.RU

Какое количество детей в семье наиболее благоприятно для воспитания? - Воспитание детей в нашей семье Ответы на вопросы


Какое количество детей в семье наиболее благоприятно для воспитания?

Елизавета: Конечно, в семье, где ребенок не единственный, у него есть преимущества: у него нет искушения чувствовать себя центром вселенной, у него больше опыта близкого общения с другими людьми, по статусу равными ему, больше возможностей научиться конструктивному общению, преодолению конфликтов и т.д. Все это так. Но и тут требуется активное участие родителей, чтобы опыт жизни в большой семье был позитивным. Бывает, к сожалению, особенно когда детей двое, что между ними вместо любви и взаимопонимания растет неприятие друг друга. Если дети ревнуют друг друга к родителям, все время ссорятся и подличают друг другу, то говорить о пользе для их души сложно. Впрочем, внимательные родители такого не допустят. И тогда дети действительно будут иметь преимущества перед единственным ребенком. Я говорю о нравственном плане, потому что в материальном, даже в смысле образования, родителям легче заботиться об одном ребенке, ему, возможно, и больше достанется. Но это ощущение себя центром, глубоко укореняющееся в ребенке, дорого обходится в последующей жизни.

Впрочем, не нужно впадать и в другую крайность: считать, что единственный ребенок – это всегда эгоист и потребитель. Вовсе не обязательно, хотя опасность вырасти таким у него, действительно, есть. Родителям единственного ребенка следует быть бдительными в этом плане. Я не могу советовать родить еще одного или нескольких, потому что не все тут зависит от нашего желания. Но делом принципа – хотим только одного ребенка – это не должно быть. И если уж помочь ребенку таким самым простым и естественным образом невозможно, родители должны следить, чтобы ребенок не превращался в маленького семейного божка. Нужно учить уважать интересы других членов семьи, делиться с ними. Жизнь постоянно ставит такие вопросы, и не стоит всегда ставить желания ребенка на первое место, даже если очень хочется.

Вырастить единственного ребенка не эгоистом, действительно, непросто, но возможно. Вспомним, что и Иоанн Креститель, и Божья Матерь были единственными. И успех здесь может обеспечить, прежде всего, собственный духовный рост родителей.


1 Понятно, что на формирование личности, в том числе и на уверенность в себе, оказывают влияние многие факторы: это, прежде всего, самоощущение самих родителей, а также стиль воспитания. Но мы сейчас говорим только о влиянии близости ребенка к родителям или о его отстраненности от них.

2 ^ Выя – это шея. Жестоковыйный значит человек с грубой шеей, как животное, как, например, бык или осел, к которому следует применять лишь кнут, силу.

3 Может быть, имеет смысл напомнить этот рассказ?

В.Осеева. «Злая мать и добрая тетя»: У Дашеньки были мама и тетя. Обе они очень любили девочку, но любили по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила ее жить, не бояться любой работы. А тетя ничего не заставляла девочку делать, решала за нее задачи и отпускала на целый день гулять с подругами. «У меня злая мать и добрая тетя», – говорила Дашенька.

Прошли годы, Даша выросла, поступила на работу. Не нахвалятся ею люди – за что ни возьмется, быстрее всех сделает. «Кто же научил тебя так работать?» – спросят, бывало, женщины. «Учила меня мама, спасибо ей!» – говорила Даша. А о доброй тете она никогда не говорила.

4 Напомню, что в Церкви существует Предание, или, как его еще называют Священное Предание. Это опыт благодатной жизни Церкви: опыт святых людей, жизнеописания и сочинения подвижников и великих православных богословов. Но есть и термин предания (пишется с маленькой буквы). Это местные обычаи, традиции, в той, или иной степени авторитетные мнения простых благочестивых людей. Например, есть Предание, что Божия Матерь была Ее Сыном воскресена и вознесена на Небеса. И есть предание, что Россия – удел Богородицы. И так далее. В нашей церковной жизни многие люди по незнанию выдают предания за Предание, а это вещи совершенного разного калибра и значимости.

5 Примечательно, что, смеясь над языческими богами, христиане не уничтожали произведения искусства, посвященные этим богам. В христианских городах стояли статуи Асклепия и Аполлона, тогда как сами эти «боги» были развенчаны. Лишь во времена нашествия мусульман на города византийцев античные статуи были разбиты или «обезглавлены».

6 А.Барнс оставил завещание, согласно которому и после его смерти коллекция должна оставаться закрытой, то есть недоступной ни для ученых искусствоведов, ни для простых людей. Почти пол века так и было и это завещание было аннулировано под давлением культурной общественности лишь совсем недавно.

7 В этом самом виде эта фраза у Достоевского приводится иронично (почти издевательски) в реплике Ипполита, обращенной к князю Мышкину («Идиот», Ч. 3, гл. V). В том же романе есть фраза «мир спасет красота» – разница, на первый взгляд, не принципиальная. Эти слова произносит Аглая Епанчина: « Слушайте, раз навсегда, – не вытерпела наконец Аглая, – если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что “мир спасет красота”, то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!» («Идиот», Ч. 4, гл. VI). Если в какой-то мере Достоевский и считал так, то под красотой он понимал красоту Истины, красоту Христа. «Мир станет красота Христова» (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц).

Высшая красота есть красота Христа; Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется со светом и истиной. Эта мысль часто встречается в учении православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский воспринял эту идею. В «Записной тетради 1876-1877 годов», т.е. десятью годами раньше «Идиота», он писал: «Христос – 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…» Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать «мир спасет красота» для Федора Михайловича все равно, что сказать: «Христос - Спаситель мира».

^ 8 «Братья Карамазовы. Ч. 1, Кн. 3, гл. 3.

9 Об этом – 1-я глава Послания ап. Павла к Римлянам.

10 Это, кстати имел в виду и Спаситель, когда сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6, 22-23). На первый взгляд кажется, что это просто констатация физиологического факта: глаза должны быть здоровы. Но если вдуматься в эти слова, то становится понятно, что Христос говорит не о физическом здоровье и чистоте глаза, но о нравственной чистоте взора. Его мысль: нужно смотреть на все «чистыми», праведными глазами.

^ 11 См. об этом: Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира.

12 Так как нас учили в школе: сначала изучаем буквы, потом составляем из них слоги, из них слова. Сейчас существуют другие методики, самая распространенная методика кубиков Зайцева. Эти кубики, задействуют разные зоны мозга и превращают обучение чтению в приятную интересную игру. Так, составляя слова из кубиков Зайцева, ребенок оперирует не только абстрактными символами, но и образами, связанными у него с определенным складами слов: их вес, величина, звучание и проч. (Полые кубики наполнены предметами, сообщающими им вес, звонкость и проч.)

13 Это слова Христа из Евангелия от Матфея: 8, 22. Так сказал Христос на просьбу одного из Апостолов отложить следование за Ним, пока он исполнит похоронные ритуалы. Но Спаситель Своими словами дает понять, что медлить нельзя, что все силы жизни и души мы должны посвятить делу Божию.

^ 14 Вернее взгляд протестанта-скандинава. Шведская культура как редко какая западная, убрала Христа и христианскую веру из всех сфер жизни.

15 Чтобы не показаться голословным, приведу примеры: Египтяне образно уподобляются рыбам, выброшенным из Нила и отданным на съедение «зверям земным и птицам небесным» вместе с фараоном – крокодилом, «к чешуе» которого они прилепились» (Иез 29, 3-5).

Попавшей в сеть рыбе уподобляются беспечные люди, которые «уловляются в бедственное время» и запутываются в сетях (Еккл 9, 12; Авв 1, 4 и след.).

Наконец, с рыбками сравниваются люди, которых Апостолы – «ловцы человеков» – обращают к Богу и Его Царству (Мф 4, 19; ср. Иер 16, 16; Иез 47, 10).

^ 16 Греческое слово ихфис (рыба) расшифровывалось по буквам как «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

17 Об этом выразительно сообщил Иоанн Богослов в видении Небесного Иерусалима: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).

18 Мы не говорим о христианском обращении, духовном перевороте, который может произойти с каждым, мы говорим о том, что воспитывается, и плавно, без переворота в душе становиться важной частью жизни.

19 Солеей называется возвышенная площадка перед алтарем. Та часть солеи, на которую выходит диакон произносить ектении, то есть площадка непосредственно перед Царскими вратами, называется амвоном. Солея обычно имеет несколько ступенек.

20 Курьезное примечание: Однажды я писал статью о детском восприятии Причастия. Что они думают о Святых Дарах, Теле и Крови Христовых? И тут я решил провести маленький эксперимент, благо на кухне слышался смех десятилетней дочери. Я подошел к дочери и, заглядывая ей в глаза, спросил: «К., скажи, пожалуйста, вот мы причащаемся Тела и Крови Христовых. А что это значит, как это в вине и хлебе Христос?» Она подумала и сказала: «Папа, не знаю, пойди, спроси у мамы».

21 Митрополит Сурожский Антоний был сторонником того, чтобы вместо пищевых ограничений ребенок брал на себя ограничения нравственные: «Пост для детей надо проводить разумно, то есть так, чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел бы воспитательное качество. Мне кажется, для ребенка важнее начать пост с какого-то нравственного подвига. Надо ему предложить, дать ему возможность себя ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность… Надо, чтобы он это делал, сколько может, в сознании, что этим он утверждает свою преданность Богу, побеждает в себе те или другие отрицательные наклонности, добивается власти над собой, самообладания, учится управлять собой. И надо постепенно увеличивать пост, по мере того как ребенок может это сделать…»

22 Замковым камнем назывался чрезвычайно крепкий, подогнанный камень, который вбивали клином в полукруглый свод здания. Весь свод держался на этом камне.

23 На сегодня – зима 2010 года, мы настолько доверяем детям, что почти не контролируем их посещение Интернета.

24 Для тех, кто не совсем понял, речь идет о преобладании правополушарного (пространственно-образного) или левополушарного (абстрактно-логического) типа мышления

kleveta-nekotorih-vragov-vo-imya-allaha.html
kleveta-st-129-uk-ugolovnoe-pravo-chast-5.html
kleyashie-mastiki-v-tehnicheskaya-chast-trebovaniya-k-vipolneniyu-rabot.html
klichevskij-rajon-nazvanie-raboti.html
klient-sinadi-azastan-respublikasini-rezidentter-zadi-tlalar-zhne-olardi-zhekelegen-blmsheler.html
klientt-zhadinamasi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-otdaj-dushu-za-dushu-oko-za-oko-zub-za-zub-ruku-za-ruku-nogu-za-nogu-obozhzhenie-za-obozhzhenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-10-712-28-marta-2011-g-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-prospek-tnauchno-metodicheskoj-deyatelnosti-i-pedagogicheskih-uslug-nauchno-informacionno-metodicheskogo-centra.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-a-g-kiselev-m-f-ershov-metodicheskie-materiali-po-otechestvennoj-istorii-i-istorii-hanti-mansijskogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-omskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sali-eseptlgn-abildau-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti-zhalpi-erezheler-sali-eseptlgn-abildau.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-uchastniki-konkursa-vipusk-ii-novouralskij-gorodskoj-okrug.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-puleneprobivaemie-sistemi-kurtis-fejs.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/valyutnij-rinok-v-rossii.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-stojkost-instrumenta-federalnaya-celevaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2006-2010-godi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasteniya-dlya-materi-i-rebenka-rim-bilalovich-ahmedov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voronezhskij-gosudarstvennij-teatr-yunogo-zritelya-pasport-kulturnoj-zhizni-voronezhskoj-oblasti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-bitva-za-etoliyu-aleksandr-dmitrievich-prozorov-aleksej-zhivoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-uchebnoj-oznakomitelnoj-praktiki-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080503-65-antikrizisnoe-upravlenie-moskva-2007.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/senators-reject-bill-giving-special-rights-to-tatarstan-boris-grizlov-monitoring-smi-22-fevralya-2007-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhivopis-turali-tsnk-zhne-shiarmani-krkemdk-tl-m-t-otarov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obuchayushie-soobshestva-kak-effektivnaya-tehnologiya-sovershenstvovaniya-kompetencij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/318-trud-proshlo-menee-15-let-kogda-rossijskoj-federaciej-bil-priznan-prioritet-mezhdunarodnogo-prava-v-zashite.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-i-s-turgenev-pervaya-lyubov.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-dogovora-stroitelnogo-podryada-chast-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-predprofilnogo-kursa-v-carstve-kristallov.html
  • books.bystrickaya.ru/energetiki-predlagayut-shest-cenovih-menyu-dlya-raschetov-za-elektroenergiyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iv-prava-grazhdan-v-oblasti-ohrani-zdorovya-ob-ohrane-zdorovya-grazhdan.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodologicheskie-osnovi-formirovaniya-kompetentnostnogo-podhoda-v-usloviyah-realizacii-trebovanij-fgos-vpo-novogo-pokoleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/muk-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-leninsk-kuzneckij-v-d-fedorova-periodicheskie-izdaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-pyataya-prosto-vmeste-freefly-moskva-2005.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-poryadke-razrabotki-i-utverzhdeniya-administrativnih-reglamentov-ispolneniya-gosudarstvennih-funkcij-i-administrativnih-reglamentov-predostavleniya-gosudarstvennih-uslug-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-2-metod-metodicheskoe-posobie-po-vedeniyu-delovih-peregovorov-soderzhanie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uravneniya-teploprovodnosti-uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-metodicheskoj-komissiej-mehaniko-matematicheskogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geografiya-g-1-geografiya-estestvoznanie-5-klass-domovedenie-programma-obolochka-dlya-sozdaniya-testov-ekzamenator.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-zagryaznenie-produktov-pitaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sejsmotomograficheskie-issledovaniya-gruntov-pri-inzhenerno-geologicheskih-iziskaniyah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uri-geller-gaj-lajon-plejfajr-effekt-gellera-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-dissertacii-ponimayushaya-psihoterapiya-kak-psihotehnicheskaya-sistema.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kak-ustroeno-chelovecheskoe-obshestvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.