.RU

Календарно-тематический план предмет: изобразительное искусство (2 класс) учитель


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рунгинская средняя общеобразовательная школа Буинского района РТ»


Согласовано__________ _____________ Утверждаю__________ Дворцов О.Н.

Руководитель РМО Директор школы


Календарно-тематический план


предмет:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(2 класс)


учитель: Дворцов Олег Николаевич


2009/2010 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Тематический план составлен из расчета 1 учебный час в неделю к программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского (2005 год издания). Данное планирование предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении тематического плана большое внимание уделяется на актуализацию следующих аспектов обучения младших школьников:

- развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного, художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

- воспитание совместного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

- создание среды, стимулирующей творческую активность обучающегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

^ Основные задачи преподавания изобразительного искусства:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.

^ В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:

- с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получать начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит).

- основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

- простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

- начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

- делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, на хроматические и ахроматические цвета;

- начальными сведениями и видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

- понятием о видах изобразительного искусства;

- деятельностью художника (что может изобразить художник - предметы, людей, с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, краски и т.п.);

- с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками.

^ К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах ДПИ (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

- использовать навыки компоновки;

- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних - выше и т.п.);

- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);

- составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).


2 класс.


Тема года: Ты и искусство

  1. четверть: Чем и как работают художники.


№ уроков


Тема урока


Практическая работа

^ Кол-во часов

Оборудование


Задание на дом

Дата проведения

^ Для обучающихся

Для учителя

план

факт

1

«Цветочная поляна». Три основные цвета.

Индивидуальная, изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

1

Краски, альбомы

Цветовой круг.

Спокойная музыка

Понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков







2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок - богатство цвета и тона.

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

1

Краски, альбомы

Цветовой круг. Репродукции картин художников: И.И. Левитан «Буря-дождь», Ф.Васильев «Перед грозой» и др.

Соответствующая музыка

Находить схожие картинки - иллюстрации в книгах, журналах







3

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов

Индивидуальная, изображение по памяти и впечатлению

1

Цв. карандаши, мелки, пастель альбомы

Слайды и репродукции картин осеннего леса.

П.Чайковский «Осень»

Просмотреть и отобрать из журналов и книг иллюстрации, выполненные различными изобраз. материалами.







4

«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации

Парная, создание аппликации.

1

Цв. бумага, клей, ножницы, серая или коричневая бумага для фона

Живые листья разных оттенков, репродукции картин: И.Левитан «Золотая осень» и т.п.

Найти репродукции работ похожих на аппликацию







5-6

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

Индивидуально-коллективная, изображение по памяти и впечатлению, коллективная композиция фриз

2

Черная тушь, палочка заостренная. Или уголь.

альбомы

Слайды зимнего леса. Репродукции графических произведений. П.Чайковский «Декабрь»

Подобрать иллюстрации с черно-белыми линейными рисунками







7

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению.

1

Пластилин, стека, дощечка, тряпка и банки с водой

Фото скульптур животных. Иллюстрации работ Е.Чарушина, В.Ватагина и др.

Найти изображения скульптур







8-9

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные средства бумаги

Парная, выполнение макета игровой площадки

2

Бумага, ножницы, клей, картон

Слайды произведений архитектуры; макеты прошлых лет

Посмотреть, подумать, какие материалы используются для строительства.













  1. четверть: Реальность и фантазия



№ уроков


Тема урока


Практическая работа

^ Кол-во часов

Оборудование


Задание на дом

Дата проведения

^ Для обучающихся

Для учителя

план

факт

1

«Наши друзья - птицы». Изображение и реальность.

Индивидуальная, изображение с натуры и по памяти птиц.

1

Краски, альбомы

Фото и чучело птицы.

Иллюстрации В.Серова к басням И.Крылова и т. п.

Нарисовать любимых зверей







2

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Индивидуальная, изображение по представлению - «Жар - птица»

1

Краски, альбомы

Работы учащихся прошлых лет. М.Врубель «Царевна-лебедь».

Вспомнить какие сказочные персонажи в образе животных бывают. Нарисовать «невиданного» зверя, используя элементы разных

зверей и птиц







3

«Узоры паутины». Украшения и рельность, украшения в природе

Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

1

Альбом, цветные карандаши (пастель)

Слайды фрагментов природы (паутинки, снежинки, мох, крылья бабочек и др.)

Посмотреть, какие из природных мотивов можно угадать в различных украшениях







4

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

Коллективная, создание композиции «Подводный мир» в технике аппликации

1

Бумага, ножницы, краски фломастеры

Готовый фон подводного мира, слайды и фотографии рыб и обитателей подводного мира, клей; муз. фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко»

Вспомнить и записать названия обитателей подводного мира







5-6

«Кружевные узоры». Украшение и фантазия

Индивидуальная, работа в технике «граттаж»

2

Яйцо (желток), воск свечей, бумага, гуашь, заостренные палочки

Материалы для «граттажа», изображения кружев, бижутерии, вышивок; прежние работы детей.

Присмотреться в книжках украшениям сказочных героев.







7

Итог полугодия. Оформление выставки работ учащихся

Индивидуально-коллективная

1

Клей, ножницы, работы выполненные за полугодие




Выполнение новогодних (сказочных) рисунков










  1. четверть: О чем говорит искусство



№ уроков


Тема урока


Практическая работа

^ Кол-во часов

Оборудование


Задание на дом

Дата проведения

^ Для обучающихся

Для учителя

план

факт

1

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных.

Индивидуальная, изображение по памяти и по представлению животных

1

Краски, альбомы

Изображения животных.

Иллюстрации В.Ватагина, Е.Чарушина и т. п.

Прочитать (или вспомнить) «Сказку о царе Солтане»







2

«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека в изображении

Индивидуальная, рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру

1

Бумага, краски (ограниченные цвета)

Репродукции и иллюстрации художников- сказочников, методические пособия «пропорции лица», «мимика»

Нарисовать портреты своих ближних







3

«Сказочный женский образ». Выражение характера человека в изображении

Индивидуальная, рисование по представлению сказочных героев (женщин), контрастных по характеру

1

Краски, альбомы

Репродукции и иллюстрации художников- сказочников В.Васнецова, М.Врубеля, Б.Кустодиева

Нарисовать автопортрет







4

«Образ сказочного героя». Художественное изображение в объеме.

Индивидуальная, лепка в объеме сказочных героев

1

Пластилин, стека, дощечки

Фотографии скульптур работ С.Коненкова, А.Голубкиной, Родена.

Находить в книгах, журналах изображения скульптур







5-6

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

Индивидуальная, рисование природы в различных состояниях:

  1. спокойствие

  2. буря (ураган)

2

Краски, альбомы

Репродукции картин, изображающих красоту природы; П.Чайковский, А.Вивальди «Времена года» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных настроений в природе







7

«Морозные узоры». Украшение и реальность.

Коллективная, выполнение композиции «Волшебные сады Деда Мороза»

1

Цв. бумага синих оттенков, белого и серого цвета, клей, ножницы

Работы детей близких по тематике, слайды или фотографии морозных узоров.

Вырезать снежинки методом складывания







8

«Добрые и злые кораблики». Выражение намерений через украшение

Индивидуально-коллективная, изображение добрых и злых корабликов, аппликация

1

Гуашь, ножницы

И.Билибин картины к «Сказка о царе Солтане»(А.С.Пушкин).

Прочитать сказку «Снежная королева»







9-10

«Замок для сказочных героев»

Индивидуально-коллективная, смешанная техника.

2

Бумага, ножницы, клей, фломастеры

Слайды и фотографии архитектурных сооружений

Обращать внимание на необыкновенные постройки разных сооружений










  1. четверть: Как говорит искусство


№ уроков


Тема урока


Практическая работа

^ Кол-во часов

Оборудование


Задание на дом

Дата проведения

^ Для обучающихся

Для учителя

план

факт

1

«Огонь в ночи». Цвет как средство выражения: «теплые и «холодные» цвета.

Индивидуальная, изображение по памяти и по представлению костра на фоне ночного неба

1

Краски (без черной и белой краски), альбомы

Цветовой круг, таблица «теплые и холодные цвета», слайды огня

Подумать, где встречаются в природе борьба теплых и холодных красок







2

«Весенняя земля». «Тихие» и «Звонкие» цвета.

Рисование по памяти весеннего пейзажа

1

Альбом, краски

Изображения весенней природы;

Муз. композиции Э.Грига, А.Глазунова , А Вивальди

Присмотреться, что и когда в природе окрашено звонкими и тихими цветами







3

«Графические упражнения». Линия как средство выражения, ритм линий

Графическое изображение весеннего дня

1

Карандаши, фломастеры,

Доска, мел, варианты граф. упражнений

Находить и принести репродукции произведений графики







4

«Дерево».Линия как средство выражения. Характер линий

Индивидуальная, рисование по памяти и с натуры (деревья в окне)

1

Бумага карандаш

Репродукции картин художников - графиков

Находить и принести репродукции произведений графики







5-6

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

Коллективная, создание композиции «Стая птиц»

2

Цв. бумага, ножницы, нитка,клей

Технлогическая карта изготовления изделия «птицы»

Увидеть в окружающей жизни выразительные ритмические ситуации







7

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения

Индивидуальная, создание букета цветов (аппликация)

1

Цв.бумага, клей , ножницы

Технлогическая карта изготовления изделия «цветы»

Подготовка к итоговому уроку







8

Итог года. Оформление выставки работ учащихся

Индивидуально-коллективная

1

Клей, ножницы, работы вып-нные за год













gosudarstvennaya-sluzhba-v-organah-vnutrennih-del.html
gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu-v-rossijskoj-federacii.html
gosudarstvennaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-srednyaya-shkola-8-g-vitebska.html
gosudarstvennaya-trudovie-otnosheniya-ohrana-truda.html
gosudarstvennaya-usluga-soderzhanie-obrazovanie-standarti-kachestva-gosudarstvennih-uslug-v-oblasti-zdravoohraneniya.html
gosudarstvennaya-usluga-standarti-kachestva-gosudarstvennih-uslug-v-oblasti-zdravoohraneniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-matematika-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-klass-kontrolnaya-rabota-1.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-5-skazochnaya-proza-neskazochnaya-proza-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-folklora-specialnost.html
  • reading.bystrickaya.ru/medicinskaya-sluzhba-upravleniya-tila-severo-kavkazskogo-voennogo-okruga-rekomendacii-po-primeneniyu-sankt-peterburg-2003-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-koncepciya-vneuchebnoj-vospitatelnoj-raboti-v-udgu-05.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-socialnaya-aktivnost-i-vneshnie-svyazi-uchrezhdeniya-reglamentiruyushie-rabotu-uchrezhdeniya-v-chasti-soderzhaniya-obrazovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/posvyashenie-v-himikizanimatelnij-himicheskij-chas-e-yu-perfilova-direktor-mu-centr-razvitiya-obrazovaniya-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uprezhdeniya-shepel-viktor-maksimovich-chelovekovedcheskaya-kompetentnost-menedzhera-upravlencheskaya-antropologiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-informacionno-izmeritelnoj-tehniki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdrakonili-zakon-vremya-novostej-veretennikova-kseniya-15122005-234-str-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhizn-ne-ostanavlivaetsya-nikogda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-problemi-proekcii-soznaniya-v-son-kniga-prezhde-vsego-orientirovana-na-teh-kto-zanimaetsya-praktikoj-magicheskogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/audit-beznalichnih-raschetov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-zapadnoj-filosofii-dlya-napravleniya-032100-62-vostokovedenie-podgotovki-bakalavra.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-68.html
  • writing.bystrickaya.ru/fedorov-a-v-razvitie-mediakompetentnosti-i-kriticheskogo-mishleniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza-stranica-16.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekologicheskaya-psihologiya-i-pedagogika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-yavlyaetsya-hudozhestvennim-proizvedeniem-v-tom-smisle-chto-opisannie-v-nem-sobitiya-imeya-otnoshenie-k-avtorskomu.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-globalnie-aktori-v-publichnoj-politike-global-actors-in-public-policy-dlya-napravleniya-030200-68-politologiya-podgotovki-magistra.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sheshendk-nerd-oamdai-trbielk-orni.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-informatika-s-osnovami-matematicheskoj-biostatistiki-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-o-naruzhnih-priznakah-bulatov-o-bulatah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sushnost-banka-ego-funkcii-i-ih-razvitie-na-sovremennom-etape.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/myasnoe-zhivotnovodstvo-sfo-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-metodika-organizacii-epizodicheskih-form-vneurochnoj-raboti-po-matematike-vtoroe-izdanie-dopolnennoe.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-temi-esse-po-etike-programma-disciplini-etika-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-raboti-problemnih-sovetov-otchet-o-rabote-otdeleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-po-discipline-matematicheskaya-statistika.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektronnie-obrazovatelnie-resursi-obrazovatelnaya-programma-opredelyaet-celi-i-soderzhanie-obrazovatelnogo-processa.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozdejstvie-restrukturizacii-vertikalno-integrirovannih-kompanij-na-regionalnoe-ekonomicheskoe-prostranstvo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-mikroprocessornie-sitemi-upravleniya-napravleniya-podgotovki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pyatiletnij-plan-meropriyatij-po-nadzoru-na-obektah-g-kimri-i-kimrskogo-rajona-otdelom-gpn-po-g-kimri-i-kimrskomu-rajonu-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-i-obosnovanie-nachalnoj-maksimalnoj-ceni-dogovora-instrukciya-o-podgotovke-zayavok-na-uchastie-v-otkritom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-stihah-aleksandra-meledina-mezhdu-piterom-i-leningradom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-kachestvo-uchebno-metodicheskogo-bibliotechnogo-i-informacionnogo-obespecheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.