.RU

Календарно-тематический план предмет: изобразительное искусство (2 класс) учитель


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рунгинская средняя общеобразовательная школа Буинского района РТ»


Согласовано__________ _____________ Утверждаю__________ Дворцов О.Н.

Руководитель РМО Директор школы


Календарно-тематический план


предмет:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(2 класс)


учитель: Дворцов Олег Николаевич


2009/2010 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Тематический план составлен из расчета 1 учебный час в неделю к программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского (2005 год издания). Данное планирование предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении тематического плана большое внимание уделяется на актуализацию следующих аспектов обучения младших школьников:

- развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного, художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

- воспитание совместного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

- создание среды, стимулирующей творческую активность обучающегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

^ Основные задачи преподавания изобразительного искусства:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.

^ В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:

- с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получать начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит).

- основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

- простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

- начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

- делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, на хроматические и ахроматические цвета;

- начальными сведениями и видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

- понятием о видах изобразительного искусства;

- деятельностью художника (что может изобразить художник - предметы, людей, с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, краски и т.п.);

- с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками.

^ К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах ДПИ (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

- использовать навыки компоновки;

- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних - выше и т.п.);

- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);

- составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).


2 класс.


Тема года: Ты и искусство

  1. четверть: Чем и как работают художники.


№ уроков


Тема урока


Практическая работа

^ Кол-во часов

Оборудование


Задание на дом

Дата проведения

^ Для обучающихся

Для учителя

план

факт

1

«Цветочная поляна». Три основные цвета.

Индивидуальная, изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

1

Краски, альбомы

Цветовой круг.

Спокойная музыка

Понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков







2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок - богатство цвета и тона.

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

1

Краски, альбомы

Цветовой круг. Репродукции картин художников: И.И. Левитан «Буря-дождь», Ф.Васильев «Перед грозой» и др.

Соответствующая музыка

Находить схожие картинки - иллюстрации в книгах, журналах







3

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов

Индивидуальная, изображение по памяти и впечатлению

1

Цв. карандаши, мелки, пастель альбомы

Слайды и репродукции картин осеннего леса.

П.Чайковский «Осень»

Просмотреть и отобрать из журналов и книг иллюстрации, выполненные различными изобраз. материалами.







4

«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации

Парная, создание аппликации.

1

Цв. бумага, клей, ножницы, серая или коричневая бумага для фона

Живые листья разных оттенков, репродукции картин: И.Левитан «Золотая осень» и т.п.

Найти репродукции работ похожих на аппликацию







5-6

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

Индивидуально-коллективная, изображение по памяти и впечатлению, коллективная композиция фриз

2

Черная тушь, палочка заостренная. Или уголь.

альбомы

Слайды зимнего леса. Репродукции графических произведений. П.Чайковский «Декабрь»

Подобрать иллюстрации с черно-белыми линейными рисунками







7

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению.

1

Пластилин, стека, дощечка, тряпка и банки с водой

Фото скульптур животных. Иллюстрации работ Е.Чарушина, В.Ватагина и др.

Найти изображения скульптур







8-9

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные средства бумаги

Парная, выполнение макета игровой площадки

2

Бумага, ножницы, клей, картон

Слайды произведений архитектуры; макеты прошлых лет

Посмотреть, подумать, какие материалы используются для строительства.













  1. четверть: Реальность и фантазия



№ уроков


Тема урока


Практическая работа

^ Кол-во часов

Оборудование


Задание на дом

Дата проведения

^ Для обучающихся

Для учителя

план

факт

1

«Наши друзья - птицы». Изображение и реальность.

Индивидуальная, изображение с натуры и по памяти птиц.

1

Краски, альбомы

Фото и чучело птицы.

Иллюстрации В.Серова к басням И.Крылова и т. п.

Нарисовать любимых зверей







2

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Индивидуальная, изображение по представлению - «Жар - птица»

1

Краски, альбомы

Работы учащихся прошлых лет. М.Врубель «Царевна-лебедь».

Вспомнить какие сказочные персонажи в образе животных бывают. Нарисовать «невиданного» зверя, используя элементы разных

зверей и птиц







3

«Узоры паутины». Украшения и рельность, украшения в природе

Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

1

Альбом, цветные карандаши (пастель)

Слайды фрагментов природы (паутинки, снежинки, мох, крылья бабочек и др.)

Посмотреть, какие из природных мотивов можно угадать в различных украшениях







4

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

Коллективная, создание композиции «Подводный мир» в технике аппликации

1

Бумага, ножницы, краски фломастеры

Готовый фон подводного мира, слайды и фотографии рыб и обитателей подводного мира, клей; муз. фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко»

Вспомнить и записать названия обитателей подводного мира







5-6

«Кружевные узоры». Украшение и фантазия

Индивидуальная, работа в технике «граттаж»

2

Яйцо (желток), воск свечей, бумага, гуашь, заостренные палочки

Материалы для «граттажа», изображения кружев, бижутерии, вышивок; прежние работы детей.

Присмотреться в книжках украшениям сказочных героев.







7

Итог полугодия. Оформление выставки работ учащихся

Индивидуально-коллективная

1

Клей, ножницы, работы выполненные за полугодие




Выполнение новогодних (сказочных) рисунков










  1. четверть: О чем говорит искусство



№ уроков


Тема урока


Практическая работа

^ Кол-во часов

Оборудование


Задание на дом

Дата проведения

^ Для обучающихся

Для учителя

план

факт

1

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных.

Индивидуальная, изображение по памяти и по представлению животных

1

Краски, альбомы

Изображения животных.

Иллюстрации В.Ватагина, Е.Чарушина и т. п.

Прочитать (или вспомнить) «Сказку о царе Солтане»







2

«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека в изображении

Индивидуальная, рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру

1

Бумага, краски (ограниченные цвета)

Репродукции и иллюстрации художников- сказочников, методические пособия «пропорции лица», «мимика»

Нарисовать портреты своих ближних







3

«Сказочный женский образ». Выражение характера человека в изображении

Индивидуальная, рисование по представлению сказочных героев (женщин), контрастных по характеру

1

Краски, альбомы

Репродукции и иллюстрации художников- сказочников В.Васнецова, М.Врубеля, Б.Кустодиева

Нарисовать автопортрет







4

«Образ сказочного героя». Художественное изображение в объеме.

Индивидуальная, лепка в объеме сказочных героев

1

Пластилин, стека, дощечки

Фотографии скульптур работ С.Коненкова, А.Голубкиной, Родена.

Находить в книгах, журналах изображения скульптур







5-6

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

Индивидуальная, рисование природы в различных состояниях:

  1. спокойствие

  2. буря (ураган)

2

Краски, альбомы

Репродукции картин, изображающих красоту природы; П.Чайковский, А.Вивальди «Времена года» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных настроений в природе







7

«Морозные узоры». Украшение и реальность.

Коллективная, выполнение композиции «Волшебные сады Деда Мороза»

1

Цв. бумага синих оттенков, белого и серого цвета, клей, ножницы

Работы детей близких по тематике, слайды или фотографии морозных узоров.

Вырезать снежинки методом складывания







8

«Добрые и злые кораблики». Выражение намерений через украшение

Индивидуально-коллективная, изображение добрых и злых корабликов, аппликация

1

Гуашь, ножницы

И.Билибин картины к «Сказка о царе Солтане»(А.С.Пушкин).

Прочитать сказку «Снежная королева»







9-10

«Замок для сказочных героев»

Индивидуально-коллективная, смешанная техника.

2

Бумага, ножницы, клей, фломастеры

Слайды и фотографии архитектурных сооружений

Обращать внимание на необыкновенные постройки разных сооружений










  1. четверть: Как говорит искусство


№ уроков


Тема урока


Практическая работа

^ Кол-во часов

Оборудование


Задание на дом

Дата проведения

^ Для обучающихся

Для учителя

план

факт

1

«Огонь в ночи». Цвет как средство выражения: «теплые и «холодные» цвета.

Индивидуальная, изображение по памяти и по представлению костра на фоне ночного неба

1

Краски (без черной и белой краски), альбомы

Цветовой круг, таблица «теплые и холодные цвета», слайды огня

Подумать, где встречаются в природе борьба теплых и холодных красок







2

«Весенняя земля». «Тихие» и «Звонкие» цвета.

Рисование по памяти весеннего пейзажа

1

Альбом, краски

Изображения весенней природы;

Муз. композиции Э.Грига, А.Глазунова , А Вивальди

Присмотреться, что и когда в природе окрашено звонкими и тихими цветами







3

«Графические упражнения». Линия как средство выражения, ритм линий

Графическое изображение весеннего дня

1

Карандаши, фломастеры,

Доска, мел, варианты граф. упражнений

Находить и принести репродукции произведений графики







4

«Дерево».Линия как средство выражения. Характер линий

Индивидуальная, рисование по памяти и с натуры (деревья в окне)

1

Бумага карандаш

Репродукции картин художников - графиков

Находить и принести репродукции произведений графики







5-6

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

Коллективная, создание композиции «Стая птиц»

2

Цв. бумага, ножницы, нитка,клей

Технлогическая карта изготовления изделия «птицы»

Увидеть в окружающей жизни выразительные ритмические ситуации







7

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения

Индивидуальная, создание букета цветов (аппликация)

1

Цв.бумага, клей , ножницы

Технлогическая карта изготовления изделия «цветы»

Подготовка к итоговому уроку







8

Итог года. Оформление выставки работ учащихся

Индивидуально-коллективная

1

Клей, ножницы, работы вып-нные за год













gosudarstvennaya-sluzhba-v-organah-vnutrennih-del.html
gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu-v-rossijskoj-federacii.html
gosudarstvennaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-srednyaya-shkola-8-g-vitebska.html
gosudarstvennaya-trudovie-otnosheniya-ohrana-truda.html
gosudarstvennaya-usluga-soderzhanie-obrazovanie-standarti-kachestva-gosudarstvennih-uslug-v-oblasti-zdravoohraneniya.html
gosudarstvennaya-usluga-standarti-kachestva-gosudarstvennih-uslug-v-oblasti-zdravoohraneniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-urovnyu-trebovanij-k-specialistam-dlya-polucheniya-dopolnitelnoj-kvalifikacii-gradostroitel.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ds-05.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhanni-rodari.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-poisku-i-spasaniyu-v-privolzhskoj-zone-aviacionno-kosmicheskogo-poiska-i-spasaniya-samara-2012-g-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/formuli-i-uravneniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-menedzhment-dlya-specialnostej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vii-ekonomicheskij-kontrol-i-totalitarizm-monografiya-perevod-m-b-gnedovskogo-1990-pervaya-publikaciya-voprosi-filosofii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervaya-ot-grazhdanina-k-poddannomu-m-shtaerman-stranica-24.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-za-mobilnikov-deti-ploho-uchatsya-a-vzroslie-ranshe-vremeni-stareyut.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proizvodstvo-plavlenogo-periklaza-iz-prirodnogo-brusita-chast-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nachalo-i-konec-vselennoj-chast-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-rouz-s-r79-ustrojstvo-pamyati-ot-molekul-k-soznaniyu-per-s-angl.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhiznennie-pozicii-scenarij-v-zhizni-vzroslogo-cheloveka.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-kak-nauka-bazovie-kategorii-metodiki-obucheniya-iya-inostrannij-yazik.html
  • predmet.bystrickaya.ru/solovki-14-j-den-devyatogo-mesyaca-chetverica-nachalo-dnya-delo-lis-oborotnej.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/funkcionalnaya-verifikaciya-poyasnitelnaya-zapiska-k-kursovoj-rabote-po-discipline-vichislitelnie-mashini-sistemi-i-seti.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekti-po-izdaniyu-nauchnih-trudov-d-osnovnoj-konkurs-2008-goda-rossijskij-gumanitarnij-nauchnij-fond-rgnf.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-g-moskva-109044-ul-krutickij-val-d-14-ofis-107.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vechnoj-pamyati-chistoj-i-svetloj-dushi-moego-brata-eliyahu-pogibshego-v-boyu-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radiatori-medno-alyuminivie-regulus-g-kiev-ul-ya-ivashkevicha-5-of-216.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-v-01-teplo-i-hladosnabzhenie-dlya-specialnosti-170600-mashini-i-apparati-pishevih-proizvodstv-napravlenie-655800-pishevaya-inzheneriya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-ekzamenacionnih-sessij-20102011-uch-goda-studentov-psihologicheskogo-fakulteta-specialnosti-psihologiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rozhdestvenskie-chteniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/monetk-a-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-kulturi-zdorovya-uchastnikov-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-chuvashskoj-respubliki-stranica-29.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-gipsa-i-gipsokartona-gips.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-vibora-i-ocenki-prigodnosti-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/g14-otobrazhenie-informacii-operatoru-tehnologu-nergetiki-i-elektrifikacii-ees-rossii-obshie-tehnicheskie-trebovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-problema-organizacii-fyucherskoj-torgovli-v-sovremennih-usloviyah-razvitiya-srochnogo-rinka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-poryadke-i-usloviyah-oplati-truda-rabotnikov-uchrezhdenij-upravleniya-obrazovaniya-administracii-goroda-anzhero-sudzhenska-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-predpriyatij-dokumenti-po-lichnomu-sostavu-kotorih-peredani-na-municipalnoe-hranenie-v-arhivnij-otdel-administracii-goroda-po-sostoyaniyu-na-01-01-2010-stranica-11.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ne-smotrite-na-chasi-u-i-m-sirs-gotovimsya-k-rodam-gl-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-menyayutsya-vremena-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/planirovanie-po-literature-dlya-uchashihsya-11-aklassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.