.RU

«Каргасокская средняя общеобразовательная школа №1»


Сценарий урока – изложения на основе зрительного восприятия текста.

Преподаватель: Набойщикова Нина Иннокентьевна, учитель-логопед

Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №1», Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок

Номинация: сценарии уроков

Предмет: урок развития речи, русский язык

Класс: второй

Возраст детей: 8-9 лет

Тема и тип урока: урок развития речи, изложение на основе зрительного восприятия.

^ Продолжительность занятия: 45 минут – 1 урок


Изложения подобного типа носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи учителя- логопеда, который в процессе коллективной подготовительной работы помогает учащимся осознать содержание и структуру будущего изложения. Коллективная подготовительная работа по выделению опорных слов помогает учащимся осознать признаки текста: тематическое единство, подчинение высказывания основной мысли, построение по определённой логической схеме. Существенная роль в изложениях подобного типа отводится зрительному восприятию не только при чтении, но и при орфографической подготовке к изложению материала. Выделение цветными карандашами словарных слов, слов с безударной гласной в корне и т.д. позволяют зрительно зафиксировать в памяти правильное написание. Подобным образом отрабатываются и закрепляются умения учащихся.


Цели урока:


Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и дятел», цветные карандаши, картинный материал, запись опорных слов на доске.


^ План урока.





п\п

Этапы урока

Временная

реализация

1.

Организационная часть. Объявление темы урока

1 мин.

2.

Беседа. Повторение знаний о тексте.

1 мин.

3.

Знакомство с текстом, незнакомыми словами, беседа по содержанию текста


2 мин.

4.

Анализ текста по частям, выбор опорных слов, запись их на доске

6 мин.

5.

Пересказ учащимися частей текста по опорным словам

8 мин.

6.

Орфографическая подготовка: выбор словарных слов, слов с безударными гласными, с разделительным Ъ и Ь знаками, глаголов с приставками

5 мин.

7.

Орфографическое чтение текста

1 мин.

8.

Запись учащимися текста изложения

15 мин.

9.

Чтение 3-4 работ учащихся

4 мин.

10.

Итог урока

1 мин.



1. Организационная часть, объявление темы урока.

Сядет тот, кто готов к уроку, т.е. у кого на парте лежат ручка, цветные карандаши, простой карандаш и тетрадь по развитию речи. Сегодня мы пишем изложение. Запись числа, темы занятия «Изложение».

2.Повторение знаний о тексте.

- Что такое текст?

(Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Все предложения в тексте развивают одну мысль.)

- Что такое тема текста?

(Тема текста – это то, о чём в нём говорится.)

- Что такое главная, основная мысль текста?

(Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, в чём он хотел убедить читателя или слушателя).

- Что значит написать изложение рассказа? –

(Это пересказ того, что услышали или прочитали).

- Что такое опорные слова?

(Это те слова текста, которые передают основную мысль).


-Очень хорошо, теперь давайте познакомимся с новым текстом, простым карандашом отметьте слова или выражения, которые вам непонятны.


3. Каждому раздается напечатанный текст. Дети самостоятельно прочитывают его.


Жалейкин и дятел.


  1. Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит, стучит кто-то, как топором. Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Жалко ему стало берёзу.

  2. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Он очищал её от жуков, личинок, гусениц.

  3. Перестал дятел в рощу летать. Развелись в роще гусеницы и объели на берёзах все листья. Расплодились жуки. Стали берёзы болеть и сохнуть.

  4. Жалейкин знай охраняет рощу от дятлов. До того доохранялся, что и охранять стало нечего. Была живая, весёлая роща, а стал сухостой и валежник.

(Н. Сладков.)


- Какие новые или незнакомые слова вам встретились?

Объясняется смысл непонятных слов и демонстрируется картинка.


^ Сухостой – засохшие на корню деревья.





Валежник – сухие сучья и деревья, упавшие на землю.





Как вы понимаете выражение: ^ Изо всех сил? ( очень сильно, что есть мочи).


4. Выразительное чтение текста вслух логопедом.

Беседа:

- Докажите, что это текст. ( Во всех предложениях рассказывается о Жалейкине и о дятле Все предложения по смыслу связаны между собой).

- Какова основная тема текста? О чём он? (Здесь рассказывается, как Жалейкин охраняет рощу от дятла).

- А главная мысль? Что нам хотел сказать автор? (Автор хотел сказать, что дятел – полезная птица. Он охраняет леса от гусениц, жуков и насекомых).


5. Разбор текста по частям.

Опорные слова 4 части: охраняет, доохранялся, нечего, сухостой, валежник.

Логопед записывает столбиком опорные слова каждой части на доске. Дети подчёркивают их чёрным карандашом в своём тексте.


6. Пересказ по частям с опорой на ключевые слова.

- Мы с вами выделили опорные слова, а теперь будем пересказывать каждую часть, опираясь на эти ключевые слова.

Каждую часть пересказывают по 1 ученику, затем весь текст пересказывают 2 учащихся.

Логопед помогает использовать при пересказе опорные слова, редактирует высказывания.

7. Орфографическая подготовка.

- Найдите в тексте и обозначьте красным цветом словарные слова. ( берёза, топор, пришёл, гусеница)

- Внимательно прочтите текст, найдите в нём слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением, и подчеркните оранжевым карандашом.

Дети называют слова, указывают на безударную гласную и проверяют её (разглядел - глядя, долбил - долбит, очищал - чистит, летать - полёт, развелись - развёл, расплодились - плод, болеть - боль).

- Найдите в тексте слова с разделительными твёрдым и мягким знаками (листья, объели). Зелёным карандашом подчеркните разделительные знаки и гласные перед ними.

- Обратите внимание на слова: подкрался, разглядел, прогнал, очищал, расплодились, перестал, развелись, объели. ( Это слова с приставками). Выделите синим карандашом приставку.


8. Хоровое орфографическое чтение всего текста.

Вот так должен выглядеть текст во время хорового чтения.

Жалейкин и дятел.

  1. Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит, стучит кто-то, как топором. Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Жалко ему стало берёзу.

  2. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Он очищал её от жуков, личинок, гусениц.

  3. Перестал дятел в рощу летать. Развелись в роще гусеницы и объели на берёзах все листья. Расплодились жуки. Стали берёзы болеть и сохнуть.

  4. Жалейкин знай охраняет рощу от дятлов. До того доохранялся, что и охранять стало нечего. Была живая, весёлая роща, а стал сухостой и валежник.

(Н. Сладков.)


Дети убирают текст.

9. Самостоятельная запись текста.

- Сколько частей в тексте? ( В тексте 4 части).

- Как показать при письме, что вы переходите к новой части? (Нужно писать с красной строки)

В течение самостоятельной записи текста учитель-логопед оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Кто написал, тот проверяет: - обозначение частей текста,

- прочитывает написанное изложение по слогам, проверяя грамотность.

10. Итог урока.

- Все закончили писать изложение. Давайте послушаем изложения учащихся.

Чтение 3-4 работ вслух.

- Смогли ли они передать основную мысль текста?


Литература:

  1. Андрюхова Л.Л. Уроки развития речи в начальной школе (методика и практика преподавания) Ростов-на-Дону, Феникс, 2003

  2. РоссийскаяЕ.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М., Айрис – пресс,2004

  3. Андреева Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР (III – IV Ур.) Школьный логопед, 2008г., №1

  4. С.Ю. Ильина Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием С-П, Каро,2006







i-mirovaya-ekonomika-i-ee-struktura-stranica-10.html
i-mirovaya-ekonomika-i-ee-struktura-stranica-16.html
i-mirovie-tendencii-perehoda-k-ustojchivomu-razvitiyu-koncepciya-perehoda-respubliki-tadzhikistan-k-ustojchivomu-razvitiyu-soderzhanie.html
i-mne-ochen-nepriyatno-povtoryat-stolko-varvarskih-imen-no-neobiknovennie-istorii-tak-predvaryaet-odnu-iz-takih-istorij-rasskazchik-v-vikolo-di-madama-stranica-10.html
i-modernizaciya-vooruzhennih-sil-rossii.html
i-monografii-regionalnie-vektori-vneshnej-politiki-respubliki-tadzhikistan.html
  • books.bystrickaya.ru/bereshit-191-11-.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-pravo-32009-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2009-2010-gg.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenieg-sopredsedateli-ekspertnih-grupp-na-vsemirnoj-konferencii-2005g.html
  • school.bystrickaya.ru/chernaya-i-cvetnaya-metallurgiya-mira.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-1-uroven-kompetencii-i-kontroliruemih-pokazatelej-deyatelnosti-dobrovolca-v-organizacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/fizicheskoe-stroenie-solnca.html
  • institut.bystrickaya.ru/trinadcatij-arbitrazhnij-apellyacionnij-sud.html
  • write.bystrickaya.ru/g-tomsk-24-noyabrya-2010-g-17-00-aktovij-zal-glavnogo-korpusa-tpu-pr-lenina30.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-landshaftovedenie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-kolin-makkalou-simvol-veri-tretego-tisyacheletiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritoe-pismo-prezidentu-ukraini-viktoru-yushenko.html
  • lecture.bystrickaya.ru/424osobennosti-otrazheniya-v-uchete-i-otchetnosti-otdelnih-operacij-vedushij-yuriskonsult.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fond-federaciya-sobral-zvezd-dlya-uchastiya-v-blagotvoritelnom-aukcione-s-molotka-ushli-gitara-kostnera-i-kniga-kinga-15.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-metodologiya-istorii-iskusstva-predmet-celi-i-zadachi-kursa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-11-chas-00-min-57-sek-a-p-torshin-predsedatelstvuyushij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnoj-discipline-patofiziologiya-po-specialnosti-022700-klinicheskaya-psihologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mneniya-kommentarii-izvestiya-sokolov-maksim-03042009-56-str-8-novosti-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-9-klass.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-kosmicheskoj-radiacii-na-solnechnie-batarei-iskusstvennih-sputnikov-zemli-i-sposobi-zashiti.html
  • tests.bystrickaya.ru/mektep-zhasina-dejng-balalardi-salauatti-mr-saltin-aliptastiruda-ltti-imil-ozalis-ojindarini-erekshelg.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-chestnost-i-spravedlivost-uchebno-metodicheskoe-posobie-cheboksari-2005-bbk-87-7r30-p-784.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-ordinaturu-po-specialnosti-anesteziologiya-reanimatologiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-energoeffektivnosti-sistemi-teplosnabzheniya-uchebnih-pomeshenij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-novo-kemerovskaya-tec.html
  • holiday.bystrickaya.ru/norma-prava-chast-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-8-sredstva-truda-v-avtoservise-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ds-09-sistemi-tehnologii-i.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/20-g-kolomna-nazvanie-subekta-rossijskoj-federacii-moskovskaya-oblast.html
  • essay.bystrickaya.ru/energeticheskij-obmen-metodichka-47-farmaciya-fiziologiya-zhkt.html
  • bystrickaya.ru/vozvrashenie-ne-predusmotreno-stranica-24.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-russkogo-yazika-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-levuyu-chast-uravneniya-mozhno-rassmatrivat-kak-nekotoroe-neizvestnoe-kompleksnoe-chislo-privedya-ego-k-vidu-a-bi-poluchaem-uravnenie-ravnosilnoe-dannomu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/genealogiya-v-emigrantskoj-memuaristike-1920-h-1950-h-gg.html
  • report.bystrickaya.ru/i-signalov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-osnovnaya-krazdelu-drevnerusskaya-literatura-gasparov-b-m-poetika-slova-o-polku-igoreve-m-2000-drevnerusskaya-literatura-ix-xvii-vekov.html
  • credit.bystrickaya.ru/pochti-polveka-nazad-yarkoe-perezhivanie-prodolzhavsheesya-vsego-neskolko-chasov-izmenilo-vsyu-moyu-lichnuyu-zhizn-i-nauchnuyu-kareru-ya-togda-molodoj-vrach-psihiatr-ne-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.