.RU

К Не-К - Ф. А. Селиванов поиск ошибочного и правильного



К

Не-К

 

M

N

+

0

-

Спуск

Ровная дорога

Подъем

Любовь

Равнодушие

Ненависть

Добродетель

Невинность

Порок

Здоровье

Предболезнь, выздоровление

Болезнь

Тяжелое

Средней тяжести

Легкое

Жизнь

Анабиоз

Смерть

 

Но продолжим наши рассуждения. В здоровье и болезни тоже можно выделить подобные состояния. Здоровье бывает очень хорошим (отменным) и неотменным, отменным и "так себе", отменным и средним. Болезнь также делится на тяжелую и легкую (контрарность), тяжелую и средней тяжести (контрмедиальность), тяжелую и нетяжелую (контрадикторность). 

Теперь сведем все воедино.

 

Здоровье

Предболезнь

Болезнь

отменное

среднее

"так себе"

выздоровление

легкая

средней тяжести

тяжелая

 

Еще Р. Вирхов писал: "Действительная болезнь - это процесс, следовательно, ряд состояний, исходящих одно из другого" [Вирхов, Р. О целительных силах организма / Вирхов Р. - СПб., 1986. - С.27].

Может показаться, что выделение всех этих градаций носит не­сколько искусственный характер. Нет и нет. Современная медицина не удовлетворяется унылым выделением здоровья и болезни. Медицина проникла в такие переходные состояния, о которых и не подозревали прежде врачи. Если болезни предшествует ее становление, то это становление легче прекратить, чем лечить болезнь в зрелой форме. Не всякая предболезнь переходит в болезнь, здесь нет неизбежного. Значит:

- заболеваешь - не жди болезни, начинай лечиться;

- предотвращение болезней - это в значительной мере есть забота о здоровье.

Все сказанное о здоровье и болезни не означает, что они совершенно отделены друг от друга. Среди людей можно, разумеется, выделять здоровых и больных. Но это можно сделать лишь по преобладанию того или другого: в больницах лежат больные, на стройках работают здоровые. Но правомерно рассуждать о здоровье больного и о болезни здорового. Это значит, что болезнь и здоровье не существуют друг без друга, хотя здоровье исключает болезнь, болезнь - здоровье. Все дело в соотношении их: от предельно здорового до безнадежно больного. Болезнь зарождается и развивается в здоровом организме, ослабляя организм. Укрепление здоровья означает ослабление и вытеснение болезненных процессов. В организме всегда есть очаги патологического процесса (например, инфицирование, дисбактериоз, аутосенсибилизация). То, что существует в возможности, может стать действительностью при неблагоприятных обстоятельствах. В любом организме "сидит" эта возможность и ждет своего часа. Не дать этой возможности стать действительностью - это и есть забота об укреплении здоровья.

^ Абсолютность и относительность болезни и здоровья

Мальчик был напуган рассердившимся быком и у него появился тремор рук, ему стало трудно писать. Болен ли он?. Здоровы ли заикающийся и импотент?

Здоровье, выздоровление, болезнь, предболезнь - это качества человека (вообще-то живого организма). А качества создаются отношениями вещей (в философии вещью называют любую совокупность качеств, существующую более или менее автономно) и проявляются в отношениях. Рассмотрим это сначала на простых примерах. Женщина становится матерью, когда родит ребенка. Нет просто мужа, есть муж какой-то женщины. Врач потому врач, что лечит людей или животных. Студент-медик является им только потому, что учится в медицинском вузе.

Здоровье мы отличаем только потому, что существует болезнь (живое тоже существует в противостоянии с неживым). Здоровье как психическое и телесное благополучие существует в отношении к полноте жизни, потребностям в мере личного и общественного. Если состояние личности благополучно, содействует жизни, осуществлению нормальных потребностей и развитию их, то налицо здоровье. Но говорить вообще о здоровье нет смысла, здоровье всегда есть здоровье в чем-то. Так, мужчина как мужчина здоров, если может сексуально удовлетворить подходящую ему женщину и оплодотворить ее. Женщина как мать здорова, если может вскармливать своим молоком младенца.

Здоровье есть всегда абсолютное здоровье. Если оно есть в чем-то (в каком-то отношении), то он есть безусловно, безотносительно к тому, что существует в других отношениях. Сексуально здоровый может быть безногим или слабоумным, но он здоров в половой жизни. И это его здоровье не зависит от других отношений. Абсолютное - то, что существуя в определенном отношении, существует в нем только оно, и это не обусловлено тем, что существует в других отношениях. Если лекарство помогло больному в критическую минуту, то оно благо и только, абсолютно благо, хотя и может причинить вред, скажем, печени. Но в этом и относительность блага.

Относительность находится в зависимости от отношения: то, что существует в определенном отношении, обязательно не существует в других отношениях, там существует иное, другое. Все познается в сравнении, в сопоставлении с чем-то. Ампутация ноги может спасти жизнь человеку, но одноногий несчастлив. Здоровье всегда находится в единстве с нездоровьем.

Болезнь также абсолютна и относительна. Пианистка, которая порезала палец, больна, поскольку не может принять участие в концерте, но она здорова в других отношениях и может заняться другими видами деятельности. То же можно сказать о мальчике с тремором, заике и импотенте. Заболевший не есть больной во всех отношениях. Даже при раке остается многое здоровым, что порождает надежду на выздоровление. Популярная на Западе Луиза Хей, автор книги "Исцели свое тело" и еще двух десятков книг, заболела раком. Надежды на исцеление практически не было. Но Луиза Хей не собиралась сдаваться: "Мне представлялась уникальная возможность - проверить на практике собственные принципы". После долгой "духовной чистки", избавления от груза обид и эмоционального хлама произошло чудо - рак отступил.

Любая болезнь несовершенна, особенно на ранних стадиях. Рак надежно излечивается именно на стадии ранней диагностики. Но он стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний среди всех причин смертности в мире. Профилактика рака и других тяжелых заболеваний - первоочередная задача общества. М.И. Давыдов, директор НИИ клинической онкологии ОНЦ РАМН в 1997 г. привел следующие данные. В отделение грудной хирургии поступает 70-75% больных раком легких с запущенной формой. Из них только половину удается вылечить. При лечении на ранних стадиях заболевания отмечается 60-70% случаев выздоровления. А вот при третьей стадии - всего около 25%.

Особенно остро стоит вопрос об относительности и абсолютности психических нарушений. Замечено, что в инфекционных стационарах, в кожно-венерологических и противотуберкулезных диспансерах, в шумных цехах комбинатов и т.д. выявляются различные психические отклонения вплоть до психозов [Приленский, Ю.Ф. Предболезнь и болезнь в психиатрии / Приленский Ю.Ф., Селиванов Ф.А., Приленский Б.Ю. // Клинические и организационные аспекты начальных проявлений нервно-психических заболеваний: Сборник. - Барнаул, 1987]. И вот чем их считать - болезнями или предболезнями? Ясно, что все зависит от отношения. Есть нарушения, которые могут рассматриваться как противопоказания, например, при приеме на работу космонавтом, диспетчером в аэропорту, оператором на военном объекте. Но эти же нарушения не являются препятствием в других случаях - работе дворником, вахтером и т.д.

Принцип мыслить все в отношении - принцип современного научного мышления. От умения мыслить в соответствии с ним зависит и постановка диагноза и лечение больного. "Сильные" диагнозы, безотносительные утверждения могут породить страх, панику и ятрогенные заболевания, вызванные неосторожным словом врача. В медицинских кругах известен такой случай. Больная, страдающая компенсированным пороком сердечного клапана, лечилась у одного известного клинициста. Однажды она пришла к нему с жалобами на боль в сердце. Врач осмотрел, прослушал сердце и заявил:

- Вы можете не беспокоиться о своем сердце: если умрем, то умрем вместе.

Надо же так случиться: назавтра врач скоропостижно скончался. Больная пришла в крайнее волнение, положение ее резко ухудшилось. Будучи легко внушаемой, больная восприняла слова врача как приказ: она последовала за ним, умерев утром.

Все медицинские рекомендации, истины и заблуждения являются абсолютным и относительным. Еще Парацельс говорил: "Все есть яд, и все есть лекарство; тем и другим делает лишь доза".

Сейчас в огромном количестве распространилась литература с советами: не ешьте это, не лечитесь так-то... Советуют не есть сахар, не употреблять почти соли, не пить молоко, не есть мучного, есть только натуральные продукты и не есть консервированные и т.д. Если слушаться советов "знатоков", то со временем перестанешь все есть: все вредно. Люди замечают вред чего-либо в определенных условиях и начинают кричать, что оно вредно и только вредно. Но если уж на то пошло, нет ничего только вредного, либо только полезного. Вред может возникнуть от любой пищи при двух обстоятельствах:

- если ее употребляют много, чрезмерно;

- если только ее предпочитают (например, сладкое, мучное, жирное).

А так можно есть все, что прямо не запрещено при каком-либо заболевании, например, аллергии. Любые медицинские рекомендации хороши в определенных пределах и никуда не годятся для других условий, других больных.

Истиной является мысль, высказывание, положение. Они истинны не потому, что их изрек медицинский авторитет, не потому, что все так считают. Распространенность какого-либо взгляда в повседневной жизни скорее всего говорит, что он ложен, а не истинен. Было время, когда все считали, что Земля - центр мира, что атомы неделимы, что в человека может зачем-то в буквальном смысле вселиться бес и т.д. Так что, эти мысли были истинными? Нет, они с самого начала были ложными. Мало ли, как люди считают. Ни собственное мнение, ни убежденность, ни вера не гарантируют истинности мысли.

Диагноз тогда истина, когда он правильно отражает болезнь. Ошибочное в сознании врача или больного, здорового и нездорового всегда есть несоответствие действительного. Нет врача, который бы не заблуждался, нет здорового или больного, которые бы не ошибались относительно себя или других.

Если в истине снят предмет (объект), то в заблуждениях выража­ется субъективизм личностей. Так, люди мнительные, ипохондрики, подозрительные, думают, что им присущи болезни, которых у них на самом деле нет. В печати сообщалось, что 34-летняя Петра К. явилась в отдел неотложной помощи университетской клиники, утверждая, что у нее "закупорка кишечника, спазмы в желудке, тошнота". Хирурги вскрыли брюшную полость и пришли к заключению, что женщина здорова.

Таких фактов можно привести много. Так, 48-летняя Инга П. из Дюссельдорфа лечилась у восьми врачей и лежала в двух клиниках. Она жаловалась на боли в груди, аритмию. Окончательное заключение врачей: пациентка совершенно здорова. Такое явление в Германии получило название "синдром Briguеt". Женщины страдают от этого синдрома в двадцать раз чаще мужчин. 80% таких пациентов досрочно отправляются на пенсию, каждый десятый оказывается в инвалидной коляске, хотя у них не выявлено очевидной патологии.

Психологи отмечают, что этот синдром возникает в тех семьях, где постоянны разговоры о здоровье и болезнях, у людей, которые систематически смотрят рекламу медикаментов и передачи о здоровье. Вот такова сила заблуждений.

Истина и заблуждение зависят только от того, соответствуют или не соответствуют действительности, и не зависят в этом отношении от субъекта, его мнений, воли, пристрастий. Истину невозможно уничтожить запретами. Сколько бы не отвергали ее люди, она не перестает быть истиной. Но истины существуют лишь в сознании людей, и нигде больше их нет. То же можно сказать и о заблуждениях. И преднамеренную ложь, бывает, выдают за правду, но от этого она правдой не становится. И заблуждение не становится истиной, когда человек обманывается и верит, что-то, что на самом деле объективно ложно, истинно.

Если мысль, высказывание, положение соответствуют своим предметам, то они истинны, и только истинны, применительно к определенным условиям, в определенном отношении. Но всегда найдутся отношения, в которых они окажутся ложными. Вот афоризм М.Я. Мудрова: "Вся природа должна быть аптекой". Верно. Все в природе может быть использовано как целебная сила. Но есть ведь ожоги от солнца, есть волчьи ягоды, есть в почве возбудители столбняка и т.д. Все в природе может причинять вред здоровью человека. Гиппократ говорил: "Беспричинная усталость предвещает болезнь". Известно, что следствие вызывается своей причиной, а не всем существующим. В мире есть и независимость. Усталость без подлинной усталости от дел, предвещает болезнь. Но ничего беспричинного нет. Афоризм с самого начала ложен. Словом, можно доказать, что все, что содержится в книге "Мудрость здоровой жизни: Афоризмы, пословицы, поговорки" (М.: Медицина, 1986) истинно и ложно в разных отношениях.

^ Аксиологическое отношение к здоровью и болезни

"Наплюй на все и береги свое здоровье". Сколько раз мы слышали этот совет! Дающие его считают здоровье высшей ценностью, ценят его превыше всего. Оценочное отношение к миру называется аксиологическим (от греч. axia - ценность). Оно проявляется в переживаниях, интеллектуальных актах оценки, в волевых состояниях. Мы восхищаемся, негодуем, что-то мы ставим выше другого, а что-то - ниже. В гордости, стыде также проявляется аксиологическое отношение к предметам и событиям.

Начнем исследование уровней оценки здоровья и болезни с крайних выражений - с болезненных. Если человек помешался на своем здоровье, только оно его интересует, и он может говорить только о нем, а жизнь сведена к заботе о здоровье, если любое заболевание, даже незначительное, воспринимается как крах жизни, то налицо бред сверхценности. Такой субъект нуждается во врачебной помощи.

Второй вид болезненного отношения к здоровью - ипохондрия, проявляющаяся в мнительности, угнетенном состоянии психики, постоянным обнаружением у себя заболеваний, особенно тяжелых. Ипохондрик - главный потребитель литературы о здоровье, он постоянно лечится у кого-нибудь: у шамана, травника, психотерапевта и т.д.

Конечно, есть и другая крайность - болезненное стремление причинять вред своему здоровью. Оно проявляется в мазохизме, в причинении себе страданий, в членовредительстве. Мазохизм был описан австрийским писателем-романистом Захер-Мазохом. Между двумя крайностями находится аксиологическое отношение в норме, но оно чрезвычайно разнообразно: от равнодушного до трепетного. Это значит, что оценки здоровья могут быть завышенными, заниженными и средними, адекватными действительному значению здоровья в жизни субъекта и неадекватными.

Здоровье рассматривается как ценность из-за его значения в жизни людей. Оно является положительным. А вот болезни имеют отрицательное значение, они - антиценности.

Также разнообразно и отношение к болезни: от панического до безразличия. Распространено явление анозогнозии. Это отрицание болезни, игнорирование ее, объяснение симптомов тяжелого заболевания легким (по механизму психологической защиты).

Болезни нередко скрывают, стыдятся их. Но наблюдается и противоположное - болезнью гордятся. Н.А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" описал такой случай. Дворовый крестьянин заболел "дворянской" болезнью и чувствует себя от этого на седьмом небе:

- Чего смеетесь, глупые, -

Озлившись неожиданно,

Дворовый закричал.

- Я болен, а сказать ли вам,

О чем молюсь я Господу,

Вставая и ложась?

Молюсь: "Оставь мне, Господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин!"

Не вашей подлой хворостью,

Не хрипотой, не грыжею -

Болезнью благородною,

Какая только водится

У первых лиц империи,

Я болен, мужичье!

По-да-грой именуется!

Никто не стыдится патологии сердечно-сосудистой системы, о болезнях сердца и сосудов рассказывают без стеснения, надеясь на сочувствие.

Недостойными, позорящими, унижающими считаются СПИД, венерические и кожные заболевания. Половые расстройства скрывают. Переживания, нередко глубокие, связаны с наследственными и приобретенными уродствами челюстно-лицевой области и деформациями скелета. Избегают общения с людьми больные с изнуряющим кашлем, с выделением гнойной мокроты. Не сообщают обычно о многих болезнях "ниже пояса" (об аденоме, уремии, геморрое и т.д.), скрывают рак. Ношение очков вызывает отрицательную реакцию лишь у детей. Известно их обращение: "Эй, очкарик!" Но если представляется возможность заменить очки на контактные линзы, то это обычно делают охотно. Но вот к глухоте, тугоухости отношение иное - пренебрежительно-оскорбительное ("глухня!"). Люди сердятся, когда недослышащие их переспрашивают, начинают назло говорить тише или кричать не из добрых намерений.

Если телесные недуги так по-разному оцениваются, то что говорить о психических заболеваниях. Ругательствами стали слова "псих", "шизик" и другие. Самооценка при психических заболеваниях, естественно, отсутствует. Об отрицательном отношении к психическим заболеваниям можно говорить по преимуществу со стороны других. Порочные люди это отрицательное отношение используют, чтобы унизить, уничтожить неугодного человека в глазах других, распространяя о здоровых людях чудовищные измышления, что такой-то болен шизофренией, паранойей, маниакально-депрессивным психозом.

Оценивать здоровье как высшую ценность - значит ошибаться. В мире нет высших ценностей, хотя их и "находят" люди: объявляют высшей ценностью деньги, любовь, здоровье, красоту и т.д. Если что-то рассматривается как высшая ценность, то жизнь посвящается достижению ее. На какие только злодеяния не идут люди ради наслаждений, богатства, власти. Есть и преступления во имя здоровья. Если оно - высшая ценность, то, считают, не грех не помочь человеку в беде, чтобы не причинить вред своему здоровью и т.д.

При чрезмерном внимании к здоровью, когда малейшие его нарушения кажутся трагедией всего мира, в мозгу образуется очаг повышенной возбудимости, тогда как в остальной нервной центральной системе широко разлито торможение. Этот очаг в 1923 г. выдающийся физиолог А.А. Ухтомский назвал доминантой. Господствующее возбуждение препятствует переключению внимания со здоровья на другие предметы. Человеку ничего не мило, кроме драгоценного здоровья. Но надо учиться переключать внимание со здоровья на другие ценности. А.А. Ухтомский говорил, "чтобы не быть жертвою доминанты, надо быть ее командиром. По возможности полная подотчетность своих доминант и стратегическое умение управлять ими - вот практически что нужно". Было бы глупо отрицать, что в определенных ситуациях здоровье может выступать на первый план. Тогда приходится жертвовать другими интересами и ценностями. Нельзя же отказываться, например, от операции, призванной восстановить здоровье, на том основании, что занят, что может улететь "птица счастья" и т.п. Отношение к здоровью как ценности должно определяться следующими принципами:

- его надо беречь, не допускать того, что может причинить ему вред;

- если здоровье пошатнулось, следует принять меры, чтобы его восстановить, не проявлять легкомыслия;

- здоровье стоит в ряду с другими ценностями жизни и культуры, а не над ними.

Чтобы быть нравственным, делать добро, не обязательно иметь бычье здоровье. Создавать красоту может и человек со слабым здоровьем. Продуктивно может мыслить и человек, прикованный к постели. Это значит, что вредно и преувеличивать (как и преуменьшать) негативное значение болезни.

Болезнь, конечно, не благоухающая роза. Но паниковать, заболев, самое последнее дело. В жизни все есть: здоровье и болезнь, заболевание и выздоровление, жизнь и смерть. Оценка здоровья и болезни зависит от условий, места, времени.

Болезни скрывают, болезни афишируют, болезни симулируют. При симуляции притворяются больными, изображают из себя больного, стремясь создать у других впечатление о наличии заболевания. Скрытие же болезни и ее признаков называется диссимуляцией. Это делается или ради какой-то выгоды, или из-за страха быть разоблаченным или из-за боязни операции и т.д.

Преувеличение же признаков заболевания и своих страданий именуют аггравацией (лат. aggravare - делать тяжелее, отягощать). Побуждения к аггравации разнообразны: вызвать сочувствие, жалость, чтобы обратили внимание, помогли, позаботились (особенно, если человек одинок); чтобы показать врачу, что он недооценивает опасности заболевания и т.д.

При аггравации начинают охать и стонать, хотя могли бы и не охать и не стонать. Конечно, бывает, кричат от невыносимой боли, но это никакого отношения к обсуждаемому предмету не имеет. При показе тяжести заболевания прибегают к сильным выражениям: "разрывает сердце", "лежит камень в желудке", "хрипел до синевы", "волосы стали дыбом", "обливался холодным потом", "лез на стенку", "вынес адские муки" и т.д.

Особенно склонны показывать свои "страдания" демонстративные (истероидные) личности. Их особенность - любыми способами держать себя в центре внимания и забот других людей. Они изображают страдальцев, мучеников. Конечно, спутником многих болезней является боль. Это психофизиологическая реакция живого существа, имеющего нервную систему. Возникает при сильном раздражении нервных окончаний. Боль - один из ранних симптомов некоторых заболеваний, сигнал опасности. Но боль появляется не при всех заболеваниях.

Многие помнят из рассказа А.П. Чехова "Палата N 6" высказывание Марка Аврелия: "Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет". К этому высказыванию не следует относиться с насмешкой. Обратимся к фактам. Известно, что у победителей в войне раны заживают лучше, быстрее. Американские исследователи показали, что некоторые солдаты США во время второй мировой войны получали сквозные пулевые ранения без адекватных болевых реакций, так как для них это означало эвакуацию с фронта, может быть даже возвращение домой. При мазохизме боль воспринимается как форма наслаждения.

Боль - единство субъективного и объективного. Она вызывает ряд функциональных изменений, особенно через вегетативную систему. Это известно. Врач оценивает интенсивность боли по расширению зрачков, побледнению лица, учащению сердцебиений, повышению кровяного давления.

Переживание боли зависит от индивидуальной чувствительности, эмоциональности, воли, психической закалки, мировоззрения, аксиологического отношения к болезни. "У страха глаза велики" верно и по отношению к боли.

К интенсивной боли привыкнуть невозможно. Здесь следует применять анальгетики. Умеренная боль может быть снята:

- переключением внимания на интересное, захватывающее занятие;

- "уговариванием" больного органа;

- аутогенной тренировкой;

- медитацией.

Самовнушение - все еще недооцениваемое средство облегчить страдание. Надо помнить, что оно не ослабевает от употребления, а к лекарственным средствам образуется привыкание. Надо самому больному искать способы уменьшить боль. Поглаживание, потирание того места, где болит, слушание успокаивающей музыки, телефонный разговор с отцом, матерью, другом или подругой - да мало ли таких средств утихомиривания боли. Надо быть изобретательным. Но устранение боли не есть исцеление.

^ Норма и патология

Хотел написать, что люди прекрасно знают без всяких теоретических изысканий, когда они здоровы и когда больны. Но написать так нельзя: факты противоречат сказанному. Вот что писал когда-то И.И. Мечников в "Этюдах о природе человека": "...Собственное мнение человека относительно своего счастья может основательно подлежать критике, когда хотят составить себе понятие о нем. Часто ощущение счастья служит только признаком прогрессивного паралича". Далее И.И. Мечников разъяснял: "Так как прогрессивный паралич является одним их последствий сифилиса, то стоило бы только распространить эту болезнь, чтобы доставить наибольшему числу людей наивозможно большое счастье..." При этой болезни есть стадия, когда человек чувствует себя не просто здоровым, но и счастливым: он весел, жизнерадостен и т.п.

Чувствуют себя здоровыми и в большинстве случаев психические больные. Да и начало болезни не всегда можно четко зафиксировать. Так что придется нам заняться нормой вплотную.

Термин "норма" происходит от латинского слова norma, что означает "правильно", "образец", "мера". А "патология" - от греческого "pathos", что значит "страдание" (logos - учение). Существуют различные виды норм. Одни указывают на нечто достаточное и могут быть выражены каким-нибудь отдельным числом. Мы добиваемся достаточного освещения при чтении (например, кроме потолочной лампы включаем настольную). Чтение при плохом освещении портит зрение, как и при излишне ярком. Медицина ищет нормы питания: сколько калорий нужно человеку, сколько ему требуется протеина и т.д. Немецкий исследователь Фойт полагал, что взрослому нужно 118 грамм протеинов. Это мнение было оспорено американцем Читтенденом. Он утверждал, что нет необходимости потреблять 118 граммов протеинов, что можно жить на диете, содержащей 40-50 граммов белка в день. Читтенден считал, что нет необходимости потреблять и 3000калорий в день, достаточно 2000 калорий. Развитие норм достаточного шло по пути дифференциации их. Было установлено, что чем серьезнее заболевание, тем меньше больной должен есть, и чем старше больной, тем меньшее количество протеинов ему следует давать. В Канаде считают, что дневная норма протеинов должна быть 1 грамм на килограмм веса тела для взрослого и 2-3 грамма на килограмм веса для ребенка. Поиск норм достаточного продолжается. Кроме этих норм, существуют нормы-правила. Правила - это предписания действий ("Поступай так-то..."). Эти нормы-правила бывают побудительными и запретительными: "Старайся есть побольше овощей и фруктов", "Не ешь жирное и соленое".

Не декларировать, а выводить нормы и показывать, почему надо следовать им, - вот задача действительно научной медицины. Нормы не даны обществу божеством (теологическая концепция), не выводятся из основы, на которой возникло общество (биологическое направление), не создаются в како-то сфере жизни общества, а потом распространяются на другие (вульгарный экономизм) и т.д. Нормы поведения возводят на уровень образца определенные способы поведения, раскрывают должное.

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова "правильный" определяется как "не отступающий от правил, норм, установленного порядка", а "нормальный" - как "соответствующий норме, обычный". Здесь выражен взгляд на соотношение правил и правильного, норм и нормального. Часто при оценке поступка как правильного, мы соотносим его в уме с нормой. Но усомнимся во всем этом в генетическом плане, в генетическом отношении. Правильное потому является таковым, что соответствует правилу, или в правило возводится то, что правильно? Подобный вопрос зададим относительно нормы и нормального.

Правильное определяется в результате выяснения адекватности поведения ситуации и таким особенностям субъекта, которые "естественны" (возраст, пол и т.п.), которые не являются результатом поведения. В ситуациях есть общее, есть оно и в субъектах. Обнаружение общего правильного ведет к формированию правила.

Для характеристики нормального мы пользуемся словом "достаточный", "правильный". Говорят о нормальном росте, психически нормальном человеке, о нормальных отношениях в коллективе и т.д.

Поиск правильного - дело непростое. Обычно в ранг образца возводят то, к чему привыкли. И еще. Сторонники субъективного критерия здоровья и болезни так и говорят:

- Чувствует себя человек хорошо, здоровым - значит в норме. Болит у него что-то, страдает - значит болен.

Но это характерно для обыденного сознания. Научное же познание стремится найти объективный критерий, позволяющий отделять правильное от неправильного.

Что ж, может быть нормой является то, что чаще всего встречается? То, как поступают многие другие? Положительный ответ на эти вопросы можно заметить не только на уровне обыденного сознания, но и в научной литературе. Так, Конгейм писал, что "нормален тот тип, который в значительном числе индивидуумов повторяется чаще всего. Каждое же значительное уклонение от этого типа мы называем ненормальностью". Такой подход к норме приводил и приводит к "усреднению" наблюдаемых фактов поведения, к некоторому среднестатистическому показателю.

В учебниках логики приводится в качестве неправильного определение здоровья как отсутствия болезни. Михаэль Горен в книге "Путь к здоровью и долголетию" писал: "Врач скажет, что здоровье - это такое состояние, при котором, при самом тщательном обследовании, не наблюдается никаких признаков заболевания - ни физиче­ского, ни душевного".

Спору нет, здоровье не является болезнью. Но нам ведь надо знать не только то, чем не является вещь, но, скорей всего, какова она.

Простой выход для определения нормы здоровья предложил Ю.А. Андреев в книге "Исцеление человека": "Короче: существует единая норма здоровья, и нет у нее никаких возрастных "филиалов". Норма эта эквивалентна нашему оптимальному состоянию в возрасте 20-25 лет, и она определяется полным развитием всех функций организма и наилучшим их взаимодействием между собой". Утверждение это - следствие безотносительного мышления, оно противоречит принципу конкретности истины, необходимости учета всех обстоятельств и особенностей субъекта. Да и как определить оптимальное состояние, если не брать среднестатистическое для двадцати - двадцатипятилетних? Критерий на поверку-то старый.

На основе среднестатистических показателей возникли представления о нормальной температуре, нормальном весе, нормальном содержании сахара в крови, нормальном кровяном давлении, нормальной кислотности желудочного сока и т.д. Был выдвинут и такой критерий болезни: нарушение трудоспособности, повлекшее за собой выдачу больничного листа. Возражения были сделаны сразу же. Есть болезни, при которых работоспособность не нарушается.

Более широким и многое объясняющим оказался критерий функциональный. А.Д. Степанов и др. стали рассматривать болезнь как нарушения функционального оптимума человеческого существования. Под этот критерий попали и косметические дефекты, и половые дисфункции, и невротические реакции. Здоровье и болезнь различаются способностью или неспособностью индивида реализовать свои биологические и социальные функции.

Проблему здоровья и болезни невозможно решить, не принимая во внимание социально-биологической природы человека. Наивно рассмотрение нормы и патологии как биологических феноменов, а здоровья и болезни - как социальных. У человека не две природы, а одна: все в нем биологическое и все в нем социальное, но это верно лишь в разных отношениях. Вот поэтому здоровье и болезнь должны рассматриваться не просто как нормальная или ненормальная жизнедеятельность организма человека, а как социального субъекта, то есть в отношении к другим людям, их объединениям, процессам в обществе. Только при таком подходе можно понять, является ли болезнью некий процесс в организме. Возьмем, к примеру, панариций - воспаление пальцев рук или ног. Здесь и боль, и невозможность выполнения функции хирург.

Здоровье и болезнь имеют единый критерий в самом общем виде - идеализированном. Здоровье - это состояние, которому присущ морфофизиологический и психоэмоциональный оптимум. Болезнь, значит, имеет противоположную характеристику. Если здоровье - благополучие, то болезнь - неблагополучие. В различных областях жизни можно пользоваться различными критериями: субъективным, среднестатистическим, трудовым, функциональным.

Рассмотрев реальное состояние здоровья современных молодых и пожилых людей, медики пришли к выводу, что здоровых, полностью здоровых, совершенно здоровых не существует. У каждого субъекта что-то есть отклоняющееся от нормы: легкие и печень здоровы, так есть близорукость и плоскостопие, сердце и почки здоровы, так есть остеохондроз и т.д. Вот и говорят о здоровье как об идеальном, а не реальном состоянии.

Что же, любая наука, достигшая зрелости, оперирует идеализированными объектами. Это объекты, являющиеся результатом идеализации - мысленного конструирования того, что не существует в таком виде в действительности и не осуществимо в ней, но для чего есть прообразы в виде предельного случая или черты в вещах. Идеализированные объекты - точка, прямая линия, абсолютно черное тело и т.д. К идеализированным объектам относится абсолютный нуль как некий предел. Вот к такого рода объектам и принадлежит здоровье как оптимальное состояние организма, полного благополучия, прекрасного самочувствия. К такому здоровью реальное здоровье может лишь приближаться. Но оно - реальное здоровье - не есть умственная конструкция и может описываться реальными терминами. Чтобы отличить здоровье как идеализированный объект от реального, последнее и именуют практическим здоровьем.


inzhenernoe-delo-tehnika-v-celom-byulleten-novih-postuplenij-za-1-14-fevralya-2011-goda.html
inzhenernoe-iskusstvo-rusi.html
inzhiniring-elektroprivodov-i-sistem-avtomatizacii-stranica-4.html
io-nachalnika-departamenta-ugolovnogo-roziska-galimov-iskandar-galimzyanovich-4-rukovodstvo-rabotoj-organov-vnutrennih-del-i-vnutrennih-vojsk.html
ioann-cheshskij.html
ioann-salisberijskij-policraticus-de-musica-xii-vek-muzikalnaya-estetika-srednevekovya-i-vozrozhdeniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-2006-god-stranica-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/etapi-i-fazi-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-publichnij-doklad.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-geometrii-v-10-a-klasse-po-teme-aksiomi-stereometrii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-23-prichini-konfliktov-chto-filosof-zhan-pol-sartr-nazival-durnoj-veroj-k-perekladivaniyu-otvetstvennosti.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-zachetu-po-discipline-metrologiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problema-chelovechestva-vichspid.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naskolko-velika-set.html
  • composition.bystrickaya.ru/pavlodar-alasini-zhas-darin-mamandandirilan-mekteb-bektld-s-t-hasanova-tarih-geografiya-pnderd-dstemelk-brlestg-otiristarini-tairiptari.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iialgebraicheskie-dejstviya-obshego-tipa-kurs-lekcij-chast-i-uchebnoe-posobie-rpk-politehnik-volgograd-2005.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nedejstvitelnie-sdelki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovet-federacii-rassmotrit-26-maya-soglashenie-mezhdu-rossiej-i-ukrainoj-v-svyazi-s-aviakatastrofoj-v-2001.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/president-of-russia-in-berlin-received-another-blow-from-russia-and-the-world-community.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-visshej-matematiki-za-3-semestr.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-po-podgotovke-provizora-po-napravleniyu-060108-farmaciya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nezadolgo-do-rassveta-dver-moego-kabineta-tiho-skripnula-i-na-poroge-voznik-vzeroshennij-melifaro-ne-to-zloj-ne-to-prosto-uzhasno-nevispavshijsya-ego-poyavle-stranica-18.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-uchastie-v-aukcione-i-instrukciya-po-eyo-zapolneniyu-3-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/elkteush-szben-zhasalan-etstkt-trkest-belglez-a-sirt-sirt-soadi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/manikovskij-aleksej-alekseevich-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-vot-vtoroe-lico-etogo-cheloveka-iz-rasskazov-shturmbanfyurera.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obespechenie-dokumentiruemosti-izobretanie-proektirovanie-razrabotka-i-soprovozhdenie-tom-intellektualnie-sistemi.html
  • credit.bystrickaya.ru/part-1-the-united-kingdom-the-monarchy-constitution-the-standard-of-legitimacy.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-konferencii-lider-na-rinke-vishivaniya-krestikom-lanarte-istoriya.html
  • school.bystrickaya.ru/arbitrazhnij-sud-kak-garantiya-realizacii-ekonomicheskih-interesov-subektov-v-rossijskoj-federacii-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleks-osobennostej-obekta-prestuplenij-svyazannih-s-narkotizmom-i-narkomaniej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/turdakovskaya-selskaya-administraciya-poreckij-rajon-kniga-pamyati.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyubie-voprosi-po-postupleniyu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-kooo-rsm-realizuyutsya-sovmestno-s-departamentom-obrazovaniya-i-nauki-kostromskoj-oblasti.html
  • institut.bystrickaya.ru/svarochnie-istochniki-varwwwpars-docstw-refs163162972162972-doc.html
  • studies.bystrickaya.ru/agroekonomicheskoe-obosnovanie-sistemi-sevooborotov-i-obrabotki-pochvi-na-primere-spk-yubilejnij-bolshemurtinskogo-rajona.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnost-080010-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnoj-disciplini-grazhdanskij-process-20-metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnogo-materiala-20.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/virtualnaya-ataka-klonov-rossijskij-sport-v-inostrannih-smi.html
  • student.bystrickaya.ru/22-svyaz-oglavlenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa.html
  • college.bystrickaya.ru/-administrativnaya-reforma-v-dejstvii-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.