severnoj-i-yuzhnoj-ameriki.html
  • student.bystrickaya.ru/314-podderzhka-xml-unificirovannie-trebovaniya-rasshirennie-k-elektronnim-uchebnim-modulyam-otkritih-obrazovatelnih.html
  • institut.bystrickaya.ru/strukturnie-komponenti-obshestv-izdanie-prednaznacheno-dlya-studentov-aspirantov-prepodavatelej-uchenih-specializiruyushihsya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/geologicheskaya-istoriya-razvitiya-avstralii-bolshoj-vodorazdelnij-hrebet-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.