Качество жизни населения северного региона России
.RU

Качество жизни населения северного региона России


Качество жизни населения северного региона России

(на примере Республики Саха (Якутия))

А.Т.Набережная, к.э.н., доцент, зав. кафедрой ФГАОУ ВПО «Северо-восточный

федеральный университет им.М.К.Аммосова»,

в.н.с. ФГНУ «Институт региональной экономики Севера»

Проблема выравнивания качества жизни населения различных регионов Российской Федерации находится в русле решения геополитических целей и задач России на современном этапе мирового развития, а также принципов, заложенных в Конституции страны. Особое место в планах и прогнозах федерального Правительства, особенно в Стратегии 2020, занимает вопрос недопущения массового выезда населения из регионов с неразвитой инфраструктурой, в том числе из Дальневосточного федерального округа, для решения проблем хозяйственного освоения.

Республика Саха (Якутия), являясь крупнейшим по площади субъектом РФ на Северо-востоке страны, и имея большой ресурсный потенциал, также является территорией, где необходимо закрепить население, обеспечив ему достаточно привлекательные для проживания условия.

Поэтому исследование качества жизни населения Республики Саха (Якутия) является актуальной научной и практической проблемой. Целью исследования является анализ сложившихся тенденций в динамике уровня и качества жизни населения Республики Саха (Якутия), а также разработка методологических подходов к количественной оценке качества жизни населения различных территориальных образований.

В настоящее время нет устоявшегося толкования качества жизни населения, иногда в литературе происходит подмена данного понятия его медицинской или медико-биологической составляющей. Считаем, что качество жизни населения это комплексная экономическая и социальная категория, которая характеризует не только качество жизни человека как биологической сущности, но и всесторонне раскрывает человека прежде всего как творческую личность, способную к самосовершенствованию и самореализации.

История рассмотрения вопроса качества жизни идет с 60-х годов прошлого столетия, когда этот термин был практически впервые озвучен как «the quality of living» президентом США Дж. Кеннеди в новогоднем послании к конгрессу в 1963 г. [1].

В современной экономической науке России достаточно широко рассмотрено понятие уровень жизни населения (благосостояние), в то же время, проблемам оценки качества жизни населения посвящено несравнимо меньше научных исследований. Вместе с тем качество жизни населения нельзя рассматривать в отрыве от уровня жизни населения, эти две категории взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга [2]. Особо хотелось бы отметить работы специалистов Всероссийского центра уровня жизни В.Н.Бобкова, В.С.Мстиславского и других, в которых приводятся методологические подходы к определению показателей качества жизни населения на основе нормативного подхода [3,4].

Другой подход, экономико-статистический, наиболее проработан экономической школой Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) под руководством проф. С.А.Айвазяна [5]. В рамках этого подхода исследователями предпринимаются попытки построения интегральных синтетических индикаторов оценки и сопоставления качества жизни для проведения сравнительного анализа между странами, регионами на концептуальных установках, близких к тем, что изложены в «Методике расчета индекса человеческого потенциала», предложенной группой сотрудников и экспертов Программы развития ООН [6].

Существуют различные подходы к систематизации понятия качество жизни населения, на основе которых мы предлагаем развить наше видение проблемы с учетом структурной модели качества жизни населения как логического расширения понятия уровень жизни населения, его наполнения и развития за счет использования качественных характеристик различных его аспектов. На первом этапе исследования нами выделены особо важные, на наш взгляд, структурные составляющие:

1) качество населения;

2) уровень жизни населения (благосостояние);

3) качество социальной сферы;

4) качество условий жизни (природно-климатические и экологические условия).

На основе вышеприведенной структуры создана база данных по показателям уровня и качества жизни населения различных районов региона в MS Excel [7]. Информационной базой исследования послужили данные статистической отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Статистическая обработка данных проведена на пакете статистической обработки данных Statistica. В результате разработана модель расчета интегрального индикатора качества жизни (ИИКЖ) [8,9]. Количественная оценка качества жизни позволяет проследить динамику изменения уровня и качества жизни населения, наметить возможности дальнейшего выравнивания уровня и качества жизни населения различных территорий региона.

Дальнейшей задачей республиканских органов исполнительной власти и местного самоуправления должна стать политика выравнивания уровня жизни населения различных районов республики. Модель экономико-статистической оценки и классификации районов по качеству жизни населения, разработанная нами, является универсальной и позволяет более объективно судить о реальных социальных процессах, происходящих в регионе.

В ходе дальнейшего исследования данной проблемы необходимо разработанную нами структуру анализа и оценки качества жизни населения дополнить другими показателями, в т.ч. характеризующими степень удовлетворенности человека своей жизнью, показывающими качество социализации и самореализации, данные о которых необходимо будет получить путем социологического опроса населения.

Литература:

  1. Дубсон Б. Буржуазная доктрина качества жизни. – М.: Знание, 1979. – 64 с.

  2. Маликов Н. К вопросу о содержании понятия «качество жизни» и его измерению. // Уровень жизни населения регионов России. -2002.-№2.

  3. Бобков В., Литвинов В., Разумов А. и др. Уровень и качество жизни населения в новой России. // Уровень жизни населения регионов России. -2006.-№10-11.-С.71-80.

  4. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. – 1996. – №6. – С.76-79.

  5. Айвазян С. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. -М.: ЦЭМИ РАН, 2000. –С.10-14.

  6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. -М.: Права человека, 1999.

  7. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия): стат. Сборник. / ТОФСГС по РС(Я). Якутск: 2009.

  8. Набережная А. Моделирование и оценка уровня жизни населения региона. –Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007.- С.115.

  9. Набережная А. Экономико-статистическая оценка уровня жизни населения региона.// Региональная экономика: теория и практика.-2008.-№12(69).-С.88-91.

itogi-tretego-akademicheskogo-etapa-mezhdunarodnogo-nauchnogo-studencheskogo-kongressa-2011-g.html
itogi-uchastiya-gimnazistov-v-gorodskom-festivale-1926-g-novopokrovskaya-pereimenovana-v-edinuyu-trudovuyu-shkolu-ii.html
itogi-uchastiya-shkoli-vo-vserossijskoj-olimpiade-shkolnikov-v-vostochnom-okruge.html
itogi-uchastiya-uchashihsya-mou-gimnaziya-1-v-konferencii-predstavleni-v-svodnoj-tablice-35-rezultati-raboti-konferencii-35.html
itogi-uchastiya-v-municipalnih-regionalnih-vserossijskih-konkursah-smotrah-vistavkah-sorevnovaniyah-za-2010-2011-uchebnij-god.html
itogi-uchebno-metodicheskoj-raboti-v-20042005-uchebnom-godu-i-zadachi-na-novij-uchebnij-god-analiz-vipolneniya-zadach-uchebno-metodicheskoj-raboti-za-20042005-uchebnij-god-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mehanizm-funkcionirovaniya-kreditnoj-sistemi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-dannogo-kursa-podgotovlena-v-sootvetstvii-s-obrazovatelnim-standartom-po-geografii-i-polnostyu-realizuet-federalnij-komponent-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-geografii-v-6-klasse.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-bog-vechnij-rasskazchik-poteryannaya-zhizn-serdca.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-profilyu-podgotovki-25-00-36-geoekologiya-po-otraslyam.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-kazalos-on-prospal-tolko-paru-sekund-geroi-olimpa-poteryannij-geroj-glava-1-dazhe-pered-udarom-tokom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-b-bushev-yazik-i-mezhkulturnaya-kommunikaciya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-domenov-sistema-ru-net-marketing.html
  • turn.bystrickaya.ru/poluchenie-i-osnovnie-fotofizicheskie-svojstva-nanorazmernih-itterbievih-kompleksov-na-osnove-dimetoksigematoporfirina.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliografiya-metodicheskie-rekomendacii-uchebniki-posobiya-tvoreniya-svyatih-otcov-raboti-po-pravoslavnoj-pedagogike.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovaniya-i-razrabotki-v-oblasti-fullerenov-v-rossii-opit-naukometricheskogo-analiza.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/-2-funkcionalno-semanticheskaya-sfera-pole-aktualnogo-chleneniya.html
  • university.bystrickaya.ru/golovanova-nf-socializaciya-i-vospitanie-rebenka-ucheb-posobie-spb-2004.html
  • college.bystrickaya.ru/24-gidrogeologicheskie-usloviya-1-sovremennoe-ispolzovanie-i-arhitekturno-planirovochnaya-organizaciya-territorii-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-prohodit-uzhe-v-tretij-raz-on-startoval-v-2008-godu-v-2009-godu-v-god-molodezhi-proekt-vserossijskij-konkurs-nezavisimih-studencheskih-videoproektov-zolot.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-inostrannij-yazik-uroven-opp.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blgariya-e-domakin-na-forum-na-zbolekarite-v-iztochna-evropa-v-standart-lekari-prosyat-taksi-ot-bolen-pacientt.html
  • college.bystrickaya.ru/-kniga-tretya-stranica-55.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-mehanicheskih-i-tehnologicheskih-specialnostej-zaochnoj-formi-obucheniya-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-budto-tebe-ne-hvataet-lekcij-no-kto-ya-takaya-chtobi-tebya-otgovarivat-eto-tvoya-zhizn-trat-svoyo-vremya-kak-tebe-zablagorassuditsya-a-ya-poshla-gotovitsya-k-zavtrashnemu-seminaru.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-g-lomonosov-vremya-sobirat-misli.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-ob-obespechenii-edinstva-izmerenij-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursi-perepodgotovki-po-socialnoj-rabote-s-detmi-i-semyami-dlya-praktikov-sistemi-socialnoj-zashiti-detej-ruz.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-metodov-geofizicheskih-issledovanij-skvazhin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-chast-administrativnoe-zdanie-ovd-po-majkopskomu-rajonu-s-ivs-na-26-mest-v-pos-tulskom-2-ya-ochered-zdanie-ovd.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-znanij-ekzamenuemogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/dejstvuyushaya-redakciya-ustava-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacboli-vne-zakona-vremya-novostej-volkov-oleg-kolesov-yurij-veretennikova-kseniya-30062005-115-str-1.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-trebovaniya-k-instrukcii-po-primeneniyu-markirovke-i-upakovke-lekarstvennih-sredstv.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipi-funkcii-i-struktura-vagonoremontnih-predpriyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vagonnoe-hozyajstvo-nazvanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-territorialnaya-organizaciya-2-osnovnie-ponyatiya-territorialnoj-organizacii-naseleniya-tema-obshie-zakonomernosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/114-pribori-ucheta-kolichestva-teploti-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika.html
  • school.bystrickaya.ru/dvoryanskaya-usadba.html
  • znanie.bystrickaya.ru/54-programma-matematika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-florinda-donner.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-obrazovatelnoj-programmi-dopolnitelnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.